Информационная война. Четыре темы, которые сейчас использует Россия
Относительно дезинформационных гибридных кампаний РФ
Associated Press сделало подборку фактов дезинформационных кампаний России во Франции, которые значительно актуализировались накануне Олимпийских игр и в процессе парламентских выборов и более активных действий Запада по помощи Украине.
Содержимое имеются четыре большие линии, по которым активно запускается дезинформация: 1. антисемитизм; 2. помощь Украине; 3. политика Макрона/западных институтов; 4. Олимпийские игры.
Цель, как отмечает издание, ссылаясь на слова французского военного чиновника – это долгосрочные и постоянные усилия сеять социальные раздоры, подрывать веру в СМИ и демократические правительства, ослаблять НАТО и лишить Украину поддержки Запада. Отдельным бонусом являются разные клеветнические кампании накануне Олимпийских игр, в частности, об отстранении большинства российских спортсменов.
Технологически все больше начинают применяться современные технологии. То есть, наряду с уже традиционными фейковыми страницами, имитирующими европейские издания, и далее активными тегами, применяется инструменты дипфейков и искусственного интеллекта.
1. Антисемитизм
Издание напоминает, что российские кампании по распространению антифранцузской дезинформации начались в соцсетях еще в начале лета прошлого года, но впервые ощутимы в октябре 2023-го, когда более 1000 ботов, связанных с Россией, передали фотографии звезд Давида из граффити в Париже и его пригородах.
По словам экспертов по кибербезопасности, «фотографии с каждого события дополнялись в социальных сетях фейковыми аккаунтами, связанными с российским сайтом дезинформации RRN». В отчете французской разведки говорится, что RRN является частью большей операции, организованной Сергеем Кириенко, высокопоставленным чиновником Кремля. Этот акт вандализма вызвал резкую реакцию французского политического класса, осуждение в законодательном органе и публичные прения.
«Антисемитские атаки во Франции растут, а война в Газе оказалась раскалывающей», – отмечает AP.
2. Помощь Украине
Красноречивый пример, который приводит издание: в марте, сразу после того, как Макрон озвучил возможность отправки западных военных в Украину, во Франции запустили в соцсетях (русскоязычных и франкоязычных, а затем это имело продолжение и в белорусских СМИ) фейковый набор во французскую армию в Украине.
А уже 1 июня с отчетом правительства Франции, на которое ссылается AP, возле Эйфелевой башни появились ящики с надписью «Французским солдатам в Украине».
3. Критика Макрона/западных правительств, институций, ориентированных на единство в противодействии войне РФ
Один из показательных примеров – публикация от 25 июня на фейковом сайте якобы от Le Point (журнала о текущих событиях) и французского информационного агентства AFP (которая критикует Макрона), и цитата оттуда: «Наши лидеры не представляют, как живут простые французы, но готовы уничтожить Францию во имя помощи Украине».
Другой пример, который приводит издание: некий сайт, утверждавший, что якобы принадлежащий партии Макрона, предлагал заплатить 100 евро за голос за него, типа, ссылаясь, на настоящий веб-сайт партии. Учитывая результаты выборов во Франции, прогнозируется, что Россия только усилит свои усилия.
4. Олимпийские игры
Здесь наиболее показательный пример – это полнометражный фильм «Olympics has Fallen», поддельный под Netflix с голосом, созданным искусственным интеллектом, похожим на якобы критиковавшего МОК Тома Круза. Этот фильм стал активно распространяться по российским соцсетям, что и привлекло внимание правительственного надзорного органа по кибербезопасности Франции Viginum, который еще с лета 2023-го регулярно публикует отчеты.
Во вторник Viginum опубликовал новый отчет, где как раз указывается на риски, ожидаемые на Играх, «не из-за возможного насилия, а из-за дезинформации».
Также есть заявление от Microsoft о том, что компания Storm-1679 «разжигает опасения насилия на Играх и осенью прошлого года распространила цифровые фотографии, которые, среди прочего, касаются нападений на израильских спортсменов на Олимпиаде 1972 года».