Церковь строгого режима
Верховная Рада признала главу Московского патриархата причастным к геноциду украинцев
31 мая 292 народных депутата Верховной Рады поддержали постановление № 7332 о применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) против представителей Русской православной церкви. Депутаты рекомендовали Совету нацбезопасности и обороны ввести строгие санкции против четырех одиозных деятелей РПЦ – патриарха Кирилла (Гундяева), митрополитов Волоколамского Иллариона (Алфеева) и Псковского-Пороховского Тихона (Шевкунова), протоиереи Волочкова, Артемия Владимирова, Андрея Ткачева и Алексея Осипова. Им всем инкриминируются одни из тяжких международных преступлений: поддержка необоснованной войны России против Украины, причастность к геноциду и депортации украинского народа.
Убийственное русское православие
В постановлении парламента справедливо говорится, что РПЦ потеряла признаки религиозной организации и превратилась в один из идеологических и политических департаментов Кремля.
«В системе диктатуры, выстроенной в Российской Федерации, высшее руководство религиозных объединений находится в тесном взаимодействии с органами власти и спецслужбами, в частности Федеральной службой безопасности, фактически незаконно выполняя функции государственных служащих в религии, реализуя политику Российской Федерации через имеющиеся у них средства власти и влияния», – отмечается в документе.
С 24 февраля высшее российское церковное руководство открыто поддержало военную агрессию Путина против Украины, которая привела к многотысячным потерям среди гражданского населения, разрушению инфраструктуры городов и сел авиацией и непрерывными ракетными обстрелами.
Распространение идеологии войны и геноцида несовместимо с религиозными основами веры. Поэтому, по мнению депутатов, руководители и функционеры РПЦ, равно как и политическое руководство и военные РФ, должны ответить за преступление геноцида украинского народа в соответствии со статьями 6, 7 и 8 Римского устава Международного уголовного суда и в соответствии с действующим законодательством Украины.
Поэтому Верховная Рада рекомендует СНБО ввести сроком на 10 лет против руководства РПЦ самые строгие санкции: начиная от блокирования их активов до лишения украинских государственных наград.
Евросоюз также против Кирилла
О том, что Европейский Союз планирует включить в шестой пакет санкций меры против патриарха Кирилла (Гундяева), стало известно еще 4 мая. Ограничения заключаются в замораживании активов и запрете на поездки.
Впрочем, тогда санкции против главы РПЦ не поддержал лояльный Кремлю премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. По его мнению, внесение церковных деятелей в список санкций ЕС ошибочно, поскольку это якобы поставит под угрозу «религиозную свободу».
Но 31 мая в Брюсселе перед началом второго дня работы специального заседания Европейского Совета председатель дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что патриарх Кирилл может быть включен в персональный санкционный список.
Это подтвердил и председатель партии «Европейская солидарность» Петр Порошенко, который находится в Роттердаме на Конгрессе Европейской народной партии.
«Мы настойчиво просили наших друзей о том, чтобы структура КГБ, подрывающая единство Украины изнутри – Русская православная церковь и ее лидеры, которые призывали и благословляли убийства украинцев, попали под санкции. Сегодня у нас первое решение, и я надеюсь, что на заседании ЕНП будет принято решение, которое будет поддержано лидерами Евросоюза по применению санкции против Кирилла (Гундяева)», – сказал Порошенко в комментарии СМИ.
Кроме того, лидер «Европейской солидарности» призвал другие страны, в том числе США, присоединиться к ограничительным мерам в отношении патриарха Кирилла.
«Я надеюсь на решение Соединенных Штатов – применить санкции против высшего руководства Русской православной церкви как структуры ФСБ, которая подрывает единство украинцев, работающей против Украины, совершающей преступления против человечества», – подчеркнул он.
Будут ли санкции действенными?
Может показаться, что санкции против руководителя РПЦ носят декоративный характер и являются скорее символическим жестом, чем строгим мероприятием.
По крайней мере, так заявляют в самой РПЦ. Глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с общественностью и СМИ Владимир Легойда у себя в Telegram-канале назвал санкции против Кирилла «напрасной инициативой» и – традиционно – «русофобией».
«Санкции превратились из средств достичь хоть каких-нибудь, пусть и сомнительных политических результатов, в самоцель. На способ доказать, что этот процесс будет продолжаться, вопреки логике и здравому смыслу. Санкционная истерия превратилась в одержимость… Это средство удовлетворить патологические ожидания ненавидящих российское православие, да и российскую культуру в целом», – написал он. Удивительно, что сам Легойда не попал в санкционный украинский список.
Однако именно в словах главы службы PR Московского патриархата ощущаются нотки истерики. Ведь европейские санкции против патриарха Кирилла сделают его практически невыездным в страны Евросоюза.
Кроме того, нахождение в санкционном списке – это первый шаг к ряду подсудимых в Гаагском трибунале, который уже начал расследование военных преступлений РФ против Украины. И если суд установит причастность главы РПЦ к совершению военных преступлений, ответственности ему не избежать.
Европейские санкции против Кирилла могут также активизировать процесс изоляции Кирилла от православного мира. В апреле украинские священники собрали подписи о создании международного церковного трибунала над главой РПЦ. Основное обвинение – поддержка распространения учения о «русском мире», что, по мнению истцов, является разновидностью лжи этнофилетизма.
Насколько сценарий церковного трибунала реально, пока сказать трудно. Но о том, что предстоятель РПЦ стал токсичным в мировом православии, могут свидетельствовать суждения Вселенского патриарха Варфоломея, которыми он поделился с главой Конференции католических епископов Польши, митрополитом Познанским, архиепископом Станиславом Гондецким.
«Он (патриарх Варфоломей – ред.) давно известен своим осуждением войны в Украине. Попутно здесь и видна разница между православием греческим и православием московским. Во время разговора я спросил его, что бы он, как патриарх Константинополя, сделал на месте патриарха Кирилла? И он мгновенно ответил: «Я бы отрекся от поста патриарха, потому что, то, что происходит, не есть в духе Евангелия», – рассказал архиепископ Гондецкий 21 мая во время интервью в программе «Открытая Церковь».
Чем владеет патриарх РПЦ в Украине
Несмотря на то, что Верховная Рада в приложении к своему санкционному постановлению насчитала против главы РПЦ аж 19 специальных ограничительных мер, наиболее действенными остаются только ограничивающие въезд Кирилла в Украину. Но в последний раз он и так был в Киеве в 2013 году на праздновании Крещения Руси-Украины. Именно тогда президент Виктор Янукович наградил главу Московского патриархата орденом Ярослава Мудрого I степени «за выдающуюся церковную деятельность, направленную на подъем авторитета православия в мире». Если СНБО примет пакет санкций, то, скорее всего, эту «игрушку» у Кирилла заберут первой (санкция 17 «лишения государственных наград Украины»).
Что касается церковной недвижимости, то согласно отечественному религиозному законодательству все церковное имущество в Украине принадлежит отдельным религиозным общинам. Поэтому во время смены юрисдикции, то есть перехода приходов «под омофор» другой Церкви, община может избавиться от священника, но оставить за собой храм.
Следует также помнить, что 29 декабря 1993 года патриарх РПЦ Алексей II (Ридигер) в письме тогдашнему министру юстиции Василию Онопенко подтвердил, что «Московская патриархия не имеет никаких претензий на какое-либо движимое или недвижимое церковное имущество Украинской православной церкви». Таким образом, Моспатриархат фактически «голый и босой» в Украине.
Но это только на первый взгляд.
Например, в Ровенской области находится Корецкий Свято-Троицкий женский ставропигиальный монастырь (Код ЕГРПОУ 13993497), владельцем которого является Священный синод РПЦ. А статус «ставропигиальный» означает, что он непосредственно подчиняется патриарху Кириллу. Очень интересный нюанс: в 2020 году этот монастырь получил официальный! доход – почти 7 млн грн.
В самой же России патриарха Кирилла считают очень богатым человеком. По оценкам СМИ, его личное состояние оценивается в $4-6 млрд. Даже если эти оценки завышены, то имя Кирилла неоднократно фигурировало в ряде громких скандалов (строительство под Санкт-Петербургом частной резиденции за $38 млн, исчезновение из банка РПЦ «Пересвет» 5 млрд рублей, судебный процесс вокруг элитной квартиры в Москве, яхта за $4 млн, парк люксовых автомобилей и т.п.).
С Украиной патриарха также связывает «Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской православной церкви», непосредственно контролируемое Кириллом. Эта фирма с миллионными доходами является безусловным монополистом на рынке производства церковной утвари, ценных вещей и предметов – свеч, облачений, икон, книг. Продукция фабрики обеспечивает храмы не только в России, но и на Украине (напомним, что у нас насчитывается около 12 тыс. приходов УПЦ МП). Монопольное положение «Софрино» всегда поддерживалось административным ресурсом патриархии, жестко наказывавшей тех архиереев, которые пытались создать или найти альтернативу, других поставщиков и производителей.
«Софринскую» продукцию можно найти практически в каждом храме УПЦ МП (да и в церквях ПЦУ она встречается, чего греха таить). Поэтому санкции СНБО против патриарха Кирилла могут побуждать соответствующие органы к изъятию продукции «Софрино» РПЦ как репараций за разрушенную российскими ракетами гражданскую и промышленную инфраструктуру Украины. Хотя, конечно, УПЦ должна добровольно их передать, если уже официально якобы «отвязалась» от Московской Церкви.
Ярослав Коцюба, для «Главкома»