Будем платить 100 грн за литр? Что ждет водителей после отмены контроля цен на топливо
Цены на топливо могут быть любыми, вполне реальный вариант даже 100 грн/л, отмечает эксперт
Бензина в Украине все еще не хватает, а цены все больше растут. Долгое время государство держало контроль над стоимостью горючего, однако 17 мая правительство приняло решение отменить государственное регулирование. Заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев рассказал, почему от такого решения в выигрыше будут только трейдеры, а простым украинцам будет только хуже.
По словам эксперта, отмена госрегулирования цен на горючее принесет дополнительные проблемы, ведь теперь трейдеров ничего не сдерживает. Они не платят налоги, кроме 7% НДС, никто не контролирует ни цену, ни качество, ни безопасность продукции.
«Представьте ничем не ограниченный бизнес, продающий товар, который нужен всем и от которого никто не может отказаться. Что делает подобный бизнес? Устанавливает такую наценку, которая выгодна исключительно ему и позволяет получать сверхприбыли», – подчеркнул Рябцев.
Заместитель директора «Психеи» добавил, что ценовая конкуренция на рынке также отсутствует. Сейчас операторы везут ресурс фактически из одного источника – через западную границу. Спекуляций, торговли вне кассовых аппаратов и разнообразных схем на рынке также прибавится.
«Все будет дорожать, а качество и безопасность будут ниже плинтуса», – заметил эксперт.
Наличие горючего влияет на все сферы жизни украинцев. По словам Геннадия Рябцева, рост цены на бензин и дизель приведет к росту стоимости:
- коммерческих перевозок;
- общественных перевозок;
- продуктов первой необходимости, которые тоже нужно перевозить.
«Потом инфляция выйдет за прогнозные показатели и выходит, что государство должно работать на сверхприбыли двух десятков трейдеров», – добавил он.
Поскольку никаких ограничений для продавцов горючего сейчас нет, то и правительство не должно надеяться на предельные цены 52-58 грн/л. Цены могут быть любыми, вполне реальный вариант даже 100 грн/л.
«Трейдеры ничем не ограничены вообще. Их никто не контролирует, поэтому зачем им увеличивать объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Они будут удерживать сверхприбыли как можно дольше», – подчеркнул Рябцев.
По его словам, надеяться на исчезновение дефицита горючего в Украине еще и быстро, после отмены госрегулирования не стоит. Более того, слова представителей Кабмина о наказании нарушителей выглядят нереалистично, ведь нет оснований штрафовать трейдеров, если все ограничения государство само убрало.
К слову, Министерство экономики Украины обнародовало среднюю стоимость бензинов, из которых исчисляется предельная цена реализации горючего на автозаправочных станциях с 12 мая.
Ранее премьер Денис Шмыгаль объяснил, что дефицит горючего в Украине связан с последствиями войны. Российские удары уничтожили Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, а также повредили логистические сети.
На днях президент Владимир Зеленский поручил правительству разрешить ситуацию с дефицитом топлива в Украине.
До конца мая Украина рассчитывает получить 350-360 тысяч тонн горючего, при среднем суточном потреблении около 130 тысяч тонн.