НАТО должно сделать три предупреждения. Предисловие к экстренному саммиту
Альянс должен действовать ради Украины
Президент России Владимир Путин будет наблюдать за саммитом НАТО, который состоится 24 марта. Он будет искать сигналы, намеки, насколько далеко он может пойти в войне против Украины. Североатлантический союз должен дать их четко и недвусмысленно.
Это главный момент для НАТО. Хотя лидеры будут говорить о силе коллективной обороны НАТО, они должны позаботиться о том, чтобы не намеренно не сообщить о слабости Украины. Если лидеры НАТО не сделают несколько решительных оговорок – о суверенитете Украины, о нападениях на гражданское население и о любом использовании ядерного, химического или биологического оружия – Путин, вероятно, придет к выводу, что у него есть зеленый свет для продолжения.
Решение НАТО провести экстренный саммит является жизненно важным шагом, поскольку Альянс сталкивается с серьезнейшим кризисом безопасности в Европе со времен Второй мировой войны. Это момент 1939 года для нынешнего поколения – можно ли остановить Путина в Украине, или это приведет к более широкой войне?
Путинское вторжение в Украину идет плохо. Став более отчаянным, он также станет опаснее, что повысит вероятность еще более ужасных жертв среди гражданского населения, а также перспективу использования Россией ядерного, химического или биологического оружия.
НАТО не только должна выполнять свои юридические обязательства как оборонный альянс. Североатлантический союз также должен выполнять моральные обязательства по защите человеческой жизни. После резни во Второй мировой войне, включая Холокост, мы поклялись «никогда больше».
Как это обязательство корреспондируется в контексте усилий России уничтожить Украину как страну и народ?
В таких обстоятельствах аргументы о том, что Украина находится за пределами территории НАТО, пусты. Берлинский воздушный мост в 1948-49 годах действовал, когда Германия не являлась членом НАТО. Кроме того, НАТО в 1990-х годах прекратила этнические чистки в Боснии и Косово, хотя эти страны не были членами НАТО. Брутальность в Украине является не меньшим образом нравственности.
Несомненно, НАТО выразит волю защищать каждый дюйм территории НАТО, включая страны Балтии, Польшу, Румынию и Болгарию. Это обязательство должно вытекать не только на словах, но и в форме передового развертывания военных сил на постоянной основе в этих странах. Сейчас пора каталогизировать многочисленные нарушения Россией Основополагающего акта Россия-НАТО в 1997 году и заявить, что НАТО больше не имеет никаких обязательств по этому соглашению, включая обязательства воздерживаться от «дополнительного постоянного размещения значительных боевых сил» на территории членов после 1991 года.
Однако такая четкая преданность коллективной обороне далеко не достаточно перед лицом агрессии России против Украины. Если НАТО остановится только на обязательстве защищать существующих союзников, это будет сигналом Путину, что он может делать все, что заблагорассудится, не только против Украины, страны, не являющейся союзником, где мирные жители становятся мишенью и могут столкнуться с применением оружия массового уничтожение, а также другие государства, находящиеся в подобном положении, например Молдова и Грузия.
Поэтому НАТО должна использовать свою позицию силы для проектирования безопасности в Европе – согласно своей второй основной функции – кризисному менеджменту. Альянс должен сделать три предупреждения:
- Однозначно заявить, что выживание Украины как суверенного независимого государства является основным интересом НАТО. НАТО сделает все возможное для обеспечения выживания Украины.
- Повторить и усилить предупреждение президента Байдена о том, что любое использование Россией ядерного, химического или биологического оружия неприемлемо, и на него Альянс будет реагировать силой.
- Подчеркнуть, что сам Путин, а также все его военное и гражданское руководство, причастное к войне против Украины, будут отвечать отдельно за любые совершенные военные преступления. Для этих целей союзники могли бы поддержать создание специального международного трибунала. Российские генералы и полковники должны понимать, что по завершении войны не будет безнаказанности.
- Организовать и обеспечить безопасность гуманитарных коридоров – на земле и в воздухе – чтобы обеспечить доставку гуманитарной помощи украинскому народу там, где это необходимо.
- Взять на себя обязательство предоставлять Украине вооружения, которые повышаются по количеству и качеству. Как минимум это может включать системы С-300 «земля-воздух», системы вооруженных беспилотников, самолеты МиГ-29, другие противовоздушные, противотанковые и противокорабельные системы и потенциально другие типы самолетов.
- Создать механизм для координации поставок оружия и снабжения в Украине. Помощь от отдельных союзников значительна, но в настоящее время в значительной степени не скоординирована. НАТО имеет опыт работы и может сделать это в штаб-квартире Североатлантического союза с полевой операцией в Польше.
В дополнение к этим предупреждениям и конкретным шагам НАТО должна держать на столе все другие варианты – и не исключать их раньше времени.
Конечно, ни один союзник не хочет вести более масштабную войну с Россией. Но надо помнить, что Путин тоже не хочет войны с НАТО, которую Россия непременно проиграет. Сигнализируя Путину, чего Альянс не будет делать, то ли напрямую вступать в боевые столкновения с российскими войсками, то ли вводить зону, запретную для полетов, он убеждает его, что Западу не хватает решимости и что у него свободные руки в Украине.
В ходе встречи президент Байден и его коллеги столкнутся как со стратегическим испытанием, так и с моральным. От того, пройдут ли они оба испытания, зависит будущее Европы.
Курт Волкер
экс-спецпредставитель Госдепа по вопросам Украины, почетный сотрудник Центра анализа европейской политики
Источник: Сepa.org NATO Must Act for Ukraine CEPA 21 марта 2022 года.