Пандемия в Херсонской области. Интервью с директором Каховской больницы, где разворачивают мобильный госпиталь
Татьяна Пирховка: У нас – очередь из скорых
Херсонщина бьет грустные рекорды. За минувшие сутки, 25 октября, в области скончались 46 граждан с диагнозом Соvid-19. Область первой из всех была включена в «красную» карантинную зону во время третьей волны пандемии. Но к такому острому течению ситуации регион оказался не готов. Печальный опыт западноукраинских областей и Одесской области, где в первые волны наблюдался острый дефицит кислорода в больницах, учтен не был. Результат печальный – сейчас Херсонщина на грани коронавирусного коллапса.
Как сообщил на брифинге 25 октября руководитель штаба по борьбе с распространением коронавирусной болезни Николай Якименко, в больницах области кислорода осталось на три дня. Причина – задержки со снабжением, а также уменьшение количества компаний, которые его производят в Украине. Эту информацию недавно подтвердил и министр здравоохранения Виктор Ляшко.
На помощь области был направлен мобильный госпиталь Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Во время предыдущих волн его разворачивали в Ивано-Франковской области, где он не очень-то и понадобился. Из 120 койко-мест было занято 16. Затем госпиталь отправился на Николаевщину. Сегодня он прибыл в Каховку, объект разворачивается на территории Центральной городской больницы и будет подчиняться ей.
В интервью «Главкому» медицинский директор этого медучреждения Татьяна Пирховка рассказала, чем поможет мобильный госпиталь региона, каких специалистов не хватает и почему не все карантинные ограничения идут на пользу борьбе с Covid-19.
Херсонщина впервые за все время пандемии вошла в «красную» карантинную зону. В чем разница с предыдущими волнами, вы ее почувствовали?
Мы очень почувствовали эту разницу. В настоящее время значительно увеличилось количество госпитализированных больных, они тяжелее, чем раньше. Также возросла смертность по сравнению с первой и второй волнами.
Насколько заполнена ваша больница пациентами с Covid-19?
Всего наш коечный фонд составляет 170 коек. Все отделения перепрофилированы у нас под Covid-19, по состоянию на 25 октября 168 коек были заняты. У нас развернули мобильный госпиталь, который также будет принимать больных. Ориентировочно он начнет работать с четверга, 28 октября.
Руководство области сообщает о 74% занятых коек. В интервью «Главкому» глава пропандемического штаба Николай Якименко говорил, что дальше в планах разворачивать новые койки в других больницах. Зачем тогда мобильный госпиталь и почему именно в Каховке?
У нас нет свободных мест. Что касается того, почему у нас, то Каховка – это большой район, у которого удобное расположение, до него легко добраться из близлежащих районов. Кроме того, само место возле больницы неплохо обеспечено коммуникациями. Для скорых также очень удачно расположен подъезд.
«Полностью восстановить легкие после Covid-19 не удастся»
Если пациент выздоравливает, выходит из стационара, каковы последствия поражения, как долго длится восстановление и возможно ли восстановиться?
Наибольшее поражение терпят легкие. Затем наступает период длительной реабилитации, которая проходит уже за пределами нашего заведения. Полностью восстановить легкие не удастся, потому что развиваются, например, фиброзы ткани. Вы понимаете, что когда пациент к нам поступает, он имеет, кроме коронавирусной болезни, еще и сопутствующие патологии: сахарный диабет, разные воспаления. Это не совсем здоровые люди.
В больницах в тяжелом состоянии по большей части невакцинированные граждане. После переноса болезни люди будут вакцинироваться, болезнь учит?
Пока люди находятся в стационаре, они готовы делать все, чтобы выйти из больницы здоровыми. Каждый откладывал вакцинацию с мыслью «а может не тронет». Но, к сожалению, Covid-19 очень коварная болезнь, которая коснется каждой семьи. Вакцинироваться нужно, это одно из средств во избежание тяжелого течения заболевания и госпитализации.
Второй раз часто попадают? После первого раза переноса заболевания вакцинируются?
Не скажу, что часто попадаются, но такие случаи бывают. Были весной и теперь попали. Они невакцинированные. 90% находящихся в стационаре невакцинированные.
Прислушиваются ли пациенты к вашим аргументам вакцинироваться?
Если смотреть на наше медучреждение, то все наши медики вакцинированы. Близкие для нас люди вакцинируются, хотя не столь активно, как хотелось бы.
Третья волна пандемии обнажила несколько проблем, которые были во время предыдущих волн: снабжение кислородом. Николай Яковенко на днях заявил, что кислорода в области – на три дня. Насколько остра проблема для вашей больнице?
Не скажу, что она в нашей больнице серьезная. Во время второй волны пандемии в нашей больнице была построена кислородная станция, которая круглосуточно снабжает кровати кислородом. Сейчас она работает в постоянном режиме. Также во время первой и второй волн мы закупили кислородные концентраторы, есть и кислородные баллоны. Три источника снабжения кислорода. Есть перебои, задержка со снабжением кислорода в баллонах с ЧАО «Линде Газ Украина», ООО «Криоген-сервис». Компенсируем эту задержку из других источников.
