Когда мы увидим мир без порабощенных народов?
«Русско-украинская война снова поставила на повестку дня необходимость преодоления колониализма»
В этом году мир 65 раз проводит неделю порабощенных народов. Эта инициатива возникла в разгар Холодной войны. В далеком 1959 году Конгресс США принял специальную резолюцию, в которой призвал Президента ежегодно в течение третьей недели июля проводить мероприятия, приуроченные порабощенным народам, пока не будет достигнута свобода и независимость для порабощенных наций мира.
Тогдашний президент США Эйзенхауэр подписал соответствующий закон. В те времена в список порабощенных народов внесли прежде всего попавшие под коммунистическую оккупацию народы, прежде всего стран Восточной и Центральной Европы, оккупированных после окончания II Мировой войны, а также аннексированных стран, которые в качестве колоний вошли в состав так называемых республик в состав Советского Союза.. Список расширялся странами, которые попадали под действие советского коммунистического империализма уже после окончания Второй мировой войны, вроде Северной Кореи, Северного Вьетнама, Тибета и других.
Примечательно, что в первой резолюции в список порабощенных территорий попали Идель-Урал и Казакия – территории бывшей российской империи, сохранявшие устойчивую идентичность и региональный автономизм. В первый список всего внесли 23 порабощенных народа и территории.
Неделя порабощенных народов стала проявлением реализации стратегии мягкой силы, содействия эволюционным изменениям внутри оккупированных Россией народов, которые должны были привести к мирному освобождению этих народов от российского империализма в форме большевизма и не втягиванию Запада в прямое военное противостояние с СССР, что могло завершиться ядерной войной.
Эта инициатива была ответом на активное давление американского общества, особенно из среды эмигрантов из стран оккупированных СССР, о необходимости более активных действий по освобождению порабощенных народов и оккупированных стран.
Ключевым лоббистом и инициатором принятия соответствующей резолюции был глава украинской диаспорной организации Украинского конгрессного комитета Лев Добрянский. Благоприятным обстоятельством принятия такой резолюции стали трагические события в оккупированной советами Венгрии в 1956 году. Льву Добрянскому удалось создать эффективную коалицию из восточноевропейских диаспорных групп и провести эффективную лоббистскую кампанию в Конгрессе. Закон получил единодушную двухпартийную поддержку. Правда, не обошлось и без горькой пилюли. В текст резолюции, написанной Львом Добрянским, при принятии были внесены некоторые редакционные правки. Так, вместо «российского коммунизма» и «коммунистической России» появилась размытая формула «народов под советским доминированием». Этими действиями фактически были изъяты из списка порабощенных народов нации, которые были оккупированы Россией и находились в составе так называемой Росийской Советской Социалистической Республики. Заметив эту замену, Лев Добрянский во время выступления в сенате обвинил Госдеп в подмене понятий и в том, что последний недооценивал силу «нерусского национализма, враждебности и сопротивления покоренных Россией народов». Лев Добрянский пророчески говорил, что марксизм и коммунизм – это только дымовая завеса, скрывающая вековую тиранию Московии и что «поддержка подобных стремлений в окрестностях империи и в непосредственной близости к ее сердцу должна быть главным приоритетом наших усилий».
В дальнейшем эта редакционная правка сыграла зловещую роль в судьбе порабощенных Россией наций, оказавшихся в составе так называемой российской федерации.
В целом же неделя порабощенных народов стала удобным дипломатическим инструментом и эффективной пропагандистской площадкой привлечения внимания жителей свободного мира к судьбе порабощенных народов. Также это был сигнал гражданам, которые находились на оккупированных советами территориях о хотя бы моральной поддержке и понимании их положения. Ежегодная прокламация Президента США придавала этим мерам особый статус и поддержку.
