Белорусские войска на границе: что на самом деле скрывается за громкими заявлениями?

Чего ждать от белорусской угрозы?
фото: dpa.com

Развертывание белорусских сил на украинской границе – реальность или иллюзия?

Обзор, сегодня – поговорим «за Беларусь».

Уже почти неделю никак не стихнет настоящая истерика в украинском публичном информационном пространстве, на тему гипотетического нападения Беларуси. Более того, новый импульс этот «движок» получил после сравнительно недавнего заявления нашего МИД относительно «концентрации белорусских войск» на нашей границе.

Итак, по-моему, в связи с этим имеет смысл посмотреть, что же там происходит на самом деле и какие такие «орды войск» собрал Кремль под нашей границей со стороны Беларуси. В настоящее время противник (вооруженные силы республики Беларусь/РБ), а также российское командование, развернули на территории РБ 2 (два), этаких, «оперативно-тактических группировки войск (сил)» против Украины.

Я не просто использовал, в этом случае, кавычки. По-моему, статус «оперативно-тактическая группировка» (ОТУ) здесь, мягко говоря, выглядит слишком громко для этих группировок. На мой взгляд, им вполне достаточно будет термина «тактическая группа» (по желанию можно еще добавить – «сводная»).

Итак, посмотрим на эти зловещие «белорусско-российские ОТУ», развернутые именно на территории Беларуси.

1. ОТУ «Викинг» (достаточно странное название, для формально лукашенковских войск, ведь – где он, а где викинги, ну такое), его КП\ПУ развернут в районе поселка Зябровка (Гомельская обл.), имеет в своем составе:

  • 339-й отдельный мотострелковый батальон (ОМСБ) 120-й отдельной мотострелковой бригады (ОМСБР). Главные силы (2 роты + КСП) развернуты в районе авиабазы ​​(ну как авиабазы, скорее – полевого аэродрома) «Мозырь», еще одна рота – в районе села Тереховка. Короче говоря, батальон частично растащили вдоль границы.
  • 355-й отдельный танковый батальон (отб) этой же 120-й омсбр, также поротно растянутый, как и 339-й омсб. Одна танковая рота батальона придана «на усиление» 339-му омсб и находится в районе Мозырского аэродрома, две других развернуты в районе поселков Климовка и Калинина.
  • Сводная тактическая группа 51-й артиллерийской бригады (абр), приблизительно к дивизиону, которая развернута к югу от города Гомель, вероятно, имеет в своем составе огневые подразделения на 152-мм артсистемах (АС) типа – 2С5 «Гиацинт-С» и 2А65 «Мста».
  • Реактивная артиллерийская батарея (реабатр) из состава 336 реактивной артиллерийской бригады (скорее всего, на 301-мм реактивных системах залпового огня типа «Полонез, до 4-6 ПУ). Развернута в районе той же Зябровки.
  • Ну и, конечно, «мобильный компонент» – до 2-х рот 383-го десантно-штурмового батальона (дшб) из состава 38-й отдельной десантно-штурмовой бригады. Эти также слоняются в районе Зябровки.
  • В качестве «передовых сил», в составе «ОТУ Викинг» используется 33-й отдельный отряд специального назначения (СпП), также «типа развернут» в районе Зябровки, но на самом деле больше времени проводит непосредственно в районе украинско-белорусской государственной границы.

2. ОТУ «Волат» КП\ПУ развернут в районе города Мозырь имеет в своем составе:

  • Развернут полным составом 357-й парашютно-десантный батальон из состава 103-й отдельной воздушно-десантной бригады (район города Мозырь – юго-западнее и южнее).
  • 382-й десантно-штурмовой батальон (дшб) 38-й отдельной десантно-штурмовой бригады (одшбр), растянут также, как и его «коллеги» – подразделения развернуты в районах Большой Боков, Валавск, Мозырь.
  • Ну и 2 (два) сводных тактических отрядов (до батальона каждый) 5-й отдельной бригады СпП. Один развернут в районе села Иваново (это Брестская область), другой – в районе села Приболовичи (Гомельская обл.).

Общие количественные указатели этой белорусской «армии вторжения» на данный момент – таковы:

  • личного состава (о\с) – явно до 3-х тысяч «голов»;
  • танков – до 30-ти единиц (возможно даже меньше);
  • боевых бронированных машин (ББМ) – где-то 130-140 единиц);
  • артиллерийские системы (АС), включая 120-мм минометы – до 60-62 единиц;
  • реактивных систем залпового огня (считая, как сводный дивизион 51-й абр, так и реабатр 336-й реабр), где-то 9-10 единиц.

Теперь, собственно, о самых песиголовцах, которые размещены на территории республики Беларусь. Их, в общем, где-то до 1000 «тушек» (без учета «вагнеров») и их контингент достаточно специфичен:

Оперативная группа «офицеров» ЛенВО (читай УВ «Север») – от 40-х до 44-х «голов». Типа для «взаимодействия», на самом деле – контролируют действия белорусских военных, чтобы они происходили исключительно в ключе решений российского генштаба и вообще кремля, а также, чтобы последние «не угнули» в самый ответственный момент. По определенным признакам, имеют «очень широкие полномочия» по принятию решений непосредственно «по месту».

Звено оперативно-тактической авиации Воздушно-космические силы Российской Федерации (на АБ «Барановичи») – до 4 истребителей типа Су-30СМ с пилотами + соответствующее количество инженерно-технического состава.

Сводная тактическая группа сил ПВО – из состава 1530-го и 1533-го зенитных ракетных полков (зрп) со склада, соответственно – 25-й и 93-й дивизий ПВО 11-й армии ВВС и ПВО ПКС РФ прикрывают – АБ «Барановичи», а также «полевые аэродромы» в Мозыре и Зябровке, ну и размещении в этих районах ПТД, районы сосредоточения, склады и т.д. войск противника. Имеют на вооружении, примерно до 6-7 единиц зенитных ракетно-пушечных комплексов типа «Панцирь-С1» и до 18 единиц мобильных элементов зенитных ракетных систем С-300\400 (включая ПУ и оборудование управления и обеспечения боевой стрельбы).

Оперативная группа на радиотехническом узле АБ «Барановичи», а также на узле дальней связи ПКС РФ (Вилейка). Ну и где-то до 350-400 бывших «вагнеров» бродит также на территории Беларуси. Часть из них изображает «инструкторско-методический состав», другие сведены в отдельные тактические подразделения «на содержании» белорусского бюджета.

Попробуем выделить определенные общие черты, присущие нынешней ситуации с гипотетическим белорусским вторжением на территорию Украины и сформулировать определенные выводы.

В настоящее время, для его осуществления на практике, белорусское военное командование имеет в развернутом состоянии – 1 мотострелковый батальон, 1 танковый батальон, 2 десантно-штурмовых батальона, 1 парашютно-десантный батальон, 1 сводный артиллерийский дивизион, 1 реактивную артиллерийскую батарею. Ну и к этому можно добавить, где-то 2 отряда «передовых диверсантов» + сводную роту «глубинной разведки».

В суточной готовности к развертыванию находятся еще – 1 мотострелковый батальон (78-й мсб из состава 6-й омсбр), 1 десантно-штурмовой батальон (381-й дшб из состава 38-й одшбр), 1 артиллерийский дивизион (смешанный артиллерийский дивизион 38-й отшбр), 1 парашютно-десантный батальон (317-й юб из состава 103-й опдбр).

Таким образом, кремлевские стратегии на белорусском направлении (или Полесское операционное направление), имеют в развернутом состоянии, или в очень близком к нему – до 13 формирований уровня «батальон\дивизион».

Большая часть этих тактических групп составляет именно «мобильный» компонент белорусского войска. Ведь это преимущественно батальоны 38-й отдельной десантно-штурмовой и 103-й отдельной воздушно-десантной бригады. Первая задействована почти в полном составе, вторая – по крайней мере, двумя «штатными» батальонами.

Добавив сюда большую часть 5-й обр СпП (не менее 2-х сводных тактических отрядов) и осознав тот факт, что в состав «первого эшелона» гипотетического белорусского вторжения входят только 2 мотострелковых батальона и 1 танковый (из 13 развернутых в его составе), общий рисунок становится достаточно «выпуклым и рельефным».

Учитывая вышесказанное, следует сказать, что если «какое-то вторжение» со стороны Беларуси и запланировано, то оно, очевидно, должно происходить в виде мобильных (рейдовых) действий ограниченного масштаба в тактической зоне и, вероятно, исключительно в пограничных. По крайней мере, так выглядит сейчас.

Иначе количество «тяжелых» (мотострелковых и танковых) батальонов, способных прорываться в глубину боевых порядков противника, преодолевая подготовленную систему обороны противника, и там закрепляться с целью удержания захваченного, в составе уже развернутых войск (сил) противника на Гомельском и Мозырском направлениях бы совсем другой.

Кроме того, еще более «выпуклым» этот рисунок делает реальное распределение и структуризация всей этой группировки, непосредственно по операционным направлениям. Очевидно, в этом смысле, основные усилия командования противника (и соответственно его войска/силы) сосредоточены преимущественно в Гомельской области (это Черниговское, Припятское и Овручское направления) на направлениях Ковельского и Сарненского развернуты силы и средства в гораздо меньшем количестве.

Также, совсем не случайно на данный момент в Беларуси находятся «взаимодействители-контролеры» именно из штаба ЛенВО (ГВ «Север»), а не из штаба «штатного» Московского военного округа, в зону ответственности которого, собственно, и входит общий» Западный (Белорусское) стратегическое направление» в мирное время. Ведь на данный момент именно войска этого округа (а не МПО), в виде группировки войск (ГВ) «Север», развернуты в Брянской, Курской и Белгородской областях, то есть на направлениях, непосредственно примыкающих к территории Беларуси.

Итак, судя по всему, уверенно и единодушно утверждать, что в ближайшее время, противник ни в коем случае не попытается куда-то «ворваться» со стороны Беларуси (пусть даже в пару пограничных хуторов), особенно, учитывая общую (стратегическую) ситуацию в войне, я бы все-таки не взялся. Хотя, конечно, по всем формальным признакам, это и выглядит как – ну очень маловероятный «ход» противника.

По-моему, какие-то «асимметричные» действия ограниченного масштаба и уровня, именно пограничного характера, со стороны противника – вполне возможны. Именно поэтому внимательно отслеживать изменения в количестве и структуре сил и средств противника, сосредоточенных и развернутых на этом направлении, а особенно их активность в пограничной полосе – стоит.

Читайте также: