Кто-то сильно тревожится, когда нет сирен. Психиатр объяснила феномен
«Война вызывает расстройства в функционировании части мозга»
Из-за войны и постоянной опасности обстрелов в работе мозга украинцев происходят изменения. Одна из его частей – миндалевидное тело – начинает функционировать с нарушениями. Именно поэтому люди могут испытывать сильную тревогу, даже когда не слышно сирен. Об этом «Главкому» рассказала врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, доктор медицинских наук, преподаватель Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Тина Берадзе.
«Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения нейрофизиологии. Когда с человеком происходят какие-то экстраординарные вещи, включается миндалевидное тело – часть человеческого мозга. Ее функция – включать реакцию организма на опасность, то есть она отвечает за выброс адреналина, который, собственно, провоцирует реакцию организма «бей или беги». Еще часть людей просто замирает, когда происходит сильный всплеск адреналина», – объясняет врач.
По словам Тины Берадзе, люди по-разному переживают сильный стресс: есть генетические факторы, есть индивидуальная стрессоустойчивость. Существует такой термин, как десенсетизация. Это когда происходит первый прилет, затем второй, за ним третий – и миндалевидное тело привыкает к этому, выработка большого количества адреналина становится постоянной, следовательно нормой.
«Часть оставшихся в Киеве моих родственников часто мне говорят, что испытывают сильную тревогу даже когда нет сирен и когда не прилетает. Это дисфункциональное расстройство миндалевидного тела и это состояние и является посттравматическим расстройством», – делится психиатр.
В этой ситуации Тина Берадзе советует воспользоваться опытом австрийского психотерапевта Виктора Франкла, который прошел через концлагеря. Он писал, что люди, которые с самого начала пребывания в концлагере впадали в панику, не выжили. Те, кто смотрел на ситуацию с чрезмерным оптимизмом, тоже не выжил. Выжили те, кто принял ситуацию.
Ранее психологи рассказали, как преодолеть эмоциональное онемение во время войны.
Также медицинский психолог объяснила, как восстанавливать внутренний ресурс во время войны так, чтобы не обидеть других.