Удастся ли вернуть граждан, вкусивших качество жизни в «старой» Европе?
Экономическая философия преодоления последствий войны в Украине
Война привела к кардинальным изменениям в спросе украинского общества на реформы, качество экономики, финансовых услуг и на качество жизни также. Отток населения только в ЕС достиг 4,2 млн человек (по официальной статистике), в целом – до 6 млн человек. Это одна из основных проблем.
На первый взгляд, 6 млн от официальных 43 млн человек – это много, но не катастрофа. Но та же официальная статистика указывает, что оценка трудовых ресурсов в Украине составляла около 27 млн человек. Среди тех, кто выехал из страны, много экономически-активного населения и детей. То есть страна из-за вторжения потеряла минимум пятую часть трудового ресурса. Но проблема стала не столько безопасностной, сколько конъюнктурной.
Качество жизни в ЕС и в Украине очень отличается. Нельзя измерить качество жизни только налоговым бременем или уровнем кредитных ставок. Экономически-активное население выбирает место жительства по многим факторам: уровень потенциальных доходов, уровень налогов, доступность кредитов и размер кредитных ставок, доступность аренды (или ипотеки) жилья, доступность образования для детей, уровень развития медицины, безопасность и т.д. Истина заключается в том, что экономики без трудового ресурса не существует. Уменьшение трудового ресурса приводит к ослаблению экономики, которая является источником поддержки оборонного сектора и процентного бремени по государственному долгу.
На самом деле, важны не отдельные вопросы безопасности, или налогов, или кредитных ставок или зарплат, а весь комплекс факторов. Простым языком: когда наших 6 млн граждан оказались за рубежом, то часть из них почувствовала другое качество жизни. Они там увидели, возможно, более высокие налоги, но и более низкие кредитные ставки, доступную аренду жилья, безопасность, и значительно выше зарплаты.
Напрягает уже не столько общее количество трудовых ресурсов, покинувших Украину, сколько их миграция из Польши в Германию. По данным польских источников, из Польши в Германию переехало много украинцев со средним возрастом 35 лет, и только 2% из них нетрудоспособного возраста.
Удастся ли вернуть этих граждан, которые укусили качество жизни в «старой» Европе? Это не только вопрос безопасности. Здесь в Украине их ожидают обильные налоги, высокие кредитные ставки, низкие зарплаты и дорогое жилье в крупных городах. Вернутся ли эти мигранты (трудовые ресурсы) в Украину? Хватит ли им для возвращения одного патриотизма и ностальгии? Ответ на этот вопрос зависит от экономической, фискальной и монетарной власти в Украине.
Пока что власть настроена «закручивать гайки»: больше налогов и по большим ставкам, увеличение реальных кредитных ставок. Если отбросить факты саботажа и неэффективного управления, то властные мотивы вполне понятны. При уменьшении масштаба экономики тянуть оборонный сектор все труднее, а дефицит международной помощи (где-то 10-15 млрд долларов на 2024 год) побуждает искать источники средств.
И здесь есть 2 интересных аспекта. С одной стороны, как минимум 4 млн трудовых ресурсов поехало в ЕС производить дополнительный ВВП в странах ЕС (конечно сначала как беженцы, а уже потом как трудовые мигранты). С другой стороны, их отсутствие в Украине отражается на масштабах нашей экономики и на способности тянуть оборонный сектор. Поэтому возникает 2 логичных вопроса:
- К нашим партнерам в ЕС: если около 4 млн трудовых мигрантов из Украины уже закрывают дефицит в трудовых ресурсах в ЕС и производят ВВП стран ЕС, то неужели нельзя прямо сейчас начать конфискацию российских суверенных активов в ЕС в пользу Украины?
- Какова стратегия экономической, фискальной и монетарной власти, которая направлена на возвращение украинцев в Украину?
Пока обе стороны думают над ответом, приведу факт о динамике экспорта ІТ-услуг из Украины. Снижение объемов экспорта ІТ-услуг очевидно и имеет систематический характер. Почему это важно? Занятые в ІТ, как правило, не привязаны к месту и могут свободно выбирать налоговое резидентство, страну проживания и обслуживающий банк.
Поэтому тренды, которые показывает этот сектор, индикативны и превентивны в плане выбора его трудовыми ресурсами юрисдикции для работы. Эта статистика, как и официальные данные ЕС о 4,2 млн украинцев, дает повод задуматься над тем, что происходит, всей экономической, фискальной и монетарной вертикали. Пока официального ответа на эти военные вызовы я не вижу.
- Українські біженці почали масово виїжджати з Канади
- Стало відомо, які країни найчастіше надають українським біженцям статус тимчасового захисту
- Посол України у Польщі закликав не підштовхувати українців повертатися на Батьківщину
- Що думають німці про прихисток біженців: неочікувані результати опитування