Инфляция в Украине в феврале 2024 года: уровень снижается
Инфляционные тенденции продолжают снижение
В феврале 2024 года уровень годовой инфляции снизился до 4,3% против 4,7% в январе. Прогнозы в очередной раз не оправдались: в начале 2024 года НБУ ожидал, что по итогам І квартала инфляция ускорится до 5%.
Базовая инфляция в годовом исчислении составила 4,5% против 4,6% в январе. Сейчас как общая, так и базовая инфляция находятся в рамках целевого диапазона НБУ, в то время как первоначально вхождение в этот целевой диапазон планировалось только начиная с 2026 года. Прошлогодние прогнозы инфляции оказались крайне неточными.
Ключевая причина погрешностей в инфляционных прогнозах – применение несовершенного модельного инструментария, не учитывающего всю полноту факторов, влияющих на инфляцию, отсутствие моделей по прогнозированию структурной инфляции, а также предположение о сроках завершения войны.
Основным фактором, обусловившим стремительное падение инфляции, было сокращение совокупного спроса (на 25% относительно довоенного уровня). Ключевые факторы сокращения спроса – война, выезд беженцев за границу (более 6 млн человек), мобилизация мужчин в ряды ВСУ, высокий уровень безработицы (около 20% рабочей силы), а также жесткая монетарная политика, ограничившая поступление заемных средств в экономику (уровень кредитование за год сократилось на 20% ВВП до 14% ВВП).
Также на понижение уровня инфляции повлияло перенасыщение внутреннего рынка аграрной продукцией при рекордном урожае. В результате блокирования внешнеторговых путей экспорт агропродукции упал на 7% в годовом измерении. В годовом исчислении упали цены на такие категории товаров как хлебопродукты, растительное масло, сахар, яйца.
Весомым сдерживающим фактором инфляции является стабильность обменного курса, который уже 1,5 года сохраняется на уровне 37-38 грн за $1, что способствует стабилизации цен на импортные товары. С начала войны Украина получила около $75 млрд внешней финансовой помощи (в т.ч. от МВФ – $7,2 млрд), что позволило не только покрыть дефицит платежного баланса, но и нарастить валютные резервы. Последующая стабилизация валютной позиции зависит от достаточности и ритмичности поступления внешней помощи.
Сдерживающим фактором роста инфляции есть сохранение Правительством частичного моратория на повышение жилищно-коммунальных тарифов. Однако данный фактор следует рассматривать как отсрочку прироста цен, поскольку будущая рыночная коррекция этих административных тарифов будет неизбежна.
С другой стороны потенциально значительные инфляционные риски сохраняются со стороны фискального дефицита, уровень которого достиг 27% ВВП по итогам 2023 года. Однако, на данный момент влияние фискального дефицита на рост цен ограничено, поскольку его размер составляет лишь 2/3 от потерь номинального ВВП по сравнению с довоенным периодом. Также «фискальную инфляцию» сдерживает тот факт, что более 50% государственных расходов направляются на оборонные нужды, преимущественно не влияющие на активизацию спроса.
Последующие перспективы инфляции будут определяться как проинфляционными, так и контринфляционными факторами. Низкий потребительский спрос и структурный характер инфляции будут сдерживать раскрутку ценовой спирали. В то же время, повышение тарифов на электроэнергию, значительный фискальный дефицит, потенциально риски девальвации гривны остаются весомыми проинфляционными факторами.