После национально-освободительных революций в Восточной и Центральной Европе большинство из первоначального списка порабощенных стран обрели независимость. Следовательно встал вопрос переформатирования мероприятия. Конечно, идеально было бы фактическое признание права на самоопределение и свободу всех порабощенных Россией народов. Переход от борьбы с советским колониализмом к преодолению русского колониализма. Концентрация усилий после распада советской колониальной империи на ее наследника – вновь воссозданную русскую колониальную империю под названием Российская Федерация.
Пока американская администрация Буша старшего в первой после распада Советского Союза прокламации торжествовала по поводу освобождения восточноевропейских наций и призвала к увековечиванию погибших в борьбе с тиранией, российский колониализм и империализм набирал обороты и аппетиты.
Часть порабощенных Россией народов, воспользовавшихся своим естественным и конституционным правом на самоопределение и суверенитет, а еще поверив в ельциновское «берите суверенитета столько, сколько сможете освоить», провели референдумы и провозгласили государственные суверенитеты.
Дальше всех пошла Чечня, которая никогда добровольно не входила ни в одну форму российской государственности, десятилетиями вела освободительную борьбу, пережила геноцид и депортацию. Она воспользовалась законодательством СССР и России и провозгласила полную независимость.
К сожалению, эта справедливая и вполне законная борьба порабощенных народов, не получив необходимой поддержки, испытала очередную брутальную волну наступления русского колониализма и была подавлена. При чем в случае Чечни это было сделано в результате двух неспровоцированных геноцидных войн, в результате которых большинство населения претерпели военные преступления со стороны российского колониального оккупационного режима. Символично, что независимость Чечни (исходившая также из базовых основ ООН) признали две страны: Грузия (решением фактически уже отстраненного главы Звиада Гамсахурдии) и, позже, Афганистан, во главе с талибами. У остальных порабощенных народов, воспользовавшихся правом на суверенитет, после льстивых попыток заключения федеральных договоров с Россией, год за годом лишали каких-либо национальных, самоуправляющихся и даже автономных прав федеральных образований, якобы закрепленных конституционным строем.
Наслаждаясь гегемонией «конца истории» в ее либеральном виде, «прекрасный новый мир» фактически закрыл глаза на продолжение ужасающей колониальной политики и рабское положение порабощенных Россией народов.
Когда американское правительство опомнилось и уже в 2001 году в обращении Буша младшего говорилось, что более 2 миллиардов людей в мире живут под тоталитарными режимами, прокламация в очередной раз забыла перечислить список порабощенных Россией народов, оставляя право России по своему усмотрению вести колониальную политику внутри империи.
Даже в 2008 году, когда российский колониализм выдвинулся за пределы официально признанных территорий и нарушил территориальную целостность и государственный суверенитет независимой Грузии, среди авторитарных режимов числились Беларусь, Бирма, Куба, Иран, Северная Корея, Судан, Сирия и Зимбабве. О последней кочевой империи России и положении порабощенных Россией народов снова речь не шла.
Безнаказанность России в ее понимании означала вседозволенность. В 2014 году Россия напала и начала войну против крупнейшей европейской страны – Украины. В прокламации 2016 года времен президента Обамы говорилось об обязательстве укрепить поддержку свободы и демократии в любой точке мира, будь то в Украине, Сирии или Кубе.
Перед началом полномасштабного вторжения уже новый президент Байден вынашивал планы изменить многолетнюю традицию провозглашения недели порабощенных народов на неделю «свободных и открытых обществ».
Эти планы перечеркнули агрессивные действия России и перевод агрессии против Украины с фазы гибридной войны под чужими флагами в открытую полномасштабную конвенционную войну в сердце Европы.
Следовательно, в новой прокламации Байдена говорилось, что репрессивные режимы (среди которых наконец-то появилась Россия) стремятся подчинить не только население в пределах своих границ, но и тех, кто находится в других странах.
Российско-украинская война снова поставила на повестку дня необходимость преодоления колониализма, который перерастает в завоевательный империализм прежде всего со стороны России и ее сателлитов и Китая, который их руками пытается разрушить существующий миропорядок.
