Украина будет членом ЕС, но это займет немного времени и нервов
О безальтернативном курсе на ЕС и НАТО украинскому обществу надо было заявить еще в 1990-х
Еврокомиссия будет рекомендовать Европейскому совету начать с Украиной переговоры о вступлении и такие переговоры могут начаться уже в декабре.
Среди условий их начала – усиление роли НАБУ и НАПК и предоставление больше прав нацменьшинствам. Последнее требование я бы не драматизировал, потому что основное «меньшинство», которое действительно мешало украинской государственности было пропутинское «меньшинство», которое отождествляло себя с Россией, – безотносительно языка, на котором оно общалось. Но эта группировка уже вряд ли решится заявлять о своих «правах».
Зато, то самое этническое венгерское меньшинство на безопасность Украины повлиять особо не может.
Однако после начального этапа будет гораздо сложнее:
- Надо будет под внимательным мониторингом Брюсселя доводить стандарты украинского общества до стандартов ЕС;
- Нервно и профессионально договариваться о вхождении украинских секторов экономики на европейский рынок (чем позже страна вступает в ЕС, тем ей сложнее);
- Сохранить демократию.
Это условие до недавнего времени было простым, потому что, очевидно, что Украина – это демократия. Но в последнее время в связи с очевидными обстоятельствами Украина пока перестала быть демократией. Важно, чтобы как можно скорее стала снова.
И, кстати, о сроках.
Европейские обозреватели и политики в среднем дают срок до 2030 года. Это считается оптимистическим прогнозом. За ориентир берется Хорватия, которая была в волне последнего расширения Европейского Союза и официально шла к нему десять лет. В Европе обещают отдельные механизмы упрощения вступления для Украины (как например, запараллелить политический и технический процесс вступления и, тем самым, сократить сроки), но учитывая войну этот процесс для Украины все равно не будет быстрым.
Конечно, хотелось бы быстрее. Но для этого о безальтернативном курсе на ЕС и НАТО украинскому обществу надо было заявить еще в 1990-х. А не разрываться между Европой и Россией, и в конце концов застрять в тупике «нейтральности». Но это было в прошлом. А сейчас приоритеты определены. Хотя и очень дорогой ценой. Но лучше поздно, чем никогда.