Миссия МАГАТЭ с оккупантами на Запорожской АЭС: какого отчета ждать?
Интервью с руководителем Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Олегом Кориковым
Миссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которая стартовала 1 сентября продолжает работать на захваченной российскими террористами Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС). Там остаются шесть представителей миссии.
Россияне долго пытались помешать работе инспекторов, цель которых – защитить станцию от возможной ядерной аварии. Оккупанты даже вели артобстрел заранее согласованного маршрута следования миссии МАГАТЭ из Запорожья в ЗАЭС.
Однако уже вечером 2 сентября глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси по итогам своего визита на станцию отметил профессиональную работу персонала АЭС. Гросси выразил надежду, что присутствие представителей международного агентства облегчит работу сотрудников станции. Но, похоже, из-за того, что эксперты МАГАТЭ продолжают работать под дулами российских автоматов, он ничего не сказал о необходимости демилитаризации станции. Отметил лишь, что наибольшее беспокойство инспекторов МАГАТЭ вызывают пробоины на объектах АЭС в результате боевых действий. Именно поэтому справедливо президент Украины Владимир Зеленский требует срочной демилитаризации станции.
Руководство «Энергоатома» гневно раскритиковало устроенное рашистами шоу для экспертов МАГАТЭ. Рашисты показали визитера жителей Энергодара, которые жалуются на «обстрелы со стороны Вооруженных сил Украины». По данным «Энергоатома», «оккупанты прилагают максимум усилий, чтобы не дать миссии МАГАТЭ возможности ознакомиться с реальным положением дел. Они распространяют манипулятивную и лживую информацию об этом визите». По данным Генштаба ВСУ, перед приездом делегации МАГАТЭ российские захватчики вывезли всю военную технику с территории Запорожской атомной электростанции.
Что запланировала сделать миссия МАГАТЭ на захваченной ЗАЭС дальше? Об этом «Главкому» рассказал глава Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (ДИЯРУ) Олег Кориков.
Встречались ли вы с представителями миссии МАГАТЭ и о чем говорили?
Совместно с экспертами миссии, которые прибыли в Украину во главе с генеральным директором МАГАТЭ Рафаэлем Мариано Гросси, мы отработали задачу по работе этой миссии. Совместно со специалистами НАЭК «Энергоатом» разработали программу, которую передали экспертам миссии во время встречи. Программа предусматривает оценку состояния радиационной и ядерной безопасности, в частности системы физической защиты, проверку ядерного топлива в соответствии с Соглашением между Украиной и МАГАТЭ о применении гарантий по Договору о нераспространении ядерного оружия.
Работы выполняются экспертами должной квалификации, проверку ядерного топлива выполняют инспекторы МАГАТЭ.
Кто из них остался работать на станции?
Команда экспертов состояла из 14 человек, часть экспертов осталась работать – у них еще есть объем работ примерно на трое суток, там большая программа. Если подробнее, то эксперты МАГАТЭ, специализирующиеся в области гарантий, ядерной безопасности и физической защиты, продолжают сегодня работать на ЗАЭС. Они должны проверить состояние безопасности, оценить физические повреждения объектов ЗАЭС, определить работоспособность основных и резервных систем безопасности ядерных энергоблоков, оценить условия работы персонала, а также выполнить другие безотлагательные мероприятия на промышленной площадке станции. Также программа предполагает проверить системы связи и коммуникаций внешнего кризисного центра ЗАЭС.
Прилагает ли МАГАТЭ усилия, чтобы демилитаризировать территорию Запорожской АЭС и окружающей зоны?
Считаю, что эксперты МАГАТЭ понимают, что единственное стабильное и безопасное состояние Запорожской АЭС, при котором обеспечивается ядерная и радиационная безопасность, возможно только при демилитаризации, деоккупации станции и возвращении ее под полный контроль украинской власти. При общении с генеральным директором и экспертами МАГАТЭ, другими международными партнерами на всех уровнях мы подчеркиваем важность достижения этой цели, необходимого условия выполнения основных принципов безопасности.
