Теневой флот Путина. Как западные компании финансируют войну против Украины
«Никто из тех, кто заправляет свой автомобиль в Европе, не может сказать, что бойкотирует российскую нефть»
Бизнес-редактор британского политического и культурного журнала New Statesman Уилл Данн в своей статье напоминает, что сотни западных компаний после широкомасштабной агрессии России против Украины закрыли свои представительства в РФ и забрали из нее свои активы. Однако есть группа западных компаний, которые сдерживают санкции ЕС и поддерживают поступление денег в российскую военную машину. Речь идет, в частности, о танкерном бизнесе греческих судоходных компаний, вернувшихся в российские порты.
Автор объясняет: поскольку другие судоходные линии отказались принимать российский экспорт, а стоимость перевозки российской нефти выросла, Греция успешно лоббировала ослабление санкций в отношении российской нефти. Торговый флот, которым управляет небольшая группа западных олигархов, обеспечивает поступление денег в российскую казну.
Уилл Данн цитирует фрагмент исследования Робина Брукса – главного экономиста Института международных финансов, показавшего подлинные масштабы вовлечения Греции в российскую экономику: «Россия зависит от западной транспортной инфраструктуры для продолжения войны». Брукс подчеркивает, что российская экономика держится на нефти: за последние два десятилетия Россия заработала примерно в четыре раза больше денег на нефти, чем на газе, заработав почти $3,5 трлн от экспорта сырой нефти. Экономист цитирует Джона Маккейна, который назвал Россию «заправкой, маскирующейся под страну». Большая часть (70-85%) сырой нефти вывозится из РФ танкерами.
Стоит поинтересоваться, насколько греческими (кипрскими или мальтийскими) являются компании, занимающиеся пророссийским лоббированием
Уилл Данн отмечает, что война в Украине создала огромную возможность для сверхприбылей. По его словам, один из самых распространенных маршрутов транспортировки российской нефти лежит от балтийского порта Приморск через Средиземное море и Суэцкий канал к западному побережью Индии. Стоимость доставки за баррель составляет $7,67 за баррель. Это цена, которая по данным компании Argus Media, занимающейся анализом нефтяного рынка, включает в себя «компонент санкций» в размере $3,50. То есть танкер Aframax, который благодаря вторжению России в Украину совершает такое путешествие с полной загрузкой в 700 тыс. баррелей сырой нефти Urals, может получать за рейс дополнительные $2,45 млн.
Мишель Визе Бокманн, старший аналитик Lloyd's List Intelligence, утверждает, что среди танкеров, перевозящих российскую нефть, в начале этого года премии более $10 млн за рейс были «обычным явлением». Именно эти доходы являются причиной того, что государство-член ЕС оказывает экономическую поддержку российскому вторжению.
Автор статьи обращает внимание на то, что эта поддержка одновременно дипломатическая. Так, на саммите G7 в 2022 году наиболее экономически развитые государства мира принялись обсуждать тему ограничения цены на российскую нефть. Полное эмбарго было рискованной идеей, оно могло повлечь за собой рецессию на Западе. Логика ограничения заключалась в том, что частичное эмбарго ограничит поток денег в военную машину Путина, в то же время минимизируя потери, которые испытывают западные компании и потребители. Однако Греция, вместе с Мальтой и Кипром, также имеющие немалый танкерный флот, помешали ограничению цен.
Уилл Данн напоминает, что странам-членам ЕС понадобилось еще шесть месяцев, чтобы установить предельную цену, действующую с 5 декабря 2022 года. За это время, по данным ООН, в Украине погибли более 2 тысяч мирных жителей.
Автор статьи отмечает, что Польша настаивала, чтобы цена на российскую нефть была ограничена на уровне $20-30 за баррель. По мнению упоминавшегося Брукса, это было бы очень существенным ударом по денежной машине России. Но, как пишет Уилл Данн, решительные усилия Греции и ее союзников подняли ограничение до $60 за баррель. Следовательно, предельная цена G7 не стала шоком для России.
Уилл Данн отмечает, что большинство греческих судоходных фирм являются частными семейными предприятиями, их не волнуют моральные последствия их торговли.
«По мере того, как клеймо российской нефти становится тяжелее, транспортировать его становится выгоднее», – говорит Брукс. Автор статьи добавляет, что пятно российской нефти можно смыть и последующим лоббированием: после того, как украинское правительство добавило пять греческих судоходных компаний в список «международных спонсоров войны», Греция вновь заблокировала введение дальнейших санкций и освобождение сотен миллионов евро для ВСУ.
