Почему Берлин не дает оружие Киеву? Объясняют немецкие дипломаты и эксперты
Чего в действиях Берлина больше – катастрофических парадоксов или пацифистского консенсуса
Пять тысяч защитных шлемов, которые Германия решила предоставить Украине, выглядят как издевательство. Заявление министра обороны ФРГ Кристины Ламбрехт о шлемах прозвучало в среду, 26 января на фоне последних тревожных новостей о возможном вторжении России в Украину и инструкции для сотрудников посольства ФРГ, в которых им разрешается покинуть Киев.
«Это однозначный сигнал: мы на вашей стороне», – подчеркнула Ламбрехт, комментируя решение о передаче шлемов. Это вызвало закономерную волну иронических сообщений, и не только в среде украинских экспертов-международников. Наш посол в Берлине Андрей Мельник отреагировал молниеносно: «Нам нужно не лавирование, а мужественные поступки ФРГ, которая наконец-то поставит Украине немецкое оборонное вооружение, в котором мы сегодня больше всего нуждаемся», – прокомментировал Мельник.
Отказ от поставок оборонного вооружения Украине (что было даже прописано в коалиционном соглашении нового правительства) – уже не первый случай, когда правительство Германии сознательно или бессознательно подыгрывает России. И если раньше критика звучала в контексте договоренностей о построении «Северного потока-2» (когда немцам приходилось напоминать о разнице между европейской ценой и ценностями), то на фоне нарастающего напряжения на границах с Украиной, поведение нового правительства Германии вызывает не один вопрос.
Последней каплей, возмутившей украинскую дипломатию, стало заявление командующего немецких ВМС Кай-Ахим Шенбаха, который во время командировки в Индию публично призвал мир уважать Путина и выразил уверенность в необратимости аннексии Крыма. После дипломатических нот вице-адмирал должен был уйти в отставку. Однако эксперты правдиво отмечают: военный, который, в принципе, не должен был комментировать политические вопросы, мог озвучивать толерантную в новом правительстве позицию, хотя и не говорят об этом публично.
Между тем, издание «Европейская правда», специализирующееся на внешней политике, обнародовало довольно критическую редакционную статью «Германия толкает к войне и разрушает свое будущее в Украине. Это должно остановиться», которая была переведена на английский и немецкий языки. Публикация очертила целый ряд вопросов к Германии, на которые она должна дать ответ и четко очертить, кого она сейчас поддерживает – жертву агрессии или нападающего, который заинтересован посеять раскол по «украинскому вопросу» внутри Европейского Союза. И, какому, похоже, это удается…
«Главком» обратился к известным немецким дипломатам и экспертам с просьбой прокомментировать позицию немецких властей по Украине и объяснить нынешнюю политику ФРГ по Украине. Мнения разделились.
«Даже в этой чрезвычайно напряженной ситуации есть время для дипломатии»
Дитмар Штюдеманн
экс-посол ФРГ в Украине (2000-2006 гг.)
– Я понимаю чрезвычайно критический тон редакционной статьи, на которую вы ссылаетесь. Однако, как и Украина, Германия настроена любой ценой противостоять иностранной агрессии. В этой ситуации агрессор притворяется жертвой. Это неприемлемо в любом случае. После всех кровавых испытаний война и насилие больше не могут быть частью наших рассуждений. Это отражает позицию нашего правительства, наших политических представителей и германцев.
Я все еще уверен (имея более 40 лет опыта работы в этом регионе Европы), что даже в этой чрезвычайно напряженной ситуации все еще есть время для дипломатии. Потребовалось много времени, чтобы разработать жизнеспособное решение этой проблемы. Но это единственная жизнеспособная долгосрочная попытка снизить потенциал агрессии. Мы не должны попадать в ловушку, разжигающую внешнюю агрессию последующими внутренними конфликтами.
Есть много жалоб на полифонию и нечеткость позиций федерального правительства и ведущих политических представителей. Но следует обращать внимание на исправление и развитие позиций. Не следует переходить к суждениям, считая позиции неизменными. На долю «Северного потока-2» и отказ от снабжения оборонительным оружием также влияет дальнейшее развитие событий на украинской границе. В этой опасной ситуации решающее значение имеет единство, а не конфронтация, дающая агрессору дополнительные тактические преимущества».
«Вспышка гнева из-за отказа Берлина предоставить оборонное оружие разделяют многие люди в Германии»
Ханс-Юрген Гаймзет
экс-посол Германии (2008-2012 гг.)