Эксперты миссии МАГАТЭ имеют четко определенные права и обязанности, они действуют согласно мандату МАГАТЭ и принципов ООН, они не могут заниматься военными вопросами, чтобы не подвергать опасности своих коллег, работающих в чрезвычайных условиях оккупированной станции. Однако у них есть уникальная возможность сделать шаг к приближению демилитаризации ЗАЭС и прилегающей территории вместе с городом-спутником Энергодар. Это поможет объективная оценка состояния дел и анализ фактов, связанных с присутствием военных формирований на объекте мирного использования ядерной энергии и использования его как плацдарма для военных операций вопреки нормам международного права.
В противном случае, продемонстрированный ядерным государством силовой способ захвата АЭС может стать примером для других стран мира, как игнорировать все стандарты безопасности МАГАТЭ.
Когда реально МАГАТЭ может обнародовать результаты увиденного и услышанного на ЗАЭС?
Я могу сказать только то, что я знаю. Сейчас миссия работает, примерно в понедельник (5 сентября) этот этап миссии будет завершен и команда покинет станцию. Затем будет проведен соответствующий анализ всех найденных ими фактов и будет составлен отчет. Предварительное заявление, возможно, мы услышим во вторник (6 сентября) на заседании Совета безопасности ООН, которое планируется провести по требованию России по ситуации на ЗАЭС. Это будут первые развернутые комментарии, а когда уже будет готов отчет, не могу спрогнозировать. Мы будем делать все возможное, чтобы предоставить всю необходимую информацию в этот отчет. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы отчет был объективным и представлен безотлагательно.
Важно отметить, что инспекторы МАГАТЭ сейчас находятся на оккупированной российскими войсками станции. В то же время, на станции нелегально находится несанкционированный персонал «Росатома», военные российской армии, а также представители Федеральной службы безопасности РФ. Они сопровождают инспекцию МАГАТЭ. Соответственно это вызывает опасение, что захватчики могут влиять на экспертов, которые сейчас там работают. Надеемся, что, несмотря ни на что, отчет будет объективным, все собранные факты будут иметь соответствующие названия, отражающие действительность: оккупация, повреждение зданий, давление на персонал. Это такие наши оговорки.
Отчет должен быть критическим, ведь до оккупации не было никакого вопроса ядерной и радиационной безопасности ЗАЭС со стороны миссий OSART МАГАТЭ (во время миссии OSART эксперты проводят углубленный анализ показателей эксплуатационной безопасности – «Главком») для эксплуатирующих организаций и миссии Всемирной ассоциации организаций эксплуатируют атомные электростанции (ВАО АЭС).
Миссии МАГАТЭ должно хватить мужества признать и записать в отчет тот факт, что вооруженный захват и присутствие военных России на ЗАЭС является основной причиной нарушения основополагающих принципов безопасности работы атомной электростанции.
Об этих нарушениях Рафаэль Гросси заявлял еще в начале августа во время открытия 10-й конференции о нераспространении ядерного оружия в Нью-Йорке и теперь снова подтвердил во время первого брифинга сразу после возвращения из Украины. Речь идет прежде всего о необходимости поддержки физической целостности ядерных установок, возможности персонала выполнять свои обязанности, способности принимать решения без принуждения и давления, обеспечивать надежное электроснабжение ядерных энергоблоков от украинской электросети, адекватную работу системы радиационного мониторинга и надежную связь с ядерным регулятором Украины (ГИЯРУ) и другими заинтересованными органами.
Рафаэль Гросси пообещал, что после завершения работы первой миссии на станции будет введена постоянно действующая миссия МАГАТЭ…
Так, в своих предварительных заявлениях гендиректор МАГАТЭ сказал о возможности постоянного присутствия инспекторов агентства на Запорожской АЭС. Это безусловно положительный сигнал. Украина как добросовестная сторона всех международных соглашений готова к такому сотрудничеству. Особенно если это будет способствовать процессу демилитаризации и деоккупации ЗАЭС.
Но очевидно, что все вопросы относительно пребывания постоянных представителей еще нуждаются в детальном обсуждении и согласовании: какие функции и задачи они будут выполнять, как гарантируется их безопасность на станции и ряд других важных моментов.
