От телевышек – до нефтебаз. Почему Путин сменил тактику
Агрессор прицельно обстреливает стратегические объекты топливного рынка
После провала своего первоначального плана блицкрига русские террористы перешли к новой тактике. Если сначала они целились в телевышки, считая, что украинцев нужно лишить доступа к информации и тогда Россия победит, то началась затяжная война на экономическое истощение, цель – минимизировать экономический потенциал Украины. Одна из главных целей – нефтегазовый сектор. Только за последнюю неделю оккупанты совершили атаки ракетными ударами по нефтехранилищам во Львове, Лисичанске, Днепре и Новомосковске, в городе Дубно Ровенской области и в Луцке.
Как сообщил в своем Telegram-канале советник главы МВД Антон Геращенко, по данным органов местного самоуправления, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и Генерального штаба ВСУ, с 24 по 29 марта российские оккупационные войска уничтожили на территории нашей страны шесть нефтебаз. Были поражены объекты по всей стране: от Галичины до Луганщины.
1 апреля на рассвете загорелась нефтебаза в Белгороде. Россия уже обвинила в этом Украину: губернатор Белгородской области заявляет, что причиной пожара стал авиаудар с вертолетов ВСУ, зашедших на территорию РФ на сверхмалой высоте. Если это правда, этот героический фрагмент нашей освободительной борьбы – лишь минимальная месть за совершенное агрессором.
Нефтепродукты, особенно дизельное топливо, – это «кровь» нашей боевой и сельскохозяйственной техники. Лишая Украину стратегических запасов топлива и пищи, агрессор стремится свести к минимуму оборонительный (а теперь уже наступательный) потенциал украинской армии. Насколько проблема может быть критической, разбирался «Главком».
Потери импорта
Еще десять лет назад в Украине работало шесть нефтеперерабатывающих заводов – Дрогобицкий, Кременчугский, Лисичанский, Надворнянский, Одесский и Херсонский. Украина практически всю потребность в бензине и дизельном топливе обеспечивала за счет своего производства, покупая 80% сырой нефти в России (остальные – собственная добыча). Доля импортного топлива была минимальной, для сетей это был своеобразный имиджевый продукт: «Вот смотрите, как мы круты – у нас даже иностранные бензин и дизтопливо есть».
В настоящее время работает только один крупный нефтеперерабатывающий завод. Также существует более 20 мини-НПЗ, которые в мирное время производили бензин и дизель низкого качества. Всего в Украине доля нефтепродуктов отечественного производства до войны составила около 20%. При этом 30% импорта приходилось на Россию, около 40% – на Белорусь. Другое – на Литву, Польшу и морские поставки из Греции, Италии и Испании.
Как рассказал «Главкому» директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, в 2021 году потребление дизельного топлива, бензина и сжиженного автогаза составило 8 млн тонн, 2,4 млн тонн и 1,9 млн тонн соответственно. Для сравнения: в 2020 году общее потребление нефтепродуктов составило 8,8 млн тонн. То есть, Украина стремительно развивалась и наращивала потребление топлива.
«Пока же потребление сильно упало. Пока сложно сказать, на сколько, но однозначно в разы. Импорт из Беларуси и России, а также морем остановлен одновременно с началом войны, сейчас весь импорт необходимо везти через западную границу», – говорит Куюн.
Кстати, по мнению эксперта, прекращение импорта из Беларуси ставит крест на белорусских НПЗ, являющихся бюджетообразующими предприятиями: «Они работают в режиме технологического минимума, и один из них, вероятно, скоро остановится. Перспективы – нулевые. Без украинского рынка они трупы, рынков сбыта нет».
А вот Россия, которой, вероятно, терять нечего, пытается максимально препятствовать импорту нефтепродуктов в Украину из других стран. К примеру, агрессор фактически перекрыл экспорт казахстанской нефти. На днях внезапно сломалась система отгрузки «черного золота» на причале нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийск, через который идет 80% нефтяного экспорта Казахстана.
«Российские СМИ пишут, что из-за непогоды. А вот соседний причал самих россиян в том же Новороссийске каким-то чудом уцелел. Российский менеджмент КТК говорит, что на ремонт понадобится два месяца, а может и больше – мол, все из-за проклятых санкций, нет запчастей... В Астане осторожно подбирают слова, чтобы не употреблять слово «диверсия», и пытаются получить доступ к месту аварии на причале, на котором недавно был проведен капитальный ремонт», – рассказывает директор «А-95».
Решение проблемы
В условиях прекращения привычного импорта нефтепродуктов и попыток уничтожения агрессором запасов принимаются антикризисные меры как государством, так и частным бизнесом. Как заявил премьер-министр Денис Шмыгаль, сейчас Украина ведет переговоры с мировыми компаниями и другими государствами в целях обеспечения стабильного притока необходимых объемов топлива в страну.
Президент Владимир Зеленский в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым договорился, в частности, о предоставлении нефтепродуктов. Заправки государственной нефтегазовой компании Азербайджана Socar в Украине уже больше месяца бесплатно предоставляют топливо автомобилям скорой помощи и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.
Во время войны отменен акциз на горючее и снижены ставки НДС с 20% до 7%. Разрешен ввод в обращение дизельного топлива и бензина экологических классов Евро-3 и Евро-4, упрощено прохождение таможенных процедур при поставке нефтепродуктов.
