Еврокомиссия предлагает изменить «транспортный безвиз» с Украиной
Действие соглашения о либерализации грузовых автоперевозок продолжается до 30 июня 2024 года
Европейская комиссия предложила продлить соглашение об автомобильных перевозках с Украиной и Молдовой, однако решила внести в нее изменения в части перевозок из Украины, говорится в сообщении Еврокомиссии.
«Комиссия учла уроки, полученные в ходе имплементации текущего транспортного соглашения между ЕС и Украиной. Хотя объем соглашения останется неизменным, Комиссия предлагает обновление, чтобы облегчить его имплементацию и выполнение государствами-членами», – говорится в заявлении.
В частности, в комиссариате по транспорту предложили:
- сделать обязательным наличие документов, подтверждающих, что транспортный оператор должным образом уполномочен осуществлять международные перевозки и что перевозка осуществляется согласно договору;
- сделать обязательным наличие специальных документов, удостоверяющих, что операция без груза напрямую связана с транзитной или двусторонней операцией, как того требует соглашение;
- усилить соблюдение операторами автомобильных грузовых перевозок обязательств, связанных с операциями, разрешенными в соответствии с Соглашением, борьбой с мошенничеством или подделкой документов водителя и нарушениями безопасности дорожного движения: такие нарушения могут привести к изъятию лицензии;
- добавить новую оговорку: в случае, если на национальном рынке автомобильных перевозок в определенной географической зоне наблюдаются серьезные нарушения, относящиеся к Соглашению, соглашение может быть приостановлено в этой географической зоне.
«Эти меры будут способствовать реализации соглашения без ущерба для взаимной выгоды. Соглашение было очень позитивным как для ЕС, так и для Украины, позволив значительно увеличить их экспорт на рынки друг друга», – говорится в сообщении Еврокомиссии.
Теперь предложения должен рассмотреть Совет ЕС, который должен предоставить Еврокомиссии мандат на переговоры с Украиной и Молдовой.
Еврокомиссия подчеркнула, что поскольку традиционные транспортные пути в регионе прерваны или закрыты из-за захватнической войны России против Украины и недоступности Черного моря как традиционного торгового маршрута для двух стран, продление действия соглашения по крайней мере до конца 2025 поможет обезопасить цепочки поставок.
Соглашения об автомобильном транспорте поддерживают Пути солидарности между Украиной и ЕС, которые были созданы в качестве альтернативы судоходным маршрутам Черного моря, когда порты Украины были заблокированы Россией. Они позволили дополнительным грузовикам перевозить жизненно важные грузы в Украину, такие как горючее и гуманитарная помощь, одновременно помогая украинским товарам, таким как зерно, руда, сталь и сопутствующие товары, добираться до ЕС и остального мира.
«Временные транспортные соглашения с Украиной и Молдовой способствовали перемещению экспорта и импорта двух стран после того, как они лишились важных транспортных путей из-за захватнической войны России против Украины. В то же время, они могут по-разному влиять на операторов автомобильных перевозок во всем Союзе. Вот почему в сегодняшнем предложении по соглашению с Украиной мы также рассмотрели, как мы можем улучшить соглашение в дальнейшем, упростив его имплементацию и выполнение и введя защитную оговорку на случай негативного влияния на региональные рынки в ЕС», – заявила комиссар по транспорту Адина Валеан.
Продолжение соглашения обсуждается на фоне многочисленных протестов польских перевозчиков и фермеров, длительно блокирующих украинско-польскую границу для грузовых перевозок.
Как сообщалось, Европейский Союз и Украина продлили еще на год действие «транспортного безвиза».
Напомним, Украина и Польша ведут переговоры по временному закрытию границы для товарооборота. По словам премьера Польши Дональда Туска, это будет «временное и болезненное для обеих сторон решение». Он также анонсировал сельскохозяйственный саммит в Варшаве, который пройдет 29 февраля. Во время него польский премьер встретится с лидерами протестующих.
К слову, 90% украинского экспорта идет через порты Черного моря и Дуная. Поэтому причиной проблем польских фермеров есть экспорт аграрной продукции из России и Беларуси, а не Украины.