Сможет ли Россия переломить ситуацию на Покровском направлении?

Атаки россиян на Селидово влияют на стратегию наступления на Покровск
коллаж: glavcom.ua

Анализ ситуации на Покровском направлении и возможные сценарии развития событий

Обзор. Покровское направление и несколько «стратегических» размышлений в качестве «бреда».

Таким образом, командование группировки войск «Центр» противника продолжает прилагать значительные усилия, чтобы реализовать свой замысел по вытеснению передовых подразделений ВСУ из плацдарма восточнее реки Волчья, на участке от Галицыновки до района севернее Красногоровки.

Согласно этому плану, в течение нескольких крайних суток противник силами передовых подразделений 90-й танковой дивизии (тд), а также, очевидно, перегруппированной на это направление 9-й отдельной мотострелковой бригады (омсбр), упорно атаковал/штурмовал позиции ВСУ в направлении Мемрик – Лесовка, а также Калиново – Галицыновка, пытаясь обойти с запада (отрезать) наши подразделения, которые оборонялись в районе села Карловка.

В результате, очевидно, передовые подразделения ВСУ вынуждены были отойти как с самой Карловки, так и покинуть район восточнее нее. Кроме того, противнику, очевидно, удалось занять, по крайней мере, северную часть села Галицыновка (что, собственно, и побудило ВСУ отойти из Карловки).

В то же время, севернее, в направлении города Селидово, очевидно, противнику пока не удается вытеснить передовые подразделения ВСУ из района села Мариновка, несмотря на упорные его атаки силами 27-й мотострелковой дивизии (мсд) и 114-й омсбр с севера, со стороны Новогродовки, а также со стороны села Михайловка (вероятно, атакуют подразделения 228-го мотострелкового полка/мсп 90-й тд). Содержание ВСУ села Мариновка начинает уже существенно мешать противнику атаковать непосредственно в сторону города Селидово, а также расширить свое вклинение в районе Новогродовки собственно на Покровском направлении, на юг.

Очевидно, в ближайшее время противник будет вынужден еще больше сузить по фронту участок своего наступления, выбрав что-то одно – либо наступление на город Селидово, либо продолжение охватывающего движения своих передовых подразделений по отношению к плацдарму ВСУ на реке Волчья, расположенном восточнее нее на участке от Галицыновки до северной окрестности Красногоровки.

К слову, судя по всему, как я и писал ранее в прежних обзорах, в ближайшее время следует ожидать «оживление» и передовых подразделений 110-й омсбр 1-го армейского корпуса (АК) ГВ «Юг» противника в районе Красногоровки. Скорее всего, ее подразделения попытаются преодолеть реку Лозовая в северо-западном направлении в сторону поселков Желанне (Первого и Второго).

Также, не исключено, что 5-я омсбр противника в рамках «общего замысла» также осуществит акцентированную попытку еще больше «занести южный фланг» путем прорыва из Красногоровки в западном направлении – в сторону Александрополя и Кураховки. Это было бы вполне логично.

То есть, на данный момент имеем четко выраженную попытку российского командования сразу двух группировок войск (ГВ) «Центр» и «Юг» реализовать на своем общем смежном фланге план по вытеснению украинских войск западнее реки Волчья под угрозой их окружения восточнее рубежа Мемрик – Красногоровка.

Какое это имеет отношение к Покровскому направлению? Самое прямое. Я уже писал, пока украинские войска находятся «условно говоря» восточнее рубежа Украинск-Острое, а также контролируют район города Селидово. Продолжение российского пришествия конкретно на Покровск будет связано для российских войск с определенным риском.

На данный момент, очевидно, российское командование, отдавая себе отчет в тактической «особенности» ситуации в этом направлении, стремится снять все возможные фланговые риски с юга для своей группировки (2-й общевойсковой армии/ЗВА), которая, собственно, и нацелена на Покровск.

В этом контексте следует обратить внимание на следующее:

  • Очевидно, противник уже не может одновременно продвигаться с более или менее высокими темпами, как непосредственно на Покровском направлении, так и в сторону Селидового, да еще вытеснять украинские войска южнее общей дирекции «на Покровск».
  • В течение нескольких крайних суток (как раз в период активизации противника в сторону Селидово и в направлении Галицыновки), его продвижение непосредственно на Покровском направлении ограничилось расширением «зоны контроля» в село Новогродовка на несколько сотых метров и продвижением со стороны села Веселое в села Гродовка на 250 метров.

Хотя, при этом он постоянно пытается атаковать силами 27-й мсд, 15-й и 30-й омсбр и частью сил 114-й омсбр по направлениям:

  • Хутор Свиридоновка – Новоторецкое;
  • в юго-восточной части села Гродовка (со стороны села Веселое);
  • Журавка – Красный Яр;
  • Новогродовка – Сухой Яр;
  • и от Новогродовки прямо к западу, в сторону дороги Е-50.

На данный момент, у меня нет информации о том, что передовым подразделениям 2-й ЗВА противника на этом направлении удалось хоть в каком-то месте прорваться за барьерный рубеж по рекам Журавка и Казенный Торец, пожалуй, за исключением района шахты «Новогродовская-1 /3» вблизи железной дороги Покровск – Авдеевка.

Очевидно, украинское командование таки стремится воспользоваться тем же «шансом», о котором я упоминал ранее в своих обзорах, о возможности «вытормозить» наступление противника непосредственно на Покровском направлении (ну, было бы «чуть странным», если бы оно этого не делало) на этом естественном рубеже.

Причем стоит подчеркнуть, что время, очевидно, явно играет «не за россиян». Чем дольше и дольше они будут отвлекаться на фланговое обеспечение своей Покровской группировки, в том числе, стремясь «быстро захватить» город Селидово, тем больше будет расти этот «шанс» ВСУ. Но, прямо сейчас, плюнуть на фланги и стремглав броситься «на штурм Покровска» они тоже не могут. Без обеспечения флангов, это будет чистая вода авантюрой.

То есть, очевидно, эта «делемка» пару недель назад в реальности предстала перед российским командованием во весь свой рост и оно, в этой ситуации, решило действовать «по учебнику»:

  • сначала обеспечим «угрожающий» фланг;
  • а потом уже снова переключимся собственно на Покровск.

Насколько я понял, расчет россиян базируется на том, что ничего стоящего «по обороне» непосредственно на Покровском направлении ВСУ оборудовать, за то время, пока они «решают проблему Селидового и флангов», не успеют.

Для гарантии этого они пытаются сейчас продолжать интенсивные атаки, собственно на Покровском направлении, в том же составе своих сил и средств, который до этого здесь был уже задействован, чтобы просто не дать возможности ВСУ закрепиться на вышеуказанном природном рубеже, отправив (перегруппировав) дополнительные силы и средства (резерв) ГВ «Центр» для решения именно «фланговых проблем».

Ну, вполне понятное и логическое решение. Проблема заключается «только» в том, что даже если противнику удастся вытеснить наши войска из плацдарма на реки Волчья, как-то «вклиниться» в город Селидово (и даже его захватить), то ему, все равно, непосредственно для «штурма Покровска», потребуются дополнительные силы и средства. Причем далеко не в малом объеме.

И здесь мы возвращаемся к той же «общей» (стратегической) ситуации (а при этом – к вопросу «нужно/ненужно» была украинская офензива в Курской губернии РФ), в частности в ключевой сфере – сфере наличия/отсутствия у противника стратегических резервов. А также к их реальному состоянию, относительно сферы их боевых и оперативных способностей.

Если в российском Генштабе «имели в виду» на лето-осень 2024 года под этим термином, главным образом, войска (силы) именно УВ «Север» (читай – войска ЛенВО), то у меня для Кремля – плохие новости. А по многим признакам это так и есть.

То есть, каких-то других, стратегических резервов, чем войска ЛенВО (одна общевойсковая армия + 3 армейских корпуса), как-то сейчас «не просматривается». Иначе Харьковская авантюра с «санитарной зоной» в том виде, в котором она находится сейчас, просто не состоялась бы.

Для большего понимания того, что я имею в виду, рекомендую российским генералам и полковникам перечитать воспоминания (мемуары) генерала Гудериана, желательно в полной версии (а не «усеченной» советской пропагандой), в той части, которая относится к периоду наступления группы армий «Центр» вермахта (как интересно военно-историческое и красноречивое совпадение) на Москву. Основные принципы «вождения войск», как тогдашние, так и нынешние, конечно, с поправкой на современный технологический уклад, в этом смысле, очень похожи в своей «результативной» части.

Еще раз повторюсь, неуважаемые российские «полководцы», когда вам ваше политическое руководство (считающее себя сильно осведомленным о стратегии ведения войн) ставит явно ошибочную (маловероятно, относительно шансов на успех) задачу стратегического масштаба, без учета при этом целая куча далеко немаловажных факторов того же стратегического масштаба, вам бы совсем не помешало, при этом – задать этому своему руководству целый ряд уместных вопросов.

Читайте также: