Может ли Китай стать большой экономической угрозой мировой экономике?
«Китай сворачивает режим экономического содействия Путину»
Не только президент Макрон демонстрирует достаточно воинственную позицию – его чиновники тоже делают решительные и серьезные по возможным последствиям заявления. Министр финансов Франции Брюно Ле Мер в рамках встречи глав финансов G-7 в Стрезе, Италия заявил, что Китай представляет глобальную опасность для всей мировой экономики как источник дешевого промышленного экспорта.
«У нас есть проблема с экономической моделью, по которой Китай производит все больше и больше дешевых промышленных устройств, поскольку это может представлять угрозу не только ЕС, не только США, но и глобальной мировой экономике», – сказал Ле Мер в интервью Bloomberg Television. «Мы должны решить этот вопрос».
***
Очевидно, Си дошел до определенной «красной линии» мировых экономических лидеров – и вскоре в отношении Китая будут приняты более жесткие меры. Ибо ядерная угроза и угроза разрешения войны вокруг Тайваня – ничто рядом с экономической угрозой крупнейшим участникам глобального рынка.
---
Когда речь идет о сотнях миллиардов и триллионах, о десятках и сотнях миллионов рабочих мест, никакие принципы дипломатии не устоят. Не сработают никаких обычных соображений для сдерживания радикальных мер.
Очевидно, Си этого ждал. Именно поэтому Путин был принят более чем сдержанно, если оценивать реальные политические и экономические результаты визита. И именно поэтому Китай пытался продемонстрировать максимально нейтральную линию войны в Украине, в том числе. Убедить Запад, что станет оптимальным медиатором в планируемых переговорах с Путиным.
Китай сворачивает режим экономического содействия Путину. Си по-прежнему все содействие ограничивал продажей (и не по дешевке), а не передачей необходимых России высокотехнологичных товаров (тех же дронов и запчастей к ним). А теперь, по итогам крупного официального визита Путина, российские платежи через китайские банки только усложнились – хотя Путин ездил, в том числе и для того, чтобы решить эту проблему, которая очень серьезна для частично изолированной российской экономики в целом.
По оценкам российских импортеров, банкиров, агентов и таможенных брокеров, как пишет The Moscow Times, с февраля 2024 года в Китай успешно доходила гора четверть платежей из России, даже как рассчитываться пробовали в юанях, а не долларах. В дальнейшем ситуация ухудшалась на виду. Некоторое время удавалось проталкивать российские платежи через региональные сельскохозяйственные банки Китая. После визита Путина и они объявили временную приостановку транзакций из России.
То есть Китай ежедневно демонстрирует все более аккуратное отношение к антироссийским санкциям от США. Вероятно, ожидая и опасаясь еще более строгих мер по отношению к себе.
Но теперь Китай фактически провозглашен экономическим врагом Европы, США, Канады и Японии. Ведь не будем забывать: заявление сделано в рамках заседания представителей G7. Вряд ли Ле Мер официально озвучивал что-то, идущее в разрез с позицией других его шести коллег.
Если оценивать с точки зрения традиций восточной дипломатии, Китай сейчас должен максимально прогнуться и пойти на уступки, ведь почти вся его внешняя торговля как раз и завязана на страны Большой семерки. А внутриэкономическая и социальная ситуация так и не улучшилась после кризиса – разве ухудшилась. Не уверен, грозит ли китайской экономике коллапс в случае серьезных мер со стороны стран G7, но очень тяжелый кризис точно будет.
И как уже продемонстрировал опыт России, просто «опустить железный занавес» в ответ на санкции не получится: должно быть хотя бы несколько серьезных каналов внешней экономической активности (как с нефтью и газом, в частности, а также с зерном). Россия для этого использует экономически более мощные Индию и Китай (третье и первое место в мире по объему ВВП), страны Африки и Ближнего Востока и Турцию как хаб.
Но первое место в мире по ВВП (18,47% мировой экономики, $30,33 трлн) Китаю не поможет, если против него действительно развернут организованную борьбу как наибольшую экономическую угрозу страны G7. Потому что Большая семерка – это 29,99% мировой экономики на 2022 год и 30,35% на 2024 год ($49,24 и 55 трлн на 2022 и 2024 годы соответственно). БРИКС не поможет, потому что Россия тотально подсанкционная, а Индии выгоднее ослабление конкурента и занятие части его мест на рынках, а не поддержка.
Итак, вероятнее всего, одним из первых результатов такого позиционирования G7 будет заметное сворачивание взаимодействия Китая с Россией, даже учитывая щедрую оплату. И заметнее дистанцирование от интересов Путина в глобальном процессе поиска урегулирования войны в Украине.