Здесь еще раз борются две стратегии. Первая предполагает умиротворение агрессора и сохранение русской колониальной империи в нынешних границах. Ее базовые начала пойти на компромисс с Путиным и путем территориальных уступок заморозить войну, параллельно делая ставку на выращивание «хороших русских». Вторая – ликвидация России как империи и переформатирование ее в пространство независимых государств порабощенных Россией народов и территорий.
До горячей фазы войны тема ликвидации российской империи, а это единственная возможность преодолеть русский колониализм и обеспечить естественное право на свободу порабощенных Россией народов, были фактически табуированы и вытеснены на маргинес. Сейчас эта концепция получает право на жизнь, по крайней мере, как альтернативная, наряду с интенсивным раздуванием в слонов очередной импотентной моськи «хороших русских».
Тема развала России перестала быть табуированной, а представители порабощенных народов то и дело получают высокие трибуны международных организаций, включая ООН и становятся участниками экспертных дискуссий на уровне высших чиновников западных стран.
Конечно, ведущую и лидерскую роль в этой работе занимает Украина. Вопрос борьбы за права и суверенитет порабощенных Россией народов – это вопрос экзистенциального выживания Украины, страны, которая сама пережила ужасный этап российского колониализма и один на один ведет войну с российской империей. Огромного имперского Голиафа можно победить только коллективными усилиями многих Давидов.
Следует осознать, что от результата войны в Украине зависит будущее порабощенных Россией народов, включая их физическое выживание, но не меньше того, насколько порабощенные Россией народы будут способны навязывать борьбу русскому колониализму будет зависить и возможность нашей победы.
Украина уже стала своеобразным хабом координации усилий порабощенных Россией народов. Как, к сожалению, крайне несистемно и с затягиванием со стороны официальных органов власти, так и более системно со стороны общественных институций.
Создание в украинской армии национальных образований порабощенных Россией народов является прообразом будущих национально-освободительных армий порабощенных Россией народов. Украинский парламент на базе принятого законодательства должен закрепить положение о безусловном признании права на суверенитет и самоопределении всех порабощенных наций и безусловном признании их государственностей в случае объявления. В случае существования экзильных органов власти или представительных органов порабощенных Россией народов Украина должна устанавливать с ними официальные отношения и формировать политику в отношении этих народов исходя из позиций этих органов. Парламент воюющей Украины обязан заложить длительный унифицированный законодательный фундамент по поддержке, признанию, защите порабощенных Россией народов.
Украинское государство должно оказывать длительную систематическую институциональную и проектную поддержку как представителям порабощенных народов, так и украинских координационных инициатив типа Антиимперского Блока Народов, Лиги свободных нации, Форума свободных государств Постросии.
Такие инициативы как Университет свободных народов, созданный усилиями Антиимперского Блока Народов, целью которого является формирование национально-освободительной и государственной элиты порабощенных Россией народов, должно масштабироваться и получать государственную поддержку. В системные усилиях нуждаются изучения и поддержка идентичностей порабощенных народов.
Особое внимание должно быть уделено проведению системной информационной политики по освещению национально-освободительной борьбы порабощенных Россией народов на разных ключевых социальных платформах.
В целом Украина как одно из направлений внешней политики должна провозгласить системную поддержку антиколониальных соревнований всех без исключения порабощенных Россией народов и не прекращать эту работу, пока каждый народ и каждый человек в российской империи не станут свободными, то есть до момента ликвидации российской империи.
В рамках недели порабощенных народов в этом году разными инициативами, украинскими диаспорными организациями, в частности филиалами АБН, планируется провести десятки акций по всему миру, чтобы привлечь внимание к положению порабощенных Россией народов, российского империализма и шовинизма. В то же время, неделя порабощенных наций должна перерасти в годы системной работы, которая обязательно принесет необходимые результаты.