Ситуация в экономике. Украина продолжает привлекать инвестиции
Украина за неделю: ситуация в экономике и финансовых рынках
Экономика
По информации Минагрополитики в рамках посевной кампании на 21 марта в Украине засеяно 214,5 тыс. га зерновых и зернобобовых культур (3,8%). Из них – 29 тыс. га пшеницы (11,8%), 117,3 тыс. га ячменя (14,3%), 53,1 тыс. га гороха (33,2%) и 10,6 тыс. га овса (6,5%).
В целях поддержки аграриев Правительство одобрило постановление № 310 «О внесении изменений в Порядок предоставления финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства», согласно которому предприятия, получившие средства по программе «Доступные кредиты 5-7-9», получили возможность пролонгировать кредиты в 31 декабря 2025 года. В частности, речь идет о предприятиях, производственные мощности которых на 24 февраля 2022 года были на территориях: активных боевых действий и оккупированных территорий.
За прошедшую неделю в рамках Государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9%» предприниматели получили от уполномоченных банков 600 льготных кредитов на общую сумму 2,1 млрд грн, из которых 450 кредитов – от банков государственного сектора экономики на 1,1 млрд гривен.
С начала 2024 года по программе предприниматели получили 5116 кредитов на общую сумму 20,24 млрд. грн., из которых от банков государственного сектора экономики – 3731 кредитов на 10,15 млрд. гривен. С начала 2024 года предприниматели взяли больше доступных кредитов на пополнение оборотных средств – на 9,5 млрд гривен. 4 млрд грн кредитов по программе банки выдали перерабатывающим предприятиям, 4 млрд грн – бизнесу, работающему в зоне высокого военного риска, 3,1 млрд грн – на реализацию инвестиционных проектов. Чаще всего кредитуются по программе предприятия, работающие в сферах сельского хозяйства (48%); оптовой и розничной торговли (25%); перерабатывающей промышленности (17%).
Финансовый сектор
На этой неделе Украина получила четвертый транш финансирования на сумму около $880 млн (663,9 млн СДР) от МВФ в рамках программы Механизма расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF). Исполнительный совет МВФ завершил третий пересмотр программы Механизма расширенного финансирования для Украины.
Просмотром отмечен значительный прогресс правительства Украины в выполнении мероприятий по программе EFF. Украина выполнила все четыре структурных маяка, предусмотренных к третьему пересмотру. В частности, была принята Национальная стратегия доходов, разработана дорожная карта управления государственными инвестициями, наработаны мероприятия по мобилизации поступлений госбюджета 2024 года при такой необходимости и принято законодательство для усиления институциональной автономности и эффективности САП.
Таким образом, Украина привлекла уже около $5,4 млрд из предусмотренных программой $15,6 млрд (11,6 млрд СДР). Выделенные средства будут направлены на финансирование расходов государственного бюджета.
На прошлой неделе в Государственный бюджет Украины также поступил ссуда в размере $230 млн от Правительства Японии в рамках проекта Всемирного банка «Экстренный проект предоставления инклюзивной поддержки для восстановления сельского хозяйства Украины (ARISE)». Средства были привлечены из Целевого фонда содействия необходимому расширению кредитования для Украины (ADVANCE Ukraine).
Объем финансирования проекта составляет $550 млн, из которых $500 млн будут направлены на финансирование Государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9%» в 2023-2024 годах с фокусом на аграрные предприятия и почти $50 млн предусмотрено на гранты для малых сельхозпроизводителей.
Министерство финансов 26 марта на аукционе по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) привлекло в государственный бюджет более 12,5 млрд грн. От размещения 1-летних гривневых ОВГЗ под 16,24% удалось привлечь 4,2 млрд грн. При этом от продажи ОВГЗ со сроком обращения 2 года поступило 4,1 млрд грн под 17,2% годовых. Размещение облигаций сроком обращения более трех лет под 18,26% годовых принесло госбюджету 1,2 млрд грн. Также Минфин разместил 1-летние облигации в долларах под 4,63% – удалось привлечь $74 млн.
Средние цены по 22.03.24 по сравнению со средними ценами за 23.02.24 снизились почти на 70% продуктов питания, за которыми ведется ежедневное наблюдение. В частности, за этот период ниже цены были: птицу, яйца куриные, почти на все овощи «борщового набора» (за исключением цен на картофель – были выше), подсолнечное масло, сахар, сметану, пшено, гречневую и овсяную крупу, муку и макаронные изделия.
В то же время выше цены были: свинина, говядина, молоко, масло, батон, а также хлеб ржаной, ржано-пшеничный. Средние цены 22.03.24 по сравнению со средними ценами за 23.02.24 были выше дизельного топлива, бензина и сжиженного газа из-за «подтягивания» отечественных цен к котировкам на европейском рынке.
Курсовая политика
Официальный курс гривны по отношению к доллару США в течение 18-26 марта вырос с 38,80 UAH/USD (по состоянию на 18.03) до 39,23 UAH/USD (26.03). Курс евро вырос с 42,25 UAH/EUR (18:03) до 42,49 UAH/EUR (26:03). За последние две недели гривна потеряла около 2,9% по отношению к доллару и 1,9% по отношению к евро. В целом, с начала этого года (по состоянию на 22.03.24) гривна к доллару США девальвировала на 2,5% (по состоянию на конец 2023 г. по сравнению со значением на конец 2022 года – на 3,9%, а за аналогичный период 2022 года – на 34,1%).
Наблюдаются рыночные колебания обменного курса наличной гривны, обусловленные ситуативными факторами – наличный сегмент рынка, несмотря на возврат рынка к средним еженедельным объемам, оперативно реагирует на межбанковский рынок, где решающим фактором влияния на курс продолжают оставаться активные интервенции НБУ. Сейчас среди факторов, дополнительно ускорявших девальвационные процессы были, прежде всего, психологические из-за ситуации на поле боя, осложнения с пересечением границы и т.д.
По данным Минэкономики, в целом по состоянию на 20.03.24 по сравнению с 20.03.23 наличная гривна по отношению к доллару США девальвировала на 1,5%, а по сравнению с состоянием на конец 2023 года, наоборот, ревальвировала на 0,4%.
Проблемные вопросы развития кредитования
Кредитование – это базовая функция банков, а не Правительства. Вместе с тем в настоящее время не наблюдается действенных предложений по развитию базового рыночного банковского кредитования. Правительство постоянно выполняет функцию поддержки кредитования. Работающие кредиты в НП без «5-7-9» составляют всего 5% ВВП (60% чистого кредитного портфеля банков).
Однако НБУ указывает, что программа правительственного кредитования должна быть заужена. Логически не понятно, почему в условиях экономического затруднения Правительство должно уменьшить расходы на программу «5-7-9» и при этом увеличить на 25% расходы на побочные «эффекты» монетарной политики НБУ (с 91 млрд грн в 2023 году до 115 млрд грн по оценке – в 2024 году).
Правительство могло бы более свободно поддерживать льготные кредитные программы, если бы ставка государственных заимствований была адекватной уровню их риска. Ситуация, когда ставки ОВГЗ почти равны кредитным ставкам банков является абсолютно ненормальной. И задача НБУ как монетарного регулятора – создать адекватные условия на финансовых рынках, чтобы спрэд ставок соответствовал их риску.
По доле в кредитном портфеле основными пользователями программы «5-7-9» являются производители: аграрии, химическая промышленность, металлургия, машиностроение. То есть программа доказывает свою эффективность. Однако по объемам в лидерах аграрии, торговля, сделки с недвижимостью. То есть низкотехнологичные отрасли с резвым оборотом капитала. Это логическое последствие длительного радикального периода высоких процентных ставок, что приводит к примитивизации производственной структуры экономики.
Льготное кредитование в условиях войны никоим образом не искажает конкуренцию. Всякие разговоры об этом – нонсенс Это то же самое, что указать, например, что льготные программы США во время наводнения искажали конкуренцию. На нерыночные вызовы должны быть нерыночные ответы. Война – это нерыночное явление. Не целесообразно беспокоиться об исключении из кредитных программ негосударственных банков потому, что кому-то кажется, что это искажает рыночную конкуренцию на кредитном рынке. Это абсурд.
Если НБУ снизит ключевую ставку до адекватного уровня, потребность в широком использовании программ «5-7-9» отпадет сама собой. Кроме того, государственные программы – это прерогатива государственных банков, и это – устоявшаяся мировая практика. Есть исследования Всемирного банка по этому вопросу.
Читайте также:
- Инфляция в Украине в феврале 2024 года: уровень снижается
- Бизнес в условиях войны: вызовы и оптимизм
- Самые мощные экономики мира. Чему должна научиться Украина
- Министерство финансов США сделало оптимистический прогноз по мировой экономике
- В январе зафиксировано замедление инфляции: анализ цен от Госстата