Реформа «Нефтегаза», или Держите вора?!

Реформа «Нефтегаза», или Держите вора?!

Зачем в Кабмине затевают реформирование крупнейшей национальной акционерной компании?

В канун майских праздников власть, рассчитывая на информационное затишье, решила протянуть очередной документ, последствия которого могут аукнуться стране очень даже не слабо. В пятницу 26 апреля в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». В том, что усилиями регионалов, коммунистов и «тушек» удастся набрать нужное количество голосов «за», сомневаться не приходится. Но у противников закона нет сомнений в том, что Украина может лишиться своей газотранспортной системы: ее путем создания консорциума, возможно, передадут России по «белорусскому сценарию», в обмен на очередную скидку на газ.

Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, подписанной министром энергетики и угольной промышленности Эдуардом Ставицким, является реформирование «Нафтогаза Украины». Все – для повышения экономической эффективности нефтегазовой отрасли, что будет отвечать требованиям законодательства ЕС в связи с присоединением Украины к Договору об основании Энергетического Сообщества и способствовать усилению энергетической независимости Украины. Но не все так просто.

Авторы законопроекта считают, что их документ не требует проведения консультаций с общественностью, а распоряжаться ГТС, после его принятия, будет не парламент, а Кабмин. Приватизация госпредприятий, дочерних предприятий, «Нафтогаза Украины», предприятий, созданных впоследствии реорганизации не запрещается, как раньше, а «осуществляется по решению правительства». В строках предложенных изменений, например: «Функции диспетчерского управления Единой газотранспортной системой Украины исполняет государственное предприятие…» удалено слово «государственное».

Также в действующем законе в графе об объектах, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, речь идет, в том числе, и о магистральных нефте- и газопроводах и магистральном трубопроводном транспорте, подземных нефте- и газохранилищах. В предложенных правках этот абзац изъят. Более того, если в действующем законодательстве недвижимое имущество объектов госсобственности, которые не подлежат приватизации, не может быть отчуждено, изъято и т.д. То, согласно поданному правительством законопроекту, все это «не может быть» только без разрешения Кабмина. А объектами аренды может стать не только магистральный трубопроводный транспорт и магистральные нефте-, амиакопроводы и подземные нефтехранилища.

Чем обернется для страны такое реформирование «Нафтогаза Украины», «Главком» узнавал у профильных экспертов и депутатов.

-- Беларусь может быть даже примером для Украины

{1-}

Владимир Сапрыкин, независимый эксперт по вопросам энергетики

Не вижу в этом законопроекте угрозы «белорусского сценария». Да и при чем здесь он? «Белорусский сценарий» - это была честная продажа за пять миллиардов долларов в два приема. Не было никакой передачи. А сумма для белорусской трубы была достаточно адекватна. Беларусь тут в какой-то степени может быть даже примером для Украины.

Но если более подробно рассматривать поданный законопроект, то не совсем понятно, чего добивается правительство: что хочет передать в аренду, что приватизировать, каким образом это делать. Цели не ясны. А мотивация «нужно реформировать» - не совсем то, что имеется в виду.

Действительно, есть опасность того, что ГТС или ее часть будет «прихватизирована». Но нельзя четко сказать, что труба таки будет передаваться российской стороне под каким-то видом: приватизации или другим путем.

Мне кажется, что 3 мая, когда пройдет круглый стол о формате трехстороннего газотранспортного консорциума в Брюсселе, станет понятно, о чем идет речь и в законопроекте. Станет понятен механизм: либо это будет приватизация, либо консорциум, либо аренда. Сейчас четко картина не ясна. Но угроза для газотранспортной системы Украины есть.

-- Речь идет о краже практически всей системы НАК «Нафтогаза»

{2-}

Сергей Пашинский, член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности

Этот законопроект должен был называться «Как украсть из бюджета Украины ГТС Украины». И речь тут идет не только о консорциуме. Нужно очень внимательно почитать все, что там написано. Консорциум – только вершина айсберга. Они собираются украсть магистральные газопроводы. Но «Нафтогаз» - это не только магистральные газопроводы. Это еще и подземные хранилища, добыча миллионов тонн нефти, 18 миллиардов кубических метров газа, а это, извините, немного-немало 5 миллиардов долларов ежегодно, подземные хранилища. Они собираются еще украсть и украинские месторождения. Не нужно забывать, что. Наши подземные хранилища стоят десятки миллиардов долларов. У нас есть «Чорноморнафтогаз», который тоже стоит десятки миллиардов долларов.

Сейчас вкидывается тема по ГТС для отвлечения внимания о каком-то там консорциуме, но речь идет о краже практически всей системы НАК «Нафтогаза». И это не приватизация. Предприятия не будут приватизированы. Они будут вложены как части в какие-то оффшорные компании, переданы по межгосударственным договорам и так далее.

Если мы позволим это сделать, то на выходе будет следующее: государство потеряет все активы в нефтегазовом комплексе, бюджет страны не получит взамен ни копейки. Да, мы будем блокировать трибуну – это единственный инструмент, который у нас остался. Но оппозиция без поддержки общества не будет иметь возможности препятствовать принятию этого закона.

-- Речь о продаже газотранспортной системы там не идет

{3-}

Геннадий Рябцев, заместитель директора Научно-технического центра «Психея»

Возможность для Украины остаться без своей газотранспортной системы, конечно, есть. Возможностей у нашей страны, вообще, много. Но будет ли реализован этот план? И есть ли, вообще, этот план? Я думаю, что нет.

Законопроект пока только подан. Его будут рассматривать, дополнять, пересматривать. Кроме того, речь о продаже газотранспортной системы там не идет. Нельзя выносить вердикт вот так заранее. Именно в этом законопроекте угроз продажи газотранспортной системы я не вижу.

Что касается консорциума, то он же уже создан – еще с 2003 года. То есть у нас уже есть общее предприятие, которое занимается управлением газотранспортной системы, но оно в состоянии зародыша. И что здесь небезопасного? Столько уже копий сломано вокруг этого. Но мне кажется, не стоит делать предварительных выводов до того, как этот законопроект не пройдет комиссию, экспертно-аналитическое управление, не будут высказаны замечания, возражения.

-- Этот законопроект не имеет ничего общего с национальными интересами

{4-}

Александр Нарбут, независимый эксперт по вопросам энергетики

Этот законопроект, безусловно, отражает определенные интересы. Но ничего общего не имеет с национальными интересами.

Угроза для страны от этого законопроекта огромная. Сдача украинской газотранспортной системы в варианте консорциума, аренды, концессии, двусторонний или односторонний вариант, когда всем этим будет распоряжаться «Газпром» - это потеря ключевого звена в энергетической, экономической и, как следствие, политической независимости Украины.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: