Комбат чеченских добровольцев: Самые тяжелые дни этой войны впереди

По мнению Муслима Чеберлоевского, война России против Украины будет продолжаться еще долго. Путин не удовлетворится ни Донбассом, ни Крымом

Фото: glavcom.ua

Командир батальона им. Шейха Мансура Муслим Чеберлоевский: Путин – безбожник, он пойдет до конца

Чеченские добровольческие батальоны воюют на стороне Украины с 2014 года. Один из таких – имени Шейха Мансура. Его командир Муслим Чеберлоевский приезжает на разговор с «Главкомом» в сопровождении охраны. Встречаемся на одном из разбомбленных россиянами объектов вблизи Киева. Чеченские добровольцы приехали на встречу на внедорожнике, вооруженные автоматами, готовые в любой момент выехать на боевое задание.

На форме Чеберлоевского – шеврон с двумя надписями: «Украина» и на арабском – «Бог единственный», как перевел чеченский комбат.

Для Чеберлоевского шокирующие действия россиян в этой войне не стали неожиданностью – он говорит, что террор и зверства против мирного населения Россия совершала и во время двух чеченских кампаний. Сравнивая войну России против Украины с войнами против Чечни, комбат считает, что самые трудные дни еще впереди. «Путин – безбожник, ему терять нечего и он пойдет до конца», – говорит Муслим Чеберлоевский и именно поэтому, по его словам, война может быть затяжной и изнурительной.

В интервью «Главкому» командир чеченских добровольцев рассказал, на что готов пойти Кремль, в чем роль кадыровцев и почему они не добились никаких успехов.

«Россияне постараются взять Киев любой ценой»

Стала ли для вас неожиданностью условная пауза в наступлении России? Чего россияне добиваются перегруппировкой войск с севера на восток?

Россияне всегда так поступают. Когда они где-то не справляются и им тяжело, они идут на переговоры, на какие-то перемирия и перегруппировываются – подвозят боеприпасы, делают ротацию, готовятся. А потом наносят неожиданный удар. Никакому их слову верить нельзя. Нам нужно еще с большим рвением готовиться и быть готовыми к любым ситуациям и поворотам в этой войне.

Отказались ли россияне от намерений взять Киев?

Я думаю, от Киева они не отказались. С таким позором они просто так не смирятся. Хотя нормальные люди могли бы и смириться: не потянули, ничего. Но Путин и его команда кровожадны, подлы, у них нет ничего человеческого. Они будут пытаться взять Киев любой ценой.

Если даже наземными операциями у них не получится, попытаются обстреливать издалека ракетами, бомбить.

По данным американской разведки, вторая фаза войны может стать более кровопролитной, потому что россияне подвозят в Украину много новых сил. Кроме того, Россия потеряла немало военных и техники за прошедшие полтора месяца. Есть мнение, что это были наиболее боеспособные подразделения. К чему готовиться?

Они лучших еще не отправили. Пока отправляли обычных солдат, обычную технику, обычные советские БМП, БТРы и т.д.

Относительно планов, возможно, на время они оставят попытки взять Киев и будут укрепляться на захваченных территориях: Донбасс, Бердянск, Мелитополь.

Или начнут действовать жестче. То, что мы прошли за две чеченские войны, когда они разбомбили весь Грозный и всю Чечню, на территории Украины еще не было. Единственное, что можно с этим сравнить – Мариуполь и Харьков.

Россияне ничего четко не планируют, не жалеют своих солдат, их командование относится к ним так же, как и противнику. Безжалостно бросают в самые нелепые операции, зная заранее, что их всех там уничтожат. Такая стратегия – завалить противника своими трупами и грудой металла. На это у них расчет.

Есть ли разница в задачах, которые ставит командование подразделениям ВСУ и иностранным добровольцам?

Конечно. Армия стоит на позициях с тяжелым вооружением: танки, пушки и т.д. А у нас джипы и ручное переносное оружие. Мы так привыкли – первую чеченскую войну таким образом прошли и, с божьей помощью, выиграли.

Мы все время передвигаемся, ведем разведывательно-диверсионную работу, устраиваем засады, минируем, партизанские действия проводим.

В 2014 году мы с Исой Мунаевым создали батальон имени Джохара Дудаева, а через два-три месяца еще батальон имени Шейха Мансура. Так мы разделились. Иса Мунаев ушел в луганском направлении, затем погиб под Дебальцевым. Мы пошли в донецком и с тех пор находились в Донецкой области. Вскоре после полномасштабного нападения нас вызвали в Киев и мы эти полтора месяца находимся здесь.

«Чеченцы воюют по всей Украине»

Сколько чеченских добровольцев участвуют в войне на стороне Украины?

Я точное количество не могу знать, потому что и чеченцев, и кавказцев много в разных добровольческих батальонах. Служат и в ВСУ официально, в том числе из нашего батальона, несколько человек перешли еще в 2017-2018 годах.

По всей Украине, в каждой области есть чеченцы, воюющие в терробороне.

Тем не менее, о какой численности идет речь? Тысячи?

Несколько сотен.

В интервью «Главкому» глава правительства Ичкерии за рубежом Ахмед Закаев рассказал о проблеме привлечения чеченских добровольцев, ведь законодательство многих европейских стран, чьими гражданами они являются, прямо запрещает такую деятельность. Насколько это важно для вас?