И давайте не забывать, ЗАЭС находится под оккупацией – то есть представителям МАГАТЭ придется работать рядом с вооруженными российскими военными, не отличающимися особой деликатностью с мирным персоналом. Поэтому нельзя отвергать вероятность влияний на работу и объективность выводов международных инспекторов.
И главное – какой я вижу цель постоянного присутствия представителей МАГАТЭ на ЗАЭС: они должны поддерживать украинский персонал до полной деоккупации станции, фиксировать все нарушения норм ядерной и радиационной безопасности, культуры безопасности, нанесенный ущерб и повреждение атомной станции в результате нахождения там российских захватчиков и военных действий.
Допустили ли миссию для осмотра самых опасных мест на ЗАЭС? Насколько объективны могут быть оценки ситуации, если эксперты МАГАТЭ опрашивали сотрудников ЗАЭС под наблюдением оккупантов и представителей «Росатома»?
Точными данными мы пока не обладаем. В программе, о которой я рассказывал, мы предложили коллегам из МАГАТЭ перечень помещений, зданий, которые целесообразно посетить с целью сбора данных о повреждениях. В объем работ коллег по МАГАТЭ также входят интервью с оперативным персоналом и административно-техническим персоналом ЗАЭС. Учитывая, что работа миссии пока не завершена, я воздержался бы от комментариев относительно объективности. Будем иметь официальный отчет по итогам миссии МАГАТЭ – сможем предметно его оценивать.
А включены ли в перечень объектов для посещения подвалы, где оккупанты проводят пытки над работниками станции?
В перечень включены объекты, имеющие отношение к радиационной и ядерной безопасности, физической защите АЭС. Это блочные щиты управления энергоблоком, технологические помещения, хранилища ядерного топлива, контрольно-пропускные пункты, аварийно-кризисный центр, учебно-тренировочный центр и т.д.
Какая сейчас ситуация на ЗАЭС, как там работают люди?
На Запорожской АЭС работает украинский персонал. Оператор ЗАЭС – украинское государственное предприятие НАЭК «Энергоатом», которое имеет соответствующую лицензию на право эксплуатировать ядерные установки для выработки электрической энергии. Персонал станции имеет соответствующую подготовку, лицензию. Пребывание любого другого персонала на ЗАЭС, а именно персонала «Росатома» и вооруженных сил РФ нелегально и, соответственно, не имеет ничего общего с обеспечением радиационной и ядерной безопасности.
Каково морально-психологическое состояние персонала на станции?
Персонал работает под давлением и отрицательным влиянием рашистских оккупантов. Психологическая атмосфера – отрицательная. В «Энергоатоме» есть соответствующие кадровые службы, социально-психологические – они более осведомлены…
Прилагает ли МАГАТЭ усилия, чтобы наложить санкции на «Росатом»?
МАГАТЭ принимает все решения по принципу консенсуса – когда все страны-члены поддержат это решение. Действующей системой очень тяжело пролоббировать резкое решение. Когда будет готов отчет по итогам работы миссии, тогда гендиректор МАГАТЭ должен представить его Совету управляющих МАГАТЭ, который должен согласиться или не согласиться с этим отчетом. Когда это произойдет – вопрос к МАГАТЭ.
То есть если в отчете будут указаны реальные данные о ситуации на ЗАЭС, тогда будет шанс на введение санкций.
Государственная инспекция ядерного регулирования Украины внимательно отслеживает ситуацию на ЗАЭС, что можно сказать о радиационном состоянии на прилегающей территории?
Запорожскую АЭС эксплуатирует лицензиат – ГП НАЭК «Энергоатом». Согласно законодательству, лицензиат полностью ответственен за радиационную и физическую защиту и безопасность ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другого источника ионизирующего излучения, независимо от деятельности и ответственности поставщиков и органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.
В случае аварии лицензиат обязан с момента начала аварии вести контроль и прогноз выхода радиоактивных веществ за пределы ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, и информировать об этом соответствующие органы и организации в установленном порядке.
Могу сказать, что нарушение целостности сооружений ЗАЭС в результате российских обстрелов пока не сопровождалось влиянием на радиационное состояние на промышленной площадке Запорожской АЭС и в зоне наблюдения.
Наталка Прудка, «Главком»