«Трейдеры ведут очень активный поиск по всей Европе и находят продукт. Более того, ожидается стабильная поставка дизтоплива из США, чего не было в истории. Уверен, необходимый нам объем будет обеспечен, – убежден Сергей Куюн. – Поддержка государства в работе трейдеров, несущих огромные риски в виде уязвимости объектов инфраструктуры, рисков для жизни персонала (заправщиков, водителей, персонала нефтебаз) требует наибольшего внимания. Государство должно подумать, как эти риски можно застраховать и покрыть, чтобы обеспечить бесперебойную поставку нефтепродуктов».
Удар по посевной
Обеспечение топливом вооруженных сил Украины – безусловно, приоритет: без победы украинской армии о перспективах какой-то отечественной экономики говорить вообще бессмысленно. Однако не стоит упускать из виду стратегически важный аграрный сектор, который дает стране более трети валютных поступлений. Посевная компания уже началась в 20 областях Украины: сеют яровые и бобовые.
Однако это не должно нас и мир успокаивать. Постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица на заседании Совбеза ООН заявил, что после фактического провала прямой военной операции агрессор намерен спровоцировать гуманитарную катастрофу и уничтожить сельскохозяйственный потенциал страны.
«Цель российских ударов по нефтебазам и составам горюче-смазочных материалов не только в том, чтобы помешать поставке военных. Сельхозпроизводители являются самыми крупными сезонными потребителями топлива. Попытка Кремля создать перебои со снабжением топливом во время посевной ограничивает возможные экспортные прибыли Украины от продажи зерна и сельскохозяйственной продукции. И, здесь стоит отметить, что, например, на рынке пшеницы Украина и РФ – прямые конкуренты», – написал на своей странице в Facebook эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич, отмечая, что на данный момент критического ущерба нефтегазовому комплексу в масштабах страны Россия пока не нанесла.
К сожалению, гарантировать успешность посевной сейчас не может никто. Ее будут осуществлять в тех объемах, в которых это возможно, ведь на территориях, где идет война, летают ракеты и могут быть заминированы поля, урожай уже фактически потерян.
По данным аналитика TeleTrade Сергея Родлера, к началу украино-российской войны нефтепродуктами в необходимом количестве было обеспечено 45% отечественных аграриев (а вот удобрений, семян и средств защиты растений было соответственно 80%, 75% и 62% от минимально необходимых потребностей).
В принципе, нефтепродуктов на посевную кампанию, если сравнивать с общим годовым потреблением, нужно не так уж много. Как рассказывает Сергей Куюн, в 2021 году потребление аграрного сектора составило около 1,7 млн тонн дизельного топлива. Учитывая, что жатва продолжается в среднем на месяц дольше посевной, весной аграриям нужно где-то 0,6 млн тонн дизтоплива – около 8% годового потребления этого вида нефтепродуктов в Украине.
«Но сейчас сложно точно сказать, сколько нужно, потому что непонятны посевные площади», – признает директор «А-95».
По оценкам главы Аграрного союза Украины Геннадия Новикова, из-за войны Украина может потерять до 20% посевных площадей. Таким образом, для посева потребуется около 0,5 млн тонн дизельного топлива. Ответ на вопрос – есть ли он налицо, неизвестен. Во-первых, данные об общем количестве топлива сейчас по понятным причинам не разглашаются, во-вторых – неизвестно, сколько потребуется армии (напомним – сейчас это приоритет), а в-третьих – запасы топлива уменьшаются из-за ракетных обстрелов.
Правительство опять же ищет все возможности для обеспечения аграриев топливом. Следует отметить, что поставки нефтепродуктов из Азербайджана в большей степени предназначены именно для посевной кампании. Одним словом, эта проблема разрешается.
«Из самого Азербайджана нефтепродукты вряд ли будут везти. Путь в Одессу Черным морем закрыт, а в обход – получится очень дорого. Думаю, что, скорее всего, речь идет о некоторой схеме замещения через европейских контрагентов», – предполагает генеральный директор сети SunOil Леонид Косянчук.
Возвращаясь к теме возможной гуманитарной катастрофы из-за войны, Геннадий Новиков пока ее не наблюдает.
«Озимая пшеница, дающая большую часть валовой уборки всех зерновых культур в Украине, успешно сошла. А собирать мы ее будем только через пять месяцев – к тому времени, я уверен, недобитая армия агрессора давно вернется к своему стойлу. С посевом подсолнечника можем потянуть еще две-три недели, с кукурузой – до первой декады мая. Так что о возможном голоде в этом году речи вообще нет. Да, с бананами может перебои и возникнут, но хлеб и каша будет», – пообещал «Главкому» Новиков.
Украину в этом году мог ждать очередной рекордный урожай, если бы не «освободители». Как рассказала «Главкому» начальник отдела агрометеорологии Украинского гидрометеорологического центра Татьяна Адаменко, погодные условия для озимых были намного лучше, чем в прошлом сезоне.
Андрей Кузьмин, «Главком»
- Обстрел Лисичанска: горит нефтяное хранилище (фото)
- Ракета попала в завод в Днепропетровской области
- Российская ракета попала в нефтебазу в Ровенской области
- Ракетный удар на Волыни: стали известны детали (видео)
- Обстрел Львова ракетами: горит один из промышленных объектов с топливом
- Поспред Украины: план Кремля – спровоцировать гуманитарную катастрофу
- Рекордный урожай в Украине. Гидрометцентр объясняет, как это удалось и чего ждать в 2022 году