Как Россия врет своим гражданам: пять ярких примеров
Роспропаганда окончательно запуталась в своих показаниях
Степень циничности и наглости российской пропаганды многим открылась в 2014 году, во время оккупации Крыма и начала войны на Донбассе. «Ихтамнеты» стали именем нарицательным для российским военных, присутствие которых в Украине опровергали официальные лица РФ. Искажение фактов, манипуляции, провокации с тех пор не прекращались. Однако апогея они достигли после 24 февраля, когда началось полномасштабное вторжение. С тех пор градус накала и лжи пропагандисты не понижают, однако в версиях постоянно путаются.
Россия не бомбит, но… бомбит
24 февраля, около 4 утра, первые российские ракеты ударили по Украине, и вот уже в 4.40 РИА Новости опубликовало три сообщения подряд, со ссылкой на Минобороны РФ.
Первое: «Российские вооруженные силы не наносят никаких ракетных, авиационных или артиллерийских ударов по городам Украины».
Во втором оказалось, что уже наносят, но: «Высокоточными средствами поражения выводятся из строя военная инфраструктура, объекты ПВО, военные аэродромы и авиация украинской армии».
Третье: «Гражданскому населению Украины ничего не угрожает».
Правда в это время среди мирных жителей уже были десятки погибших. Президент Зеленский заявил, что враг стреляет не только по военным объектам, «а и по гражданским, убивает мирных людей и превращает мирные города в военные мишени».
С тех пор такое стремительное «изменение концепции» стало фирменным знаком российской пропагандистской машины.
Российские срочники не воюют, но… масово умирают
5 марта Путин заявил, что отправил на войну только профессиональных военных.
Цитата: «В этой операции принимают участие только профессиональные военные - офицеры и контрактники. Призывников нет ни одного, и мы не планируем это делать, и не собираемся».
Отметим: информация от том, что в «специальной операции» Путин задействует срочников, в СМИ появилась еще 24 февраля – со ссылкой на Комитет солдатских матерей. По словам председателя правления этой правозащитной организации Ольги Ларкиной, срочников заставляют подписывать контракты, а у тех, кто отказывается, «отбирают военные билеты и ставят штамп, либо подписывают контракты за них».
Комитет солдатских матерей, в частности, располагал сведениями об отправке в граничащую с Украиной Белгородскую область солдат из частей 34670 (752-й мотострелковый полк, город Валуйки в Белгородской области), 306616 (учебная воинская часть, Ковров), 54046 (3-я мотострелковая дивизия, Богучар, Валуйки), из Наро-Фоминской воинской части (4-я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина) и Таманской дивизии.
О том, что РФ бросает в сражения необученных и неподготовленных юнцов, сообщал и Пентагон.
Conflict Intelligence Team (группа блогеров, возникшая в 2014 году в среде российской оппозиции), также информировала об участии в военных действиях срочников с оговоркой, что некоторые из них подписали контракт.
9 марта, видимо осознавая, что дальнейшее отрицание очевидного может подорвать доверие к ведомству, Минобороны РФ официально признало: срочники таки воюют в Украине, они там «обнаружились».
В тот же день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что военная прокуратура обязательно расследует, почему срочники оказались на поле боя.
16 марта СБУ перехватила разговор, содержание которого частично объяснило слова Путина о том, что срочников в Украине нет: оказывается, погибших срочников задним числом «превращают» в контрактников.
Солдат 15 мотострелкового полка Таманской дивизии РФ также рассказывал матери, что живым не дают связаться с родными: «глушат, чтобы не созванивались ни с кем, чтобы никому ничего не рассказывали...».
А что же расследование? Заглохло. По крайней мере, 23 марта Песков развел руками: мол, прокуратура пока не отчиталась.
Тем временем СБУ продолжает публиковать перехваты разговоров, подтверждающие, что в Украине воюют срочники. Одна из самых свежих записей – от 20 апреля, в ней идет речь о том, что командование пытается восполнить потери в своих подразделениях, отправляя на войну срочников. А те пытаются откосить от такой участи путем обращения в прокуратуру.
«Здесь уже и через прокуратуру не работает... Даже ко мне подбегали, тряслись: дай-дай позвонить отцу, он... решит вопрос, меня заберут...», –рассказывает российский оккупант своей матери. Судя по разговору, он тоже срочник и хочет домой, а не погибать в «украинской мясорубке».
«Да дело в том, что наша местная прокуратура, блин, гнилая просто», – отвечает его мать.
«Москву» не утопили, она... сама утонула
Срочники были и на крейсере «Москва», который российская пропаганда несколько «топила» на свой манер.
После того, как 13 апреля вечером стали появляться первые сообщения о попадании двух ракет «Нептун» в крейсер «Москва», фантазия российских журналистов заработала на бешеных оборотах. Правда, пропагандисты, которые всегда и во всем обвиняют Украину, в этот раз всеми силами пытались не дать «Москве» утонуть при участии «бандеровцев».
Поздним вечером 13 апреля, после сообщения Украины о попадании ракет в крейсер, пропагандистские телеграмм-каналы стали писать, что Украина поторопилась радоваться, может быть еще не попали в цель.
14 апреля прокремлевский канал «Россия 1» выпустил в эфир спутниковое фото крейсера от 10 апреля (когда он действительно был цел и невредим), но с уточнением: да, неприятность случилась, был пожар вследствие взрыва боеприпасов, но он уже локализован, все члены экипажа эвакуированы, а сам корабль «сохраняет плавучесть». И более того – его буксируют в порт для ремонта.
14 апреля, поздний вечер – крейсер ушел под воду и уже ни о какой «плавучести» речь не шла. Пропаганда вынуждена была признать: корабль утонул. По их версии, это случилось во время буксировки, а причиной тому стал шторм.
И казалось бы, тему можно закрыть, но кремлевские СМИ все никак не могли смириться с потерей «Москвы», изобретая все новые и новые причины возгорания.
Версия пропагандистов о причинах «потери плавучести» «Москвы» была бы позитивно воспринята аудиторией, если бы не одно «но»: на борту было около 500 моряков, в том числе, как окажется, срочников. И их родственники стали нервничать.
Первым тревогу забил отец одного из моряков, Егора Шкребца. Он числится в списках пропавших без вести. Отец Егора, житель Ялты, не верит в официальную версию Минобороны России, что якобы на корабле произошел пожар и крейсер затонул из-за шторма в ходе буксировки. Дмитрий Шкребец требует, чтобы сказали правду о том, что произошло с кораблем и почему там оказались срочники.
«Я хотел бы, чтобы сказали правду. Что случилось на самом деле, кто допустил, что с самого первого дня участия крейсера в боевых походах там были срочники. Почему они не были высажены. Я считаю, что люди, которые это допустили, должны быть наказаны все полностью… И как они цинично врут сейчас по каналам, что все живы, весь экипаж эвакуирован, вообще не знаю, как может так язык поворачиваться. Как могут такое говорить, так нагло врать», – возмущается отец Егора.
Он также заявил, что морякам запрещена связь, сын звонил редко и о службе почти ничего не рассказывал.
Мать Егора рассказала изданию The Insider, что они безуспешно пытались узнать о судьбе сына в военной части и в местном отделении ФСБ. «Мы поехали в часть, вышел командир, руками развел и говорит: «Ничего вам не скажу». Я говорю: «Где мой сын?». А он: «Ну, в море где-то».
Российская Novaya Gazeta Europe, ссылаясь на разговор с родственниками членов экипажа «Москвы», сообщает, что многие из выживших моряков получили серьезные травмы. По словам матери одного из матросов, погибли минимум 40 его сослуживцев.
«Сын сказал, что крейсер был подбит с суши, с украинской стороны. Просто так пожар бы не произошел. Есть погибшие, есть раненые, есть пропавшие без вести. Сын мне позвонил, когда им дали телефоны. У них остались документы и телефоны на крейсере. Он мне звонит и плачет от того, что увидел. Это было страшно. Понятно, что не все выжили. Пытались своими силами потушить пожар после того, как в крейсер попали ракетами «Нептун».
Дмитрий Песков, когда его спросили о срочниках с крейсера «Москва», заявил журналистам, что ничего сообщать не уполномочен и посоветовал обратиться за комментарием в Минобороны РФ.
Резни в Буче не было, но мы ею… гордимся
После того, как ВСУ освободили Бучу и были опубликованы страшные кадры с братскими могилами, расстрелянными и замученными мирными жителями, Россия заявила, что это все провокация и «российские военные непричастны к убийствам мирных жителей».
А уже ночью на телеграмм-канале спикера МИД РФ Марии Захаровой появилось сообщение о «провокации украинских военных и радикалов».
Министерство обороны России на своем Telegram-канале сообщило о «постановочной съемке и провокации». Посольство России в Германии назвало фотографии «очередной инсценировкой киевского режима для западных СМИ», а Захарова заявила, что США и НАТО «заказали» эти съемки, чтобы возложить вину на Россию.
То есть провокаторы уже – американцы, а фото и видео из Бучи – это американская постановка. В качестве «доказательств» пропагандисты публикуют видео, на котором один мертвый человек якобы «поднимает руку», а другой «садится», что якобы видно в зеркале заднего вида проезжающего авто.
5 апреля пропагандист Владимир Соловьев уже призывает свою аудиторию присылать зафиксированные свидетельства «военных преступлений» украинских военнослужащих влиятельным СМИ.
В общем, в зверствах в Буче виноваты украинские националисты, американские и даже британские (по версии Лукашенко) провокаторы – кто угодно, только не российские военные.
Правда, немецкая разведка перехватила разговоры оккупантов, в которых обсуждается, что убийства мирных жителей были частью плана – об этом сообщал Der Spiegel.
А уже 17 апреля россияне, в порыве продемонстрировать поддержку войны в Украине, испортили пропагандистам всю легенду, запустив в продажу одежду с издевательской надписью «РеZня в Буче. Можем поVторить».
Официальных заявлений с осуждением подобной продукции так и не прозвучало. Как же так, ведь российские спикеры были столь возмущены обвинениями в резне, устроенной военнослужащими РФ.
На днях Путин даже наградил бригаду, учавствовавшую в резне в Буче «за массовый героизм, стойкость и мужество» почетным званием гвардейской.
Гражданских на «Азовстали» не было, но их… эвакуируют
Еще один пример, совсем уже свежий, об отсутствии (или присутствии?) мирного населения на «Азовстали», которую несколько недель подряд бомблят русские, в Мариуполе.
19 апреля оккупанты сбросили бомбу на больницу в районе завода «Азовсталь», где находились более 300 человек, в том числе дети. Накануне СБУ перехватила разговор одного из российских военных о том, что на «Азовсталь» будут сбрасывать трехтонные бомбы.
Россия сначала заявила, что гражданские на «Азовстали» – это вброс, но уже через несколько часов вышло сообщение о том, что им… гарантируют безопасную эвакуацию.
По тем же методичкам отработал и представитель «ДНР» Эдуард Басурин.
Наталия Сокирчук, «Главком»