Тогда речь шла о больших масштабах, о тысячах людей. В нашем случае это может быть некий конкретный договор. Многие его ждут, мы хотим, чтобы все было на законных основаниях. Чтобы не случилось как после 2016 года, когда ФСБ хотела очистить Украину от чеченцев, не дать нам приезжать и помогать (в 2018 году Украина экстрадировала в Россию Тимура Тумгоева. Официальный Киев тогда заявлял, что Тумгоев не участвовал в боях за Украину, а воевал в Сирии на стороне «Исламского государства» – «Главком»).

«Воевать за Россию отправляют тех, кто провинился перед Кадыровым»

Насколько затянется эта война?

Не скоро эта война закончится. Тогда, когда будут изменения внутри самой России. Пока они не состоятся, война не завершится и здесь.

Россия будет под действием санкций ослабевать, но вопрос – насколько быстро это будет происходить.

Есть ли вероятность, что Путин снизит финансирование Кадырова и это увеличит напряжение в Чечне?

Я точно знаю, что Путин будет давать им все деньги, даже если это будут последние для России деньги, чтобы поддержка оттуда не ослабела.

Но Кадыров и кадыровцы не оправдали его надежды, видно, как они забуксовали, хотя их рекламировали как крутых, непобедимых и бесстрашных, мол все должны бежать и сдаваться, когда они наступают. И вся эта реклама лопнула в Украине.

Сколько кадыровцев прибыло в Украину с началом полномасштабной войны, сколько осталось, какие у них задачи?

Звучат цифры, что и 5 тысяч и десять. Но ближайшее свое окружение, конечно, Кадыров не отправил сюда и не отправит. Они приехали, пофоткались и скрылись. А воевать сюда отправляют срочников и провинившихся перед властями Кадырова, выпускают заключенных, ставят им какие-то условия и отправляют сюда. Потому они и буксуют.

Для вас лично Кадыров – это кто?

Обычный предатель. Как Янукович, Азаров, Пшонка. Не такого масштаба, конечно. Эти были у власти, а он был никем, его просто Путин сделал, поставил на должность и раздул.

Верно ли, что кадыровцы были под Гостомелем и Мариуполем и самые большие зверства совершали именно они?

Я не думаю, что кадыровцы, хоть они предатели и враги, настолько низко пали, чтобы убивать обычных гражданских людей. Да, они будут жестоко убивать воинов из «Азова», «Правого сектора», других патриотов Украины. А тупо расстреливать гражданских, как в Буче это делали россияне – нет. Все же они выходцы с Кавказа, есть у них какое-то уважение к мирным людям, к женщинам… Россияне во время зачисток у нас делали то же, что они делают здесь. Просто тогда у нас не было интернета, телефонов, чтобы все это сфотографировать, снять.

Вы имеете в виду расстрелы связанных людей, насилие, пытки?

Это все мы проходили в обеих войнах. Хотят они таким образом запугать, получают ли удовольствие от этого, я не знаю. В наших селах гражданских людей они также расстреливали, смеясь бросали гранаты в подвалы, где были женщины с детьми.

«Кадыровцы говорят, что ищут нас. Но мы их ни разу не видели»

Это правда, что кадыровцы идут за российскими срочниками и расстреливают тех, кто отказывается наступать?

Подтвердить, что расстреливали, я не могу. Но они точно гнали перед собой русских солдат, потому что ни под Киевом, ни вблизи Бучи, ни в Броварском направлении, ни в Сумском мы не видели кадыровцев впереди. Хотя мы и хотели встретиться с ними, но мы их не видели. Впереди идут обычные русские солдаты на обычной советской технике. А вот уже за ними, на расстоянии 50-100 километров идут кадыровцы и какие-то российские спецвойска.

В перехватах разговоров врага мы слышим, что последние потом идут на зачистку. То есть ходят, как они это называют «освобожденными» селами и мародерят, снимают видеоролики, стреляют по пустым домам.

Кадыровцы с вами как-то связываются, передают сообщения?

Конечно, говорят: мол, где вы, мы ищем вас. Ну разве что нам самим нужно заходить к ним в тыл на 50-100 километров, чтобы они нас увидели. Таких возможностей у нас пока нет. Если бы они вышли на передний край, то мы могли бы встретиться и доказать друг другу, кто чего стоит. Если они так желают встретиться с нами, у них есть возможность.

Мы видим десятки видеороликов, которые записывает Кадыров и его бойцы. Зачем они это делают?

Для устрашения. Их же раскручивали по всей России, что кадыровцев все должны бояться, извиняться. А тут, видите ли, не сложилось…

Будь честные выборы, то за Кадырова и Путина проголосовали бы 2% выходцев из Чечни, не больше. Чечня воюет с Россией 400 лет, и это все передается из поколения в поколение, и эта война продолжается и сегодня. Всю Чечню они никогда не усмирят и никогда не утихомирят.

Было ли для вас неожиданностью начало полномасштабной войны?

Никакой неожиданности не было, мы знали и ждали. Иначе бы просто уехали отсюда. Мы это говорили и СБУ, и военным, и гражданским. Всем, кто с нами контактирует, говорили, что будет нападение. Что не закончится на этом, даже если Луганск, Донецк и Крым им оставить и с этим смириться, все равно они не оставят в Украине покой. Но нам не верили.

Полк «Азов» заявляет о применении россиянами химоружия в Мариуполе. Эта информация пока не подтверждена. На ваш взгляд, может ли Россия пойти на такое в больших масштабах?

Не исключено. Они не смирятся с поражением, с неудачей под Киевом. Могут применить химоружие, как они это делали в Сирии и Чечне, поэтому ко всему надо быть готовыми.

Расслабляться рано, война еще не окончена, не видно даже середины.

Марианна Присяжнюк, Михаил Глуховский, «Главком»

Читайте также: