Профессор Липсиц: Экономика России уходит в теневую, криминальную, бандитскую сферу
«Россия теперь намертво прирастает, как придаток, в Китай»
Пока у России нет другого выбора, кроме как развивать торговлю с Китаем, но в то же время страна-агрессор из-за санкций не может тратить полученные юани. Об этом в интервью «Главкому» рассказал Игорь Липсиц, доктор экономических наук и экс-профессор Высшей школы экономики в Москве.
«Это логика изоляционизма. Она заключается в том, что Россия теперь намертво прирастает как придаток в Китай. Есть расчет на то, что нужно создать некую закрытую систему расчетов цифровых валют между Россией и Китаем», – отметил он.
Россия, по словам экономиста, планирует продавать свои энергоресурсы, топливные и природные ресурсы Китая, а на полученные деньги покупать в Китае все, что он производит.
«Но ситуация такова, что сейчас начались проблемы в торговле между Россией и Китаем. Китайские банки отказываются принимать юани из России. Это значит, что если ты даже продал нефть, получил юань, завел юань на свой счет и как бы ты хотел эти деньги потратить на покупку товаров за юани в том же Китае, не можешь этого сделать. Китайские банки твои юани не принимают», – сообщил Липсиц.
Доктор экономических наук назвал результаты действий российского правительства «замкнутым кругом безумия». Он добавил, что происходит безумный рост импорта из Китая – чуть ли не 40% в год.
«С другой стороны, Китай опасается вторичных санкций против своих банков и не производит расчеты. А для Китая пока рынок США и валютные расчеты по доллару значительно важнее, чем расчеты с Россией по российскому рынку и рублево-юаневому обороту», – отметил экономист.
По словам Липсица, российское правительство порекомендовало внешнеторговым компаниям вернуться к бартерным операциям. Разработаны три методики по организации бартерных расчетов во внешней торговле, включая даже «толлинг», который в 90-х годах практически назвали запрещенным. Тогда были большие проблемы со сбором налогов, а бартерные схемы были одним из факторов дефолта 1998 года.
Толлинг – изготовление (переработка) продукции из сырья иностранного заказчика с последующим вывозом готовых изделий обратно за границу. При этом оплата поступает только по изготовлению (переработке).
«Это означает, что в целом денежный расчет идет из банка. Банки теряют доходы от обслуживания внешнеторговых сделок. Возникает практически криминальная схема расчетов. Уже идет разговор о том, чтобы ввозить валюту в наличном виде чемоданами. Я не шучу», – подчеркнул экономист.
Липсиц добавил, что бизнес Турции уже обратился к своему правительству с просьбой разрешить обналичивать из России за торговыми операциями. Затем ее планируют не вносить на счета в турецкие банки, чтобы не попасть во вторичные банковские санкции.
«Все это означает, что экономика России идет из белой сферы в теневую, криминальную, бандитскую, и это, конечно, катастрофа... Возникает бандитско-криминальная экономика, бандитско-уголовная система денежных расчетов, о которой даже говорить страшновато», – резюмировал экономист.
Игорь Липсиц прогнозирует, что в России остается меньше реальных партнеров в этом мире – ее выбросят из мировой экономики и будут учиться жить без нее.
«Россия уничтожает свое будущее потому, что без внешней торговли она жить не может», – подчеркнул экономист. Он добавил, что у страны-агрессора будет все меньше партнеров во внешней торговле, и она будет намертво прикреплена к Китаю, Турции.
Напомним, посол США при НАТО Джулианна Смит заявила, что Китай помогает России достичь своих военных целей в Украине, продолжая продавать такие товары как технологии беспилотников или пороховые компоненты. По ее словам, Китай «избрал сторону» и больше не может претендовать на нейтральную позицию в войне РФ против Украины.
Ранее государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил, что Китай является главным поставщиком военного оборудования для России. Вашингтон предупредил Пекин о неприемлемости поддержки русской войны.