Дешевая электроэнергия для населения. План Зеленского на грани краха
Здравствуй, дефолт! Или что сейчас происходит на розничном энергорынке
Итоги работы розничного рынка электроэнергии за последние два месяца, во время которых действовали новые правила, малоутешительны. У поставщиков электроэнергии сформировался дефицит средств на закупку электроэнергии для населения. Причина: так называемые поставщики универсальных услуг, которые обеспечивают население и малых небытовых потребителей электроэнергией мощностью до 50 кВт по льготным тарифам, понесли огромные потери средств из-за проблем с начислением налога на добавленную стоимость (НДС). Причина – в несовершенстве введенной с 1 октября новой модели возложения специальных обязанностей (ВСО) на «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». Ее цель – сдерживать от роста тарифы на электроэнергию для населения. Что же произошло в действительности?
Новая модель ВСО под названием «финансовая» пришла на замену «товарной», действовавшей с момента запуска энергорынка (2019 год) и до 1 октября 2021 года. Льготная цена на электроэнергию по товарной модели обеспечивалась из-за политического решения: государственные производители по указанию властей продавали электроэнергию для населения по заниженной цене.
«Цена электроэнергии для населения обеспечивалась путем повышения цены для остальных потребителей. Население платило дешево, бизнес и промышленность дорого», – описывает товарную модель ВСО первый заместитель министра энергетики Юрий Власенко.
Новая финансовая модель должна была положить конец злоупотреблениям, манипуляциям и наращиванию миллиардных долгов генерирующих компаний, а главное – и дальше сдерживать тариф для населения.
В чем же новизна? Теперь все участники энергорынка торгуют по рыночным правилам. Поставщики универсальных услуг покупают энергию для населения в «Энергоатоме» по рыночной цене, а нехватку средств для закупки нужных объемов им доплачивает государство за счет двух государственных производителей – «Энергоатома» и «Укргидроэнерго».
Эти две компании получили право продавать весь объем производимой электроэнергии исключительно по рыночной цене на энергорынке. По данным Юрия Власенко, новая финансовая модель ВСО предполагает, что «Энергоатом» должен направлять 40-50% своих доходов на компенсацию разницы в тарифах населению и реальной закупочной цене на энергорынке. Средства атомщиков поступают на счета ГП «Гарантированный покупатель». А вот «Укргидроэнерго» направляет на компенсацию ВСО почти вдвое меньше – около 20-30% от общей выручки.
Конечно, новая модель ВСО обеспечивает этим компаниям более выгодные условия. Ведь раньше, например, «Укргидроэнерго» продавала 30% производимой электроэнергии по цене 1 коп. за кВт·ч, а теперь продает на рынке за 2,40 – 3 грн за кВт·ч. Аналогичная ситуация с «Энергоатомом».
Полученные от «Энергоатома» и «Укргидроэнерго» средства ГП «Гарантированный покупатель» перечисляет поставщикам компенсацию разницы в тарифах для населения и цены, по которой поставщики покупают товар на энергорынке. За счет полученной дотации поставщики могут покупать по рыночным ценам электроэнергию на энергорынке в объемах, которых будет достаточно для обеспечения потребностей населения.
Но так должно быть в идеале. В действительности у поставщиков третий месяц подряд формируется дефицит средств. И вот почему…
НДС-капкан
Гарантированный покупатель перечисляет компенсацию на спецсчета поставщиков в последние минуты последнего дня месяца. К примеру, деньги поступили на спецсчет 30 ноября в 23 часа 57 мин, но в документах отражено, что это декабрьские финансы. На полученные по факту в ноябре деньги формируется доход, который должен облагаться НДС. А на самом деле, перечисленные средства – это транзитные деньги, они не должны оставаться на счете предприятия, а должны идти дальше на счета тех, у кого поставщик покупает электроэнергию.
Но из-за манипуляций со временем пересчета средств поставщикам автоматически преждевременно начисляют НДС. То есть у них забирают 20% средств и относят их в государственный бюджет, а у поставщиков создается дефицит денег на закупку достаточных объемов электроэнергии для нужд населения. Всего лишь за октябрь-ноябрь поставщики универсальных услуг недополучили более 4 млрд грн, объем дефицита продолжает расти и в декабре.
Кстати, еще до запуска новой модели ВСО эксперты «Главкома» предупреждали о возможном дефолте на рынке электроэнергии и настаивали на необходимости изменений новой модели финансового ВСО. Но власть не прислушалась. Теперь предупреждения улетают к премьер-министру Денису Шмыгалю.
С целью остановить дальнейшие манипуляции с НДС, Общественный союз «Энергетический Союз» направил письмо Кабмину, НКРЭКУ и Минэнерго.
«В связи с тем, что второй месяц подряд (октябрь и ноябрь) ГП «Гарантированный покупатель» производит оплату за услугу по обеспечению доступности электрической энергии для бытовых потребителей поставщикам универсальных услуг (ПУП) в последний банковский день, средства заходят в 23:58. А согласно Порядку распределения средств с текущих счетов со специальным режимом использования, утвержденного Постановлением НКРЭКУ от 18.06.2019 № 1041, средства, поступившие электропоставщику на спецсчет после 16:00, доступны для использования на следующий банковский день после 12:00, это влечет за собой дополнительные расходы по уплате НДС, приводит к дефициту средств на закупку электрической энергии в размере на стоимость уплаченного налога и ставит под угрозу выполнение ПУП собственных обязательств перед потребителями по обеспечению таких электрической энергией», – говорится в письме «Энергетического Союза» к Кабмину, который есть в распоряжении «Главкома».
Угроза банкротства?
Над поставщиками универсальных услуг нависла реальная угроза банкротства – если это произойдет, потребители будут автоматически переведены к «поставщику последней надежды», а у него тариф значительно выше, чем у поставщиков универсальных услуг. Следовательно, на энергорынке складывается ситуация, аналогичная уже случившейся на газовом рынке – когда без ведома потребителей их перевели к «поставщику последней надежды» из-за банкротства предыдущего поставщика. Люди ничего не знали об изменении поставщика, но впоследствии узнали сумасшедшие суммы долгов за газ, ведь цена у «поставщика последней надежды» была в разы выше.
Под угрозой оказалось и выполнение спецобязанностей – ВСО, благодаря которым бытовые потребители платят за электроэнергию льготную цену, в разы ниже рыночной. Целесообразно напомнить, что новая финансовая модель ВСО была введена для того, чтобы выполнить обещание президента Владимира Зеленского относительно снижения тарифов на электроэнергию для населения. Власти победоносно обещали, что тарифы будут неизменными в течение всего отопительного сезона, но этого не произойдет, если работу новой модели ВСО не изменить.
Еще летом в комментарии «Главкому» энергетический эксперт Юрий Саква предупреждал, что «при ныне действующих ценах на энергорынке, не существует ни одного варианта модели ВСО, которую можно было бы удачно «вмонтировать» в рыночные условия энергорынка». Прогнозы оправдались, стабильность тарифов теперь под вопросом.
Директор «Волыньэлектросбыт» (Группа поставщиков энергоресурсов Tolk) Дмитрий Иванов также неоднократно публично обращал внимание на недостатки новой модели ВСО, приводящие к большим кассовым разрывам и изъятию из оборота значительных средств.
«Нужно сделать ситуацию, которая сложилась в начале декабря, когда платеж 1 декабря от «Гарантированного Покупателя» к поставщику был зачислен банком 30 ноября. Это привело к потере полученной суммы на 20% из-за начисления налогов. Банк, засчитав платеж 30-м числом, тем самым поднял наши налоговые обязательства, грубо говоря, на 100 тысяч гривен», – рассказал Дмитрий Иванов.
В комментарии «Главкому» топ-менеджер объясняет: «Ключевая идея ВСО заключается в том, что средства должны «прокрутиться» без задержек и потерь по кругу «Энергоатом» – «Гарантированный Покупатель» – поставщик универсальных услуг (ПУП) – «Энергоатом». Первым в этом круге является «Энергоатом», который должен запустить процесс кругооборота. И схема работала бы хорошо, если бы не произошло отправления средств в последние минуты последних суток месяца. Зачисление средств на счет поставщика происходит в момент, когда он не имеет возможности ими распорядиться, что приводит к искусственному увеличению обязательств по НДС (в ноябре изъяли из оборота более 14 млн грн, в октябре – около 7 млн грн). Таким образом разрывается цепочка, и часть средств попадает не участнику ВСО, а в госбюджет. И все было бы хорошо, но наша задолженность как поставщика перед «Волыньоблэнерго» и «Укрэнерго» остается, а средств уже нет», – детализирует Иванов.
За все заплатит… потребитель
Финансовые проблемы поставщиков не заканчиваются только манипуляциями по НДС. Не менее значимым фактором стало и несовершенное ценообразование для бытовых и малых небытовых потребителей.
«К примеру, в ноябре поставщик покупал электроэнергию на рынке по цене, возросшей на 50%, а розничная цена, по которой выставляются счета потребителям, осталась на уровне сентября. При этом рост цены потребитель почувствует, он увидит его в своих счетах, только через три месяца… Это не касается населения (здесь другая «история»), а касается предпринимателей и мелкого бизнеса», – объяснил Иванов. Он сообщил, что через 2 месяца после начала новой модели ВСО НКРЭКУ уменьшила тарифный разрыв до одного месяца.
Следует признать, что при новой модели ВСО улучшилось финансовое положение государственных «Энергоатома» и «Укргидроэнерго», но у поставщиков возникли проблемы.
«Вопреки популистским заверениям политиков, дешевой электроэнергии от АЭС на всех реально не хватает, поэтому разницу мы должны докупить по рыночной цене и «продать» ее населению по фиксированной цене 1,44 или 1,68 грн/кВт·ч (с НДС). В ноябре оптовая рыночная цена подскочила до 3,31 грн/кВт·ч – и это без учета стоимости доставки к потребителю, которую также уплачивает поставщик – примерно 1,31 грн/кВт·ч. То есть поставщик должен оплатить 4,62 грн (без НДС) за каждый кВт·ч для населения, а в следующем месяце получить только 1,44 или 1,68 грн от бытовых плательщиков плюс «компенсацию» разницы цен – 2,94 грн/кВт ·ч (от «Гарантированного поставщика» – «Главком»). На практике же компенсация происходит исходя из рыночной цены сентября (2,23 грн/кВт·ч). Следовательно, поставщик в ноябре покупает по цене 3,31 грн/кВт·ч, а компенсацию получает от цены 2,23 грн/кВт·ч. Разница – 1,08 грн/кВт·час. Но ее возместят согласно порядку, определенному КМУ и Регулятором (НКРЭКУ), только через 3 месяца!» – объясняет абсурдность ситуации руководитель «Волыньэлектросбыт».
Следовательно, операторы системы распределения не будут иметь средств на закупку необходимых материалов и оборудования, а потому не смогут содержать в нормальном состоянии свои электросети.
«Долговая проблема в энергетике только ухудшается. Для ее урегулирования в конечном счете есть только один источник – украинский потребитель», – подытожил Дмитрий Иванов.
Из-за отсутствия средств поставщики вынуждены идти в банки по увеличению кредитного лимита, но там часто отказывают. Поэтому компании ограничивают свои расходы, не выплачивают средства владельцам солнечных станций частных домохозяйств. В результате поставщики получают претензии, судебные иски от всех, кому виноваты. В перспективе – более жесткие разборки и штрафные санкции за нарушение сроков платежей.
Наталка Прудка, «Главком»
- «Нафтогаз» отчитался о 4,4 млрд убытков за девять месяцев
- Витренко спрогнозировал, когда в Украине могут существенно снизиться цены на газ
- «Чрезвычайной ситуации нет», но люди сидят без света. Правительство объясняет, что происходит в энергетике
- Управлять будем мы! Что Зеленский положил под елку Ахметову?
- Шмыгаль успокаивает: газа хватит