Харьков после выборов. Кто на самом деле выиграл первую столицу?
Становление мера Терехова: союз с ОПЗЖ и перераспределение потоков
Почти полтора года прошло с тех пор, как в немецкой клинике «Шарите» при невыясненных до конца обстоятельствах умер Геннадий Кернес. С тех пор его заместитель Игорь Терехов пытается занять освободившуюся нишу «любимчика» харьковчан и что еще важней для него – найти свое место среди элит, имеющих влияние в городе и сбалансировать их в интересах собственной власти. Этот процесс продолжается даже после того, как Терехову удалось выиграть досрочные выборы мэра города осенью прошлого года.
Фактически Терехов управляет Харьковом с сентября 2020 года – сначала как исполняющий обязанности, а с ноября 2021 – как действующий новый мэр. Его путь к креслу городского головы представляет интерес не только для искушенных в политике экспертов, но и достоин стать сюжетом политического детективного триллера.
Фактически его сюжет начинается с момента госпитализации Геннадия Кернеса осенью 2020-го – тогда из вердикта немецких медиков стало понятно, что вероятность его возвращения к полноценной управленческой работе крайне мала. Об этом знали немногие и пока харьковчане с волнением следили за новостями из Германии, Терехов уже разрабатывал сценарий операции «приемник».
Для того, чтобы этот сценарий запустить, необходимо было правильно начать сюжет – с нужной трактовки информации о состоянии здоровья Кернеса и сокрытия объективных фактов, сопровождавших его лечение.
Это позволило ввести в заблуждение не только жителей Харькова, но и депутатский корпус городского совета, а также сотрудников исполнительных органов власти города. Фактически монополизировав связь между больным Кернесом и внешним миром, Игорь Терехов смог убедить всех в том, что только он владеет объективной информацией о состоянии здоровья своего шефа и что исключительно с ним мэр согласовывает все действия и принимаемые решения.
Следствием этого стали изменения при формировании депутатских списков партии «Блок Кернеса – Успешный Харьков», которая готовилась к местным выборам – якобы от имени Кернеса в них были включены люди близкие либо к самому Терехову, либо к его тогдашним покровителям. Это помогло получить контроль над депутатской фракцией Кернеса в горсовете.
Следующими сериями операции «приемник» стало изготовление электронной подписи Геннадия Кернеса, официальная процедура выдвижения Терехова на пост секретаря горсовета и назначение его же исполняющим обязанности мэра города. Все эти действия были проведены без соблюдения необходимых в таких случаях процедур, что породило в обществе серьезные подозрения в их фальсификации.
К слову, уголовное производство по делу о подделке электронной подписи Геннадия Кернеса длится уже год и на данный момент его логическое завершение зависит лишь от политической воли и эффективности работы правоохранительных органов.
Далее разработанный план прихода к власти предусматривал затягивание даты внеочередных выборов мэра для получения дополнительного времени на информационную раскрутку. Поэтому, подавая обращение в Верховную Раду о назначении внеочередных выборов, тогдашний и.о. мэра «по ошибке» не прислал нужные документы. В следствии этого голосование назначили не на март, как предусматривал закон, а лишь на осень 2021-го.
Выигранное время Игорь Терехов потратил на работу с электоратом, а также на сбор достаточного количество материальных ресурсов и влиятельных связей. Ведь на тот момент у него не было достаточной поддержки ни среди избирателей, ни внутри депутатского корпуса горсовета и чиновников исполнительной власти, ни в близком окружении самого Геннадия Кернеса. Крупный бизнес и влиятельные люди Харькова не всегда серьезно относились к политическим амбициям Игоря Терехова.
Это объясняется тем, что хоть сам Терехов и позиционировал себя, как близкое и доверенное лицо Кернеса, на самом деле он играл номинальную роль первого заместителя мэра и исполнял функции, на которые у Кернеса не было либо времени, либо желания – проводил совещания, посещал официальные мероприятия или выполнял иные поручения шефа. О реальном влиянии на принятие важных решений, участии в стратегических процессах и операционным управлении города речь не шла. В первую очередь потому, что все ключевые менеджеры города напрямую общались с Кернесом и отчитывались перед ним.
Кроме того, Игорь Терехов пользовался ограниченным доверием шефа, не допускался к решению деликатных политических или финансовых вопросов. Тем не менее это не помешало Терехову во время городской избирательной кампании создавать видимость самого доверенного и близкого к Кернесу человека, его приемника.
Жертвами таких иллюзий стали не только избиратели, но и достаточно серьезные люди, которых заинтересовало обещание Терехова содействовать взаимовыгодному перераспределению активов Кернеса и оставшихся ресурсов города в случае его избрания мэром. Реализацией этого сценария занялись Павел Фукс, Игорь Котвицкий и Арсен Аваков.
Однако в процессе избирательной кампании оказалось, что они не в состоянии обеспечить Терехову принятие необходимых решений в горсовете – для этого необходимы новые партнеры. И они скоро нашлись в лице депутата Верховной Рады от ОПЗЖ Игоря Абрамовича, который имеет влияние на депутатскую группу ОПЗЖ в Харьковском городском и областном советах. Результатом этого сотрудничества стали не только синхронные голосования депутатов ОПЗЖ и Блока Кернеса в горсовете, но и общие планы относительно перераспределения финансовых потоков в городе. Сюда же вошло распределение квот и влияния в депутатских комиссиях, органах исполнительной власти, департаментах и коммунальных предприятиях города.