– Германия, как и другие западные государства полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины. Министр иностранных дел Анналена Бербок трижды в течение нескольких дней встречалась с госсекретарем США Блинкеном, чтобы согласовать общий ответ на российские угрозы и агрессию. Германия тесно работает с западными государствами над эффективным пакетом санкций. Я не сомневаюсь, что Германия присоединится к США и другим странам в ответе агрессору.
Нынешняя вспышка гнева, связанная с отказом Берлина предоставить оборонное оружие, разделяют многие в Германии. Касаясь этой темы было бы ошибкой с легкостью исключать исторический аргумент: немецкая катастрофа 20-го века во многом, в общем-то положительно, сказалась на немецком обществе и политике. Учитывая движущую роль Германии в «военных играх Великого государства» 20-го века (от Вильгельма II до Гитлера), которые дважды принесли страдания и несчастья миру и ампутировали собственную нацию, теперь многие справедливо считают, что война имеет только отрицательные вещи для всех сторон и потому ее нужно избегать любой ценой.
Позитивно то, что страны, подписавшие Будапештский меморандум, Соединенные Штаты и Великобритания, сейчас предпринимают быстрые и решительные действия против угроз со стороны России, которых очень не хватало в 2014 году – в то время, когда Ангеле Меркель было трудно объединить ЕС для введения санкций против России. В 2014 году мы все поняли, что нужно реагировать, прежде чем сталкиваться с фактами на месте. Сейчас нет сомнения, что слишком долго закрывались глаза на то, как все элементы российской политики – внешняя, внутренняя и экономическая – указывали на единственное направление абсолютной решимости Путина изменить порядок безопасности в Европе.
Главный вопрос, на который нужно ответить сегодня, по моему мнению, заключается не в том, должна ли Германия предоставить еще один набор оборонного противотанкового оружия, а в том, можно ли предотвратить войну или нет. Как бы хорошо и дорого ни была оснащена украинская армия – выдержать давление россиян будет трудно, если вообще невозможно. Мы должны предотвратить дальнейшую агрессию с твердостью, решительностью, силовыми санкциями и мерами сдерживания, которые ударят по России таким образом, что это может представлять опасность для самого Путина и его властной базы.
Я понимаю и признаю готовность некоторых политиков, дипломатов и части украинского гражданского общества сообщить немецкой политической сфере об их мнении, о серьезности ситуации. Но также важно для будущего развития Европы сохранить хорошие отношения с Германией. Германия есть и останется другом в вопросах дальнейшей интеграции Украины в ЕС.
«Чрезвычайно высокий уровень критики поможет Берлину понять, что такая политика не является ни эффективной, ни ответственной»
Сергей Сумленный
немецкий политолог, бывший глава представительства фонда Гейнриха Белля в Украине (2015-2021 гг.), эксперт по Центральной и Восточной Европе
– Позиция немецкого правительства действительно отталкивает страны Центральной и Восточной Европы от Германии и даже от ЕС. Очевидно, на такой эффект не рассчитывали немецкие политики, которые считали, что демонстрируют разумную и сбалансированную позицию. Понятно, что Украина больше рассчитывает сейчас на двусторонние контакты с другими странами (Великобритания, Польша, Литва, Латвия, Эстония). Даже контакты с не совсем демократическим правительством Эрдогана оказываются для Украины и для мира в регионе более полезными, чем контакты с Германией. Такой катастрофический парадокс является следствием неразумной политики Берлина. Я надеюсь, что чрезвычайно высокий уровень критики, которую сейчас получает Германия, поможет Берлину понять, что такая политика ни эффективной, ни ответственной.
Сейчас идет борьба за право формулировать внешнюю политику между канцлером, социал-демократом Олафом Шольцем, который выступает за традиционно более дружественное отношение к Москве и является более критичным к НАТО, и министром иностранных дел, которая является сопредседателем Зеленых, Анналеной Бербок. В то же время внутри Социал-демократической партии Германии (СДПГ) голоса в поддержку позиции России звучат очень громко.
В свое время в 2008 году автор этого материала вместе с группой украинских журналистов беседовал с французским философом, политологом Андре Глюксманном, который предостерегал: Германия зря надеется из-за тогдашней Программы модернизации сменить Россию, в частности российское руководство, которое, по словам французского философа, циничнее советского. С тех пор Германия не сделала никаких выводов и продолжает ставку на так называемое изменение из-за торговли (wandel handel). И это после 2008 года, когда Россия напала на Грузию и аннексировала 20% территории этой страны и после нападения РФ на Украину в 2014 году с незаконной аннексией Крыма и российской агрессией на Востоке!
Господин Сумленный считает, что главная проблема заключается именно в настроениях большинства немцев.
«Благодаря демократии – объясняет он, – в Германии к власти приходят политики, отвечающие интересам избирателей. Обещание хороших контактов с Москвой находит ответ посредством голосов, наряду с этим жесткой риторики в сторону Москвы – нет».
Более того, добавляет Сумленный, сам факт приглашения печально известного экс-канцлера Шредера, входящего в правление «Газпрома», в роли почетного спикера на партийный съезд – показывает, что для СДПГ (массовой партии, где куча вопросов решаются голосованием всех членов партии, включая вопросы заключения коалиционного соглашения) он не является токсичным.
«Только нападение России на Украину изменит позицию по поставкам оружия»
Штефан Майстер
руководитель программы международного порядка и демократии в Немецком обществе внешней политики (DGAP)
– Немецкая перспектива состоит в том, чтобы сохранить роль актера, который еще может говорить с Москвой, а когда Германия будет поставлять оружие Украине, этого не получится. Идея поставки оружия в Украину крайне непопулярна не только у большинства членов партии СДПГ, но и в немецком обществе в целом. Командующий немецким ВМС адмирал Кай-Ахим Шенбах имеет большую поддержку в своей стране.
У ФРГ существует непонимание угрозы со стороны России. В то же время, представление о том, что Украина является достаточно проблемной страной (олигархи, коррупция и т.п.), достаточно устойчивое. Наши элиты считают, что они правильно поступают, с одной стороны, поддерживая Украину, а с другой – продолжая разговаривать с Россией, ослабляя эскалацию.
Да, Берлином не изучены уроки... Только нападение России на Украину изменит позицию по поводу поставок оружия. В правительстве есть люди, которые поддержат такое решение и по этому вопросу уже началась дискуссия. Но никто не руководит этим обсуждением и многие принимающие решения опасаются атак со стороны общества или однопартийцев. Потому Путин доминирует. Он знает, как играть с германцами. На данный момент Германия является слабым звеном Европы в отношении России.
«Для смены политики Берлина нужны очевидные угрозы безопасности Германии и ЕС»
Доктор Андре Хертель
немецкий эксперт по внешней политике в Восточной Европе, политики добрососедства ЕС в Берлинском фонде «Наука и политика» (SWP)
– Не стоило принимать во внимание слова вице-адмирала Шенбаха, который не является политиком, не разрабатывает политику и не является частью аппарата принятия решений. Я также думаю, что во всем мире, и Германия не исключение, на высоких должностях есть высокомерные, самовлюбленные и в то же время интеллектуально неразвитые люди. Его отставка и публичное признание ошибок хороший знак.
Германия не была причастна к тому, что Великобритания вынуждена была перевозить оружие в Украину в обход ее воздушного пространства. Просто Великобритания перевозит оружие таким образом, чтобы не угрожать районам, где сосредоточено большое количество людей, и стало причиной того, что был выбран обходной маршрут.
В немецком обществе царит сильный пацифистский консенсус – в результате двух проигранных мировых войн, которые страна начала. В его базе лежит подход не доставлять орудие в реальную зону конфликта. Хотя закон знает исключения (прямой интерес безопасности), но общая тенденция к мирным средствам разрешения конфликтов очень сильна.
Но это не делает Германию коллаборантом России, поскольку правительство объявило, что поддержит мощные санкции, если Россия вторгнется в Украину, в последние дни даже заявив, что речь может идти о «Северном потоке-2» и SWIFT.
Немецкая политика меняется очень постепенно в сторону более агрессивной политики безопасности. Для продвижения в этом отношении необходимо сильное внешнее давление и очевидные угрозы безопасности Германии и ЕС. Немецкие солдаты погибают в Афганистане, базируются в Мали, Ираке и Африканском углу. И все это усилия НАТО/ЕС.
Напомню, что именно Германия при канцлерстве Меркель приложила основные дипломатические, финансовые и даже усилия безопасности для активизации ЕС и ОБСЕ в 2014/15 годах для суверенитета Украины, и в основном эта поддержка сохраняется или даже усилена. Есть разные методы поддержки страны, которая находится в опасности.
Николай Сирук, для «Главкома»
- Украинские евреи жестко обратились к Шольцу из-за нежелания поставлять оружие
- Роланд Фройденштайн: Немцы понимают опасность Путина, но они его боятся
- Командующий ВМС Германии уходит в отставку после скандального заявления о Крыме – СМИ
- МИД жестко отреагировал на слова главы ВМС Германии о «потере Крыма навсегда»
- Германия запретила Эстонии передавать Украине оружие
- Последний патрон для Путина. Чем завершилась неделя дипломатических торгов Запада и России
- Немецкая коалиция. Четыре плюса и два минуса для Киева