«Тактика боев будет совсем другой». Авиаэксперт объяснил, какое преимущество дают Украине F-16
«Нашим пилотам нужно овладеть нашоломной системой наведения – чтобы запустить ракету, пилот должен не весь самолет разворачивать, а только голову повернуть»
Истребители F-16 могут коренным образом изменить расклад сил на фронте и серьезно ослабить возможности россиян обстреливать ракетами мирные украинские города. Как будет продолжаться обучение украинских пилотов и персонала работе на F-16, чем они отличаются от советских МиГив и «Сушек» и с какими сложностями может столкнуться их адаптация к украинским реалиям «Главкома» рассказал авиационный эксперт, ведущий научный сотрудник Национального авиационного университета Валерий Романенко.
В моделях истребителей, которые мы получаем, есть три многофункциональных дисплея. Они по периметру окружены кнопками, которые нужно нажать, чтобы вся необходимая информация была выведена на экран. Это все должно пилот делать на автомате. Тогда он побеждает в воздушных боях.
«Я уж не говорю о том, что в этих самолетах все приборы градуированы в футах, узлах и милях, а не в км/ч. Конечно, во время боя не будет времени переводить мили в километры», – отметил авиаэксперт.
На переподготовку опытных летчиков уходит время. Весь выпуск 2023 года единственного в Украине университета воздушных сил (Харьков) послали учиться в Великобританию, чтобы они сразу чувствовали себя пилотами страны НАТО. Знали язык, терминологию, процедуры и много знакомых среди натовских пилотов. Они могут пока летать не ведущими пилотами, а ведомыми.
«Малейшая тактическая единица современной боевой авиации – это пара из двух самолетов, когда один прикрывает другого в полете. Вообще мы выпускали пилотов третьего класса, в последний год они уже стажировались на учениях в боевых самолетах. Поэтому сказать, что они совсем зеленые, нельзя», – отметил Романенко.
«Мне сложно сказать, можно ли сейчас выдернуть с фронта летчиков с боевым опытом для переучивания. Думаю, если на горизонте появится достаточное количество самолетов, то воздушные силы волевым порядком наберут достаточное количество пилотов. Потому что Миг-29 – это уже не тот самолет, который мы можем противопоставить российским воздушно-космическим силам», – добавил авиаэксперт.
Для подготовки пилотов хватит полгода – об этом Романенко совещался с Юрием Игнатом – спикером Воздушных сил, а также с летчиками. Впоследствии этот термин устаканился и все в целом с ним согласны, в частности, министр обороны Резников.
«Были заявления о трех-четырех месяцах, но мы четко рассчитали по этапам обучения, что это малореально. Через три месяца летчик будет способен поднять самолет в воздух и перелететь из точки А в точку Б. Но этого маловато, чтобы научиться стрелять, эффективно использовать бортовое оборудование, работать в паре, в звене, чтобы командир звена тоже знал, как ему управлять другими самолетами в звене. Надо овладеть применением оружия, его возможностями и ограничениями, умением координировать действия с командными пультами и летающими радарами», – поделился ведущий научный сотрудник Национального авиационного университета.
Тактика воздушных боев может быть совсем другой: сейчас считается, что Су-27 лучше в горизонтальном маневре, а МиГ-29 – в вертикальном, а на американских истребителях будут вестись вообще загоризонтальные воздушные бои. Главным будет вовремя определиться с вражеским самолетом, вовремя запустить ракету и отойти вовремя.
«Эти ракеты летят по принципу «выстрелил – забыл», разве что нужно будет немного их подправлять на маршруте. В отличие от нынешних ракет, которые нужно почти все время держать в радиолокаторе, пока они улетают к вражескому самолету. А здесь нужно будет просто грамотно включить бортовой комплекс обороны, чтобы тебя не поразили, и выйти противоракетным маневром из боя», – подчеркнул авиаэксперт.
«Но в учебе не должно быть, как при Сталине, – летать научим, а стрелять научишься в бою. Там уже не учат стрелять, а сбивают и убивают», – подчеркнул Романенко.
Обучение включает курс боевой подготовки.
«Пуски ракет, по-видимому, не дадут делать, но стрельба из пушки, наверное, будет. Кроме того, есть куча ракет-имитаторов – так называемая не стартующая массогабаритная ракета, но все процедуры по ее пуску, автоматическому захвату цели выполняет. Кроме того, нужно овладеть нашоломной системой наведения – это когда чтобы запустить ракету, пилот должен не весь самолет разворачивать, а только голову повернуть. И головки самонаведения ракет отследят направление головы пилота. Если наш самолет летит на 12 часов, а вражеский – на 9 или 10 часов, достаточно развернуть голову в это направление и нажать кнопку «пуск» после получения сигнала», – рассказал научный сотрудник Национального авиационного университета.
Он также считает, что полгода будет достаточно для подготовки и наземного персонала.
Напомним, что восемь украинских пилотов уже прибыли на датскую военную авиабазу в Скридструпе, где приступили к тренировкам на F-16.
Также, Дания и Нидерланды передадут Украине истребители F-16, но с условием, что эти самолеты ВСУ смогут использовать только на своей территории.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский сообщил о «прорывной договоренности» об истребителях F-16.
К слову, к подготовке украинских военно-воздушных сил к полетам на истребителях F-16 присоединится также и Греция.
Министр обороны Алексей Резников анонсировал, что коалиция истребителей будет расширяться, поэтому Украина получит больше истребителей, чем то, что уже пообещали союзники.