Правозащитница рассказала, что происходит с похищенными Россией детьми после возвращения

Аксана Филиппишина рассказала, что с возвращенными из депортации детьми работают социальные службы и центры психологической реабилитации
фото из открытых источников

Аксана Филипишина: все дети, которые возвращаются проходят через определенные процедуры

Каждый ребенок, которого вернули из депортации, проходит проверку в правоохранительных органах. Об этом в интервью «Главкому» рассказала аналитика Украинского Хельсинкского союза Аксана Филипишина.

«Все возвращающиеся дети проходят через определенные процедуры. Должно быть установлено, при каких обстоятельствах ребенок оказался на территории Российской Федерации или в оккупации, действительно ли это был факт депортации, являющегося военным преступлением, или имели место какие-то попытки вербовки. Это задача правоохранительных органов, периодически комментирующих ситуацию, и процедуры», – сказала Филипишина.

Правозащитница отметила, что Украина сотрудничает с Международным уголовным судом, поэтому прокуроры этой организации проводят расследование в контексте военного преступления по депортации. На национальном уровне эти дела расследуются в соответствии со статьей 438 Уголовного кодекса Украины (нарушение законов и обычаев войны). В случае подтверждения ребенок получает статус пострадавшего, а дело идет дальше.

В частности, с возвращенными из депортации детьми работают социальные службы и центры психологической реабилитации, относительно работы которых есть трудности.

«… Работает специальный центр на улице Грушевского в Киеве, созданный при поддержке международных организаций. Детям, которые возвращаются через границу, дальше предлагают вместо того, чтобы ехать домой, посетить Киев. На базе этого центра с детьми работают и профессиональные психологи и правоохранительные органы. Дальше люди разъезжаются по своим регионам, но это, как правило, небольшие городки, где не всегда имеются соответствующие специалисты. В то же время реабилитация и психологическая терапия нужны ребенку от нескольких месяцев до года в зависимости от степени травмирования», – рассказала Филипишина.

Напомним, что российские власти продолжают принудительно депортировать украинских детей в Россию или переселять их вглубь временно оккупированной Украины. Глава Запорожской областной военной администрации Украины Иван Федоров 24 июня заявил, что российские власти под видом отпуска депортируют украинских детей в Чечню и Кабардино-Балкарскую Республику. 25 июня Центр «Украинское сопротивление» заявил, что российские власти планируют депортировать из оккупированной Луганской области в Россию более 12 тыс. детей под видом отпуска летом 2024 года.

Ранее Аксана Филипишина рассказала, что Россия депортировала 19 546 детей из Украины, но на протяжении многих месяцев численность возвращенных застыла на отметке 388. Она предполагает, что в Украину возвращаются дети, не имеющие отношения к депортации.

Также аналитика Украинского Хельсинкского союза по правам человека Аксана Филипишина сообщила, что возвращение депортированного ребенка является ценной процедурой, а на государственном уровне отсутствуют механизмы финансовой поддержки родителей.

Она добавила, что мы должны быть готовы, что похищенные из Украины дети будут отказываться возвращаться домой. Она отметила, что чем дольше дети находятся в России, тем труднее вернуть их.

Читайте также: