«России война не нужна». Военный эксперт Константин Машовец об истинных намерениях оккупантов
«Путин просто пытается убедить весь мир, что он настолько отморожен»
Потенциально опасное скопление российских войск на границе с Украиной, «алармистские» статьи в западных СМИ с картами направлений возможного вторжения, видеовстреч президентов США и России, где основным будет «украинский вопрос»…
Градус напряжения вокруг Украины в последнее время, скажем мягко, существенно вырос. Можно дискутировать по теме, насколько все стороны блефуют и используют ситуацию в своих интересах. Однако тема новой войны уже заброшена в информпространство. И даже разговоры об этом заставляют нервничать не только простых граждан, но и потенциальных инвесторов в украинскую экономику и ценные бумаги.
Координатор группы «Информационное сопротивление», полковник запаса Константин Машовец прогнозирует, чего следует ожидать от нынешней, пока чисто информационной, эскалации.
«Русских войск на границе маловато для чего-то масштабного»
– Ситуация достаточно сложная, действительно происходит концентрация российских войск, – признает Машовец. – По крайней мере, одно из общевойсковых объединений российских сил – 41 армия – переброшено в Украину и заняло позиционные районы. Во-вторых, отмечается наращивание русских войск в Крыму. Также в районах Белгородской и Воронежской областей Российской Федерации продолжает наращиваться инфраструктура. Есть объективные данные, свидетельствующие, что военная активность достаточно высока. Поэтому все это нельзя расценивать как просто нагнетание в каких-либо информационных целях.
Почему на этом акцентируется внимание западных СМИ и официальных лиц? Думаю, из-за желания не допустить принятия Кремлем опрометчивых решений. Насколько это повлияет – неизвестно: мы же не можем проникнуть в головы кремлевских дедушек, принимающих решение. С информационно-психологической точки зрения, все выглядит так, что и Россия, и Запад преследуют свои интересы. Кремль, насколько я понимаю, просто хочет устроить какую-нибудь «Ялту-2» и пустить в ход военную силу для разрешения противоречий с Западом. Путин просто пытается заверить весь мир, что он настолько отморожен... Думаю, это главный смысл и цель движений вокруг нашей границы.
Цифры по отношению к российским войскам на границе варьируются (95–175 тыс. военных), но этого все равно мало для проведения чего-то масштабного. Пока они дошли до уровня готовности проведения оперативно-тактической операции на определенном направлении, но вряд ли они способны на стратегическую наступательную операцию по всему периметру. Но скорее это можно рассматривать как элемент давления. России нужен хаос и беспорядок в Украине, чтобы эта операция была как можно более эффективной. Они могут оцепить Харьков или Мариуполь, но это не решит целей этой войны – они не вернут Украину под контроль Кремля и она сама собой не развалится. А если спровоцировать народные восстания, можно добиться смены властей на пророссийскую… Вариантов может быть много, это просто один из сценариев. Могут быть целые гибридные композиции.
Наша нынешняя власть почему-то считает, что война – исключительно военный фактор, не понимая, что Российская Федерация влияет на Украину и в других сферах. Просто в 2014 оду это стало ясно открыто. Они пытаются уничтожить нас всеми доступными средствами.
В свое время Россия оккупировала часть Грузии, но это был очень небольшой анклав, мало интересный в геополитическом плане. Как физически можно оккупировать и дальше содержать такую великую страну, как Украина?
Оккупация такой страны, как Украина, в принципе, вряд ли возможна. Это связано с очень большими рисками. Россияне не собираются здесь ничего оккупировать, а просто хотят привести к власти подконтрольных им людей.
Каким образом?
У них есть финансово-промышленные группы, которых мы называем олигархами. С ними у них связанный бизнес. Из-за этих своих людей они вполне могут привести к власти подконтрольных Кремлю лиц. Для этого достаточно создать здесь беспорядок – энергетический, финансовый или продовольственный кризис. Народ тогда сам на улицы выйдет. Понятно, что это не будет происходить под пророссийскими лозунгами. Но в результате мы будем завязаны на Российскую Федерацию – и в энергетике, и в сельском хозяйстве, взять тот же рынок земли… Зачем Кремлю воевать?
«Кремль уже не верит, что ему удастся впихнуть в Украину ОРДЛО на его условиях»
Можно ли говорить, что у России для войны просто недостаточно ресурсов?
Недостаточно, так война ей и не нужна – она не будет маленькой и победной. Российская военная мощь больше распиарена, чем существует на самом деле. И в Кремле это отлично понимают. Украина представляет собой такую «дикую землю», которую нужно осваивать. Раньше до войны мы были для россиян такой большой стиральной машиной: они украли, здесь отмывали, а потом выводили на Запад. А теперь они видят, что ее теряют.
На последнем съезде «Единой России» вожакам «ДНР-ЛНР» показательно вручили партбилеты. Это показатель того, что в Кремле уже окончательно поняли: Украина не планирует вести диалог с «Донецком» и «Луганском», потому что как его вести с якобы представляющими Украину, но при этом входящими в пропутинскую партию? Какой вообще может быть дальнейшая судьба этих псевдореспублик?
Насколько я понимаю, Кремль уже не верит, что ему удастся впихнуть в Украину эти территории на его условиях. При этом заметьте – все эти истории параллельно с раздачей там российских паспортов усложняют жизнь в Украине российской пятой колонне. Как после этого Мураев будет объяснять на своем канале, что у нас продолжается гражданская война?
А что касается судьбы тех «республик»… Наступление ВСУ на те территории исключено, а политическое урегулирование на условиях Кремля тоже невозможно. «ДНР-ЛНР» будут пока оставаться «серыми зонами».
Возможна ли тогда эскалация с территории ДНР-ЛНР?
А какой в нем смысл? Россия же хочет, чтобы не ДНР–ЛНР присоединились к нам, а мы – к ним. Чтобы Украина стала одним большим ОРДЛО. Но ведь мы все понимаем, что этого не будет. И мы, со своей стороны, их не можем вернуть силовым путем. Потому пока будет такая подвешенная ситуация. Россия надеется, что существование этих территорий сделает невозможным наш путь в ЕС и НАТО, но ошибается. Если такое решение действительно будет принято на политическом уровне, никакой конфликт этому не помешает.
Но ведь мы можем развивать двусторонние связи со странами НАТО даже без вступления в альянс. О чем уже в нашем правительстве откровенно говорят.
Да, это отношения с Великобританией, Польшей, Турцией, Канадой… Таким образом, можно обходить этих неадекватов из Берлина, Парижа, Будапешта. Пока, к сожалению, в Берлине и Париже считают, что их сотрудничество с Кремлем гораздо важнее будущих инвестиций в Украину.
«Никто войска на помощь нам присылать не будет»
Как насчет фактора Беларуси? Министр иностранных дел этого государства Владимир Макей заявил, что если ЕС продолжит расширять санкции против Минска, страна может просто потерять суверенитет. Очевидно, он пугает тем, что Беларусь окончательно поглотит Россию. Лукашенко еще играет в какую-то свою игру или уже полностью является марионеткой Москвы?
Лукашенко уже нацелился занять какую-то должность в так называемом Союзном государстве. Россия сейчас занимается постепенным «перевариванием» Беларуси, как это делают змея или удав. Все заявления Лукашенко следует воспринимать как заявления прокси Кремля, и вряд ли следует считать, что он может сыграть в какую-то самостоятельную игру. Та же история с мигрантами – это комплексное применение гибридной силы.
Министр обороны Алексей Резников призвал западные страны направить в Украину военные контингенты и инструкторов для защиты украинских границ. Канада уже намекнула, что помощи, которую она оказывает, достаточно, до этого был фейк о британских спецназовцах, которые якобы готовы высадиться в Украине. Насколько западные партнеры готовы реально «вписаться» в случае негативных сценариев и не является ли этот шум спецоперацией Запада, в которой Украина играет роль своеобразной «наживки» – инструмента, которым раздражают Кремль?
Думаю, никто войск в реальности на помощь нам присылать не будет. Но реально и объективно военная инфраструктура у наших границ активно развивается и увеличивается количество войск. То есть нынешняя активность необычна и неадекватна. Запад действительно видит в этом реальную угрозу. В плане геополитики опять же Путин пытается выторговать новую «Ялту», Байден же после истории с Афганистаном уже не может бросать своих союзников. Цели преследуются как глобальному, так и локальному масштабам – запугать, повлиять на принятие решений. Но перерастет ли готовность нападать, которую всячески демонстрирует Путин, во что-нибудь реальное – никто однозначно не скажет. Да и уровень этого нападения может быть разным: это может быть операция локального масштаба, чтобы повлиять на внутриукраинскую ситуацию. Например, Новая Каховка будет захвачена для шлюзов Северо-Крымского канала для обеспечения Крыма водой.
Есть такое известное выражение «Войны никто не хотел, она была неизбежна». Может ли сейчас в ситуации блефа со всех сторон произойти некая вспышка спички, которая запустит неконтролируемые процессы?
Я сомневаюсь, что в наше время возможны такие «вспышки спички». Противоречия уже сложились, их нужно решать. Они просто препятствуют обеим сторонам в дальнейшем развиваться.
Павел Вуец, «Главком»
- Для наступления на Украину Россия может применить 175 тыс. военных – СМИ
- Будет ли зимой широкомасштабная война?
- Если завтра наступление на Украину? США озвучили четкое предупреждение России
- Экспортеры хаоса. Анализ российского «Майн Кампфа»
- Цели и результаты переговоров Байдена и Путина по Украине: чего ждать?