Продуктовые карты и ограничения цен. Почему смеются аграрные олигархи?
Цены на продовольствие в 2021 году выросли на 40%, а доходы населения – на 3%. Что дальше?
Кабинет министров на заседании 12 января принял решение установить предельную торговую наценку в 10% на некоторые продукты питания. И почти одновременно Офис президента запустил дискуссию вокруг введения продуктовых карт для малоимущих.
Эти действия вызывают логичный вопрос: как так случилось, что в стране, которая гордится рекордными урожаями и поставляет свою продовольствие на мировой рынок, возникла необходимость спасать граждан от голода? Зачем власть имитирует помощь бедным, когда отечественные агрохолдинги который год хвастаются сверхприбылями?
Почему ограничение цен и продуктовые карты – зло?
Правительство решило упростить себе работу по обоснованию решения о 10%-наценке. Он принял постановление от 9 декабря 2020 года «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мер с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни Covid-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2», которым розничной торговли запрещалось устанавливать наценку выше на хлеб ржано-пшеничный и батон и добавил туда еще несколько товарных позиций.
В частности: сахар-песок, мука пшеничная высшего сорта, макаронные изделия отечественного производства (вермишель из муки пшеничного высшего сорта), молоко пастеризованное жирностью 2,5% (в пленке), масло подсолнечное, яйца куриные категории С1, птица (тушка куриная) сливочной жирностью 72,5%.
Как долго будет действовать эта норма? Ответ содержится в самом постановлении: до конца карантина. А когда у нас заканчивается карантин или пандемия? Кто знает. То есть временная норма превращается в перманентную.
Что не так с ограничением наценки? Такие действия могли бы иметь смысл при спекулятивном повышении в торговых сетях. Но цены на продукты растут не из-за завышения цен в торговле. Кроме объективных предпосылок, таких как мировая продуктовая дороговизна, есть и субъективные: монополизация производства продуктов питания в Украине крупными агрохолдингами; снисходительное отношение к этому власти; ограничение импорта продуктов, которые пользуются большим спросом.
Не все, вероятно, знают, что благодаря агролобби у нас действуют ограничительные импортные пошлины на сахар – 50% и на подсолнечное масло 30%. Неудивительно, что за год сахар подорожал на 62%, а растительное масло на 58% – конкуренции на рынке нет. Агропроизводители с удовольствием «снимают сливки» в виде сверхприбылей.
Ограничение наценки может иметь прямо противоположное последствие, чем тот, на который надеются власти. Розничная торговля в селах и на базарах, где скупаются самые бедные украинцы, просто откажется от совсем нерентабельных продуктов. Пострадают те, кого вроде бы защитили.
Кстати, продуктовые карты, о которых начали говорить на Банковой, это не средство борьбы с высокими ценами, а типичный инструмент распределения продуктов в условиях дефицита. Вспомним купоны и талоны в конце советской перестройки.
Ссылаться на американский опыт food stamps неуместно, поскольку в США это не только система «кормления» малоимущих, но и разновидность государственной поддержки фермеров, чьи продукты участвуют в Supplementa Nutrition Assistance Program. В сущности, государство выкупает у них часть продукции, чтобы раздать бедным. Вот поэтому за food stamps не продают готовую еду.
Учитывая монополизацию продовольственного рынка агрохолдингами, выкупать за счет бюджета, то есть за деньги всех налогоплательщиков, скажем, льготную курятину будут, скорее всего, у миллиардера Косюка, а подсолнечное масло у миллиардера Веревского. Потому что больше не у кого – рынок монополизирован.
О коррупции, которая расцветет в очереди за «входными билетами» в клуб участников продовольственной программы, говорить нечего. «Большая стройка» будет нервно курить в сторонке.
А идея сделать продуктовые талоны виртуальными и разместить их в приложении «Дия» – отдельный шедевр бессмыслицы. Чтобы установить «Дию», нужно как минимум иметь качественный смартфон, биометрический загранпаспорт или ID-подпись в банке. То есть, власть действует по принципу: денег на хлеб нет, а на смартфон есть.
Также нужно быть уверенным, что программа распознавания лица узнает, скажем, пожилого человека по фотографии в 45 лет. Апгрейд «Дии» от Минцифры «не крутить головой, а моргать глазами» вряд ли поможет.
Заинтересованы ли аграрные монополии в росте цен на продукты?
Надо быть откровенным: цель агрохолдингов – не накормить народ, а продать зерно или другую продукцию на экспорт как можно дороже. Об этом «Главком» писал неоднократно, предупреждая о тревожных тенденциях на этом рынке. Но высокие цены на продукты на внутреннем рынке агрохолдингам никак не мешают. Напротив, они их обогащают.
Повышение цен на хлебобулочные и кондитерские изделия произошло среди прочего из-за нехватки муки и зерна, необходимого для его производства. Ибо в 2021 году почти вся продовольственная пшеница, рожь, а также ячмень и кукуруза были вывезены за границу. В целом – на $15,5 млрд (на 31% больше, чем в 2020 году). Подсолнечного масла было продано на $7 млрд (на 23% больше, чем в 2020 году). А теперь плачем, что она дорожает и регулируем торговую наценку.
Другой стереотип – крупные агрохолдинги наполняют бюджет. Но специалисты хорошо знают: получая сверхприбыли, эти игроки умудряются платить минимум, потому что перевели свои предприятия под четвертую группу плательщиков единого налога, освобождаемую от уплаты налога на прибыль.
Почти половина общего количества нелегальных работников в Украине сконцентрирована в сельском хозяйстве. По некоторым подсчетам, это 1,38 млн человек. Если брать среднюю официальную заработную плату в АПК – 13,3 тыс. грн, в бюджет поступило бы 39,6 млрд грн. Но не поступает.
Достаточно, например, посмотреть годовую отчетность «Кернел Холдинг» за 2021 год, чтобы понять, сколько зарабатывают «короли подсолнечного масла» и сколько они отдают государству. Доход – $5,65 млрд. Прибыль до налогообложения – $929 млн. Уплачен налог на прибыль – $18 млн (486 млн грн). Соотношение суммы уплаченных налогов к прибыли – 2%. Напомним, действующая ставка – 18%. Как это? Ответ простой – четвертая группа единого налога, которая фактически освобождается от налога на прибыль.
Интересно, что несмотря на низкую социальную ответственность агроолигархов, государство щедро поддерживает их прямыми и косвенными дотациями. Минагрополитики отчиталось, что в 2021 году суммарный объем господдержки АПК составил 19,3 млрд грн. Такой же будет и в 2022 году.
Как остановить рост цен на продукты?
Прежде всего, АМКУ должно срочно расследовать ценообразование на монополизированных рынках – подсолнечное масло, яйца, сахар, хлеб – и заставить крупнейших производителей прекратить злоупотребление монопольным положением. Цены должны быть справедливыми? Нет, в украинских условиях такое требование банально. Будем откровенны, цены должны быть хотя бы такими, как в Евросоюзе, куда наше масло льется рекой.
Во-вторых, классический рыночный механизм сдерживания цен на продукты – это товарные интервенции с Госрезервом и продажа этих запасов незащищенным слоям населения по стабильной цене. Где взять деньги?
В бюджете-2022 выделено на финансирование Офиса президента 2,9 млрд грн, Секретариата Кабмина – 1,3 млрд грн, аппарата Верховной Рады – 2,7 млрд грн. В общей сложности – 6,9 млрд грн. Надо быстро проголосовать изменения в бюджет, уменьшить финансирование бюрократического аппарата и направить сэкономленные средства на закупку продуктов для товарных интервенций. Такой пиар-лайфхак как поднять рейтинг власти. Конечно, на это никто не согласится. Но владеть цифрами полезно.
Также необходимо изменить и расширить направления деятельности Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ). Сейчас она закупает зерно для экспорта, а могла бы участвовать в интервенциях на внутреннем рынке – продавать муку, крупы и т.д., чтобы малообеспеченные слои получали продукты по умеренным ценам.
Не мешало бы рассмотреть возможность временного снижения НДС на социальные продукты (по примеру европейских стран – Германии, Польши, др.). И оперативно отменить завышенную импортную пошлину на сахар и подсолнечное масло. Цены сразу упадут.
Почему власть этого не сделает?
Но все перечисленные шаги не отвечают интересам аграрного лба. Политико-бизнесовая связь тесно связывает Банковую с крупнейшими агроолигархами. Иначе власти не смогут рассчитывать на голоса депутатской группы «Доверие», когда ей необходимо получить большинство голосов в Верховной Раде.
При этом на каждое важное голосование рассчитываться приходится отдельно. За поддержку одиозного законопроекта 5600, уничтожающего промышленность и малый бизнес, агролобби «приобрело» налоговые льготы для крупных производителей курятины – уменьшение ставки налога на землю, где расположены птицефабрики, почти вдвое.
Итак, итог таков: стоимость продуктов в Украине высока, что у нее заложена цена, которую власть платит аграрному лобби за лояльность. В этом уравнении нет ни одного неизвестного. Нет и признаков понимания глубины проблемы, когда цены производителей сельхозсырья в 2021 году выросли на 40%, а доходы населения – на 3%. И это только начало.
Инна Михайловская, для «Главкома»