Насколько велика у вас проблема кадров. Кого не хватает?
Острая проблема. Среднего и младшего медицинского персонала достаточно, а вот врачей не хватает. У нас два инфекциониста. Есть неотложная потребность во врачах анестезиологах-реаниматологах.
Если есть кадровый дефицит, то кто будет обслуживать кровати мобильного госпиталя, который развернут на территории вашей больницы и подчиняется вам?
Будут работать мобильные бригады, набранные из медиков из больниц Херсона, которые не были вовлечены в борьбу с коронавирусной болезнью. Насколько я понимаю, они будут чередовать вахтовым методом.
Возникает вопрос квалификации этих врачей именно для предоставления больным Covid-19. Как решить проблему?
Да, это очень важный вопрос. Но рабочие руки и мозги нужны сегодня и сейчас, в этом насущная потребность. Вопрос квалификации и как медиков аттестовать… Вы же понимаете, что нет времени заниматься их аттестациями, ведь нужно работать и оказывать неотложную помощь. У нас «скорые» стоят в очереди, чтобы госпитализировать людей.
«Мест в нашей больнице недостаточно на 250 тыс. человек, которых мы обслуживаем»
В интервью «Главкому» Николай Якименко сообщил, что есть программы привлечения врачей для работы в больницах Херсонской области. Мол, те, кто согласится, смогут со временем получить жилье. Знаете ли вы о таких программах?
Нет, у нас таких программ нет, по крайней мере, в Каховке. По крайней мере, я о ней не слышала. Мы бы очень хотели, чтобы врачей, которые будут к нам приезжать, обеспечивали жильем.
Врачи столичных больниц рассказывали, что частично решить кадровую проблему помогает привлечение студентов из профильных вузов. Привлекаете ли вы медперсонал таким образом?
В Херсонской области нет профильного вуза. Ближайшие в Одессе, Запорожье, Днепре. У нас есть профильные заведения, которые готовят медперсонал среднего звена. В Бериславе и Херсоне есть медицинские колледжи. В медсестрах, фельдшерах, акушерках нет нужды, кадрами мы обеспечены. Что касается врачей, то студентов мы привлечь не можем. Департамент здравоохранения нам предлагает привлекать врачей из больниц, которые сегодня не привлечены к оказанию помощи больным Covid-19. Также планируем привлекать семейных врачей, работающих в первичном звене оказания помощи.
Два инфекциониста на больницу со 170 пациентами с коронавирусной болезнью – не мало ли? Где гарантия того, что больные получат качественную помощь?
У нас есть терапевты, есть восемь анестезиологов-реаниматологов. Они всех остальных консультируют, помогают. После первой волны почти все наши врачи вовлечены в лечение больных Covid-19, уже имеют опыт. Пытаемся доносить до каждого протокол лечения.
Насколько вовремя пациенты обращаются в больницу, ведь раньше врачи стационарных отделений сетовали на частые случаи самолечения, которые ухудшают ситуацию?
Сейчас эта проблема тоже есть. Врачи «первички» пытаются к нам своевременно отправлять людей. Но вы понимаете, что 170 коек для госпитализации – это недостаточно на 200-250 тыс. населения, которые мы обслуживаем.
А сколько нужно и будет ли достаточно дополнительно 120 койко-мест мобильного госпиталя?
Надеюсь, что этого будет достаточно. Но должны быть специалисты к этим койко-местам.
«Не нужно делить людей на вакцинированных и невакцинированных»
Когда ваша область оказалась в «красной» карантинной зоне, люди массово начали прививаться. Почему раньше не удавалось находить аргументы в пользу вакцинации?
Прививаться люди начали только потому, что их не выпускают на работу, за пределы области, не допускают к общественному транспорту. Вот это аргумент, а не здоровье. Такой вывод можно сделать после общения с людьми.
Поддерживаете ли вы сами введенные ныне в области ограничения, насколько они помогают останавливать инфекцию?
Да. Но я бы ввела еще более жесткий карантин.
Локдаун с запретами работы мелкого бизнеса и закрытием парков, как было во время первой волны пандемии?
Тогда заболеваемость была ниже, чем сейчас. Сейчас количество новых больных растет каждый день. Также наблюдаем рекордную смертность. Я понимаю, что экономика – это важно, но что-то нужно делать с инфекцией.
Сейчас в областях с «красной» зоной применяют запреты для невакцинированных, а вакцинированным разрешается, например, пользоваться общественным транспортом. Но разве вакцинированные не могут быть носителями вируса и соответственно его передавать?
Совершенно верно, могут быть такими же носителями. Не нужно делить людей на вакцинированных и невакцинированных. Потенциально каждый человек может быть болен.
Итак, не все запреты и ограничения соответствуют здравому смыслу и не решают проблему большой заболеваемости?
Я ведь не могу сказать, что они не соответствуют здравому смыслу. Но нужно продумать эти меры, прописать так, чтобы они были более корректными ко всему населению.
Михаил Глуховский, «Главком»