В статье справедливо отмечается, что хотя население Греции, Кипра и Мальты составляет менее 3% ЕС, но от нескольких человек эти страны успешно ограничили решительные действия против российской экономики. Автор отмечает, что стоит поинтересоваться, насколько греческими (кипрскими или мальтийскими) являются компании, занимающиеся пророссийским лоббированием.
Более 40% рабочей силы на судах трех названных стран не являются греками (глобальное судоходство в значительной степени зависит от Филиппин и каждый четвертый торговый моряк во всем мире является филиппинцем), а порты, к которым причаливают эти суда, принадлежат зарубежным нефтяным компаниям и нефтеперерабатывающим заводам. Греческие судоходные компании давно утверждали, что обеспечивают около 7% ВВП своей страны, а это примерно столько же, сколько туристическая индустрия. Однако расследование Reuters в 2015 году констатировало, что судоходство составляет всего 1% ВВП Греции.
«Самое важное то, что какой бы вклад в плане занятости ни внесли владельцы судов, они не платят корпоративный налог в Греции, – говорится в статье. – В стране, пережившей долговый кризис и период жестокой экономии, где реальная заработная плата упала на 40% с 2007 года, небольшая группа семейных предприятий не платит корпоративный налог (налоговые льготы прописаны в конституции Греции) с 1953 года. Фактические греческие судовладельцы могут жить (как и многие другие олигархи) за границей. Многие выбирают Лондон. Потому что в Великобритании не нужно платить налог, если доходы получаются за границей».
Это не исключительно греческий феномен, отмечает бизнес-редактор New Statesman. Мол, торговый флот, обслуживающий гангстерское государство Путина, зависит от финансовых учреждений в Великобритании и США. Анализ Мишель Визе Бокманн показывает, что треть всех танкеров, перевозящих нефть из России через Балтийское и Черное моря, застрахована на Западе.
За последние 18 месяцев размер «темного» флота Путина удвоился – почти до 500 судов
Уилл Данн пишет, что в прошлом году судовладельцы воспользовались возможностью распродать старые корабли, на которые внезапно появился спрос.
«Мы видим все больше и больше танкеров, ранее эксплуатировавшихся греческими или кипрскими компаниями, а теперь принадлежащих какой-то странной подставной компании», – говорит Брукс.
«Было много посредников, – добавляет Бокманн. – Кто-то продает свой танкер компании, которая выглядит легально, а потом через шесть недель они узнают, что у него новый владелец».
Автор отмечает, что «в то время когда Россия опустошала украинские города и похищала тысячи украинских детей, западные компании получали вознаграждение от преуспевающего рынка для кораблей, которые помогали финансировать войну Путина». С ним соглашается Бокманн: «Это делали все, от честнейшей норвежской компании, отвечающей требованиям экологических, социальных стандартов и стандартов управления (ESG), к... правительству Ливии. Все обогащалось».
Уилл Данн акцентирует, что старые корабли стали новыми членами «темного флота» – пестрой коллекции танкеров (управляемых подставными компаниями, скрывающими своих настоящих владельцев), плавающих под флагами Панамы, Либерии или Габона и работающих исключительно в транспортировке санкционной нефти. Бокман говорит, что за последние 18 месяцев размер темного флота удвоился почти до 500 судов.
Бизнес-редактор New Statesman приходит к такому выводу: Никто из тех, кто заправляет свой автомобиль в Великобритании, Европе или G7, не может сказать, что бойкотировал российскую нефть. Британия, ранее импортировавшая 18% своего дизельного топлива из России, запретила импорт российского топлива в конце 2022 года. Но в апреле Центр исследований энергетики и чистого воздуха (исследовательская организация в Финляндии) обнаружил, что российская нефть экспортировалась в Индию, Китай и Турцию в течение года после вторжения России в Украину. Эти страны перерабатывают российскую нефть и реэкспортируют ее как индийское или турецкое топливо на Запад и G7. Через год после вторжения Великобритания импортировала 5,3 млн тонн топлива из этих стран.
Для Робина Брукса этот безнравственный бизнес означает упущенную возможность для решительных действий.
«Запад имеет силу вовлечь Россию в финансовый кризис, поскольку стоимость рубля очень зависит от торговли России», – отмечает он.
Робин Брукс убежден, что дальнейшее снижение лимита цены до $50 и добавление нефтяных танкеров в санкционный список приведет к «немедленному удару по финансовой стабильности России». Без этого, говорит он, остается наблюдать, как западные компании наживаются на уничтожении украинских городов, и спрашивать: «Что собственно делает ЕС?».
Источник: Newstatesman