Среди прочего, Абрамович получил контроль над сферой ЖКХ с бюджетом около 2 млрд грн. – руководителем соответствующего департамента, а заодно и заместителем мэра стал тесть Абрамовича Семен Сирота.
При заключении новых договоренностей Игорю Терехову пришлось откорректировать интересы многих своих бывших партнеров по городскому совету, а также отказаться от ранее взятых обязательств с членами команды Геннадия Кернеса. Однако из-за затягивания с принятием решений, его отношения с новыми партнерами складываются не лучшим образом.
Игорь Абрамович, воспользовавшись таким случаем, предложил кандидату в мэры новую конфигурацию сотрудничества, которая предусматривала возобновление поддержки ОПЗЖ в горсовете и новый формат коммуникации с Офисом президента, включая фракцию «Слуга народа».
Первый публичный конфликт Терехова с Абрамовичем, случился весной 2021 года, причиной чему стало несоблюдение тогдашним и.о. мэра финансовых обязательств и кадровых договоренностей, а также разногласия по поводу механизмов принятия решений и управление процессом. Для того, чтобы вернуть Игоря Терехова в русло прежних договоренностей, депутатская группа ОПЗЖ (ориентированная на Игоря Абрамовича) всячески саботировала сессионные процессы и работу органов исполнительной власти горсовета. Однако возвращения к прежним обязательствам тогда так и не произошло – Терехов прикрылся влиянием Авакова и Фукса.
Следующий конфликт разгорелся летом 2021 года. После того, как СНБО наложил санкции на Фукса, а Арсен Аваков был уволен с должности министра внутренних дел, положение Терехова в горсовете пошатнулось. Ослабла также его коммуникация с центральной властью, в том числе с Офисом президента. В условиях приближающихся выборов мэра Харькова такая ситуация для него становилась критической.
Его покровители в короткое время потеряли возможности обеспечить Терехову избрание мэром и даже в определенной степени стали токсичны для него. Терехов понимал, что их влияние на политические процессы быстро нивелируется и попросту стал избегать общения с ними. Претензии последних можно понять, ведь на тот момент они профинансировали значительную часть его избирательной компании и пролоббировали на уровне столицы вопросы, связанные с внеочередными выборами мэра Харькова.
Игорь Абрамович, воспользовавшись таким случаем, предложил кандидату в мэры новую конфигурацию сотрудничества, которая предусматривала возобновление поддержки ОПЗЖ в горсовете и новый формат коммуникации с Офисом президента, включая фракцию «Слуга народа». У Игоря Терехова не было другого выхода, как принять новые условия, чтобы сохранить влияние на городские процессы и статус топ-кандидата в мэрской гонке. Ему пришлось переориентировать на Абрамовича в Киеве.
В итоге новыми конечными бенефициарами расходной части городского бюджета стали Абрамович, Арахамия, Офис президента и сам Терехов.
Влияние Абрамовича в городе стало очевидным – он открыто и демонстративно назначает близких себе людей на высокие должности. Например, в октябре 2021 на сессии горсовета были назначены два новых заместителя мэра. Заместитель по ЖКХ – Виталий Мирошник, а также заместитель по цифровой трансформации (которому по новой структуре переданы полномочия по выделению земли, ГАСК, сфере МАФ) – Сергей Кузьмин. Эти чиновники были назначены при непосредственном участии Абрамовича и согласованы на Банковой. В связи с тем, что до назначения своих новых замов Терехов их даже не знал, в СМИ и среди депутатского корпуса разгорелся публичный скандал.
Вероятно, эти события также повлияли на результат досрочных выборов мэра Харькова. Вопреки тому, что наблюдатели фиксировали использование админресурса, нарушения избирательного законодательства, технология сработала – Терехов получил минимально необходимое количество голосов для победы в первом туре.
Однако после оглашения результатов выборов и по сей день политические торги Игоря Терехова с новыми партнерами продолжаются. Ведь на кону остается еще ряд важных для всех вопросов. Это – кресло секретаря горсовета, которое хотят оставить за собой и Терехов, и ОПЗЖ, и «Слуги народа». Также это кресло первого заместителя мэра и ещё целый ряд влиятельных должностей, по которым пока нет окончательного решения, кому они достанутся – людям Терехова или его партнеров.
Пока торги продолжаются, очевидным становится тот факт, что после выборов приоритеты в работе городской власти серьезно поменялись. Абсолютно все экономически привлекательные направления работы харьковского горсовета фактически отданы во внешнее управление. Коммунальные предприятия и департаменты, которые при Кернесе работали на инфраструктурные и долгосрочные проекты, на поддержание городской инфраструктуры и были визитной карточкой города, теперь «меняют ориентацию». И дальнейшее будущее города видится совершенно не таким, как обещал «приемник» Кернеса.
Микола Мельник, для «Главкома»