Когда Вашингтон признает Россию спонсором терроризма. И как этому мешает Израиль
Террористический режим, государство-террорист или спонсор терроризма? Какой статус хуже для России
Мировое сообщество справедливо обвиняет Россию в терроризме, используя при этом разные определения. Украина, естественно, в этом плане стала первой – закон, которые признает РФ государством-террористом, принят еще 14 апреля. 10 мая террористическим государством страну-агрессором признала Литва. В октябре после шокирующих обстрелов мирной инфраструктуры по всей Украине процесс значительно оживился.
13 октября парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию «Дальнейшая эскалация агрессии Российской Федерации против Украины», в которой призвала членов организации признать РФ террористическим режимом. 18 октября на этот призыв отозвалась Эстония, признав боевиков «Л/ДНР» и частную военную компанию «Вагнера» террористическими организациями. 26 октября российский режим сочла террористическим Польша.
В ходе очередной сессии Европарламента, которая состоится 21-24 ноября, будет обсуждена и вынесена на голосование резолюция о признании России государством-спонсором терроризма.
Одним словом, парламенты цивилизованных стран мира определяют РФ как «государство-террорист», «террористическое государство», «террористический режим» и «государство-спонсор терроризма». «Главком» выяснил, насколько эти абсолютно точные, но юридически разные определения могут привести к главному – существенному усложнению дальнейшего существования для России в ее нынешнем смысле.
Одиннадцать критериев государственного терроризма
Как уже неоднократно напоминал «Главком», 21 марта 1987 года была принята Женевская декларация о терроризме. Этот документ четко определяет критерии действий, по которым страны подпадают под понятие «государственный терроризм». Происходящее сейчас в современной России полностью соответствует всем 11 пунктам декларации, принятой 35 лет назад:
- Практики полицейского государства направлены против своих граждан: разгон собраний, избиения и пытки, массовые аресты, фальсифицированные обвинения, показательные суды, убийства.
- Доставка государством ядерного оружия на территорию других стран, в их территориальные воды или в международные.
- Военные маневры и учения, проводимые вблизи границ другого государства, представляют угрозу его независимости и территориальной целостности.
- Атака вооруженными силами целей в другом государстве, что угрожает гражданскому населению.
- Создание и поддержка вооруженных отрядов наемников для уничтожения суверенитета другого государства.
- Убийства и попытки убийства государственных деятелей других государств или национально-освободительных движений.
- Тайные операции, направленные на дестабилизацию или подчинение других государств национально-освободительных движений.
- Компании по дезинформации, направленные на дестабилизацию положения в других государствах.
- Продажа оружия для продолжения региональных войн и блокирования политического разрешения конфликтов.
- Отмена гражданских прав и свобод, положений конституции и законов под предлогом противодействия терроризму.
- Разработка, испытание и развертывание ядерного и космического оружия, что повышает вероятность геноцида и экоцида, обрекает человечество на постоянный страх.
Но здесь нужно понимать, что Женевская декларация – только декларация. Да, она одобрена на Генеральной ассамблее ООН, но ее положения не имеют никаких юридических последствий. То же – и с решениями парламентов разных государств.
«Есть заявления, определения, декларации, но это не законы. Это просто политически правовая оценка, которая не меняет законодательство, не приводит к определенным санкциям, – объясняет в разговоре с «Главкомом» дипломат, народный депутат Богдан Яременко. – То есть все это носит моральный характер, из серии «ой как вы плохи, мы с вами не дружим».
Одним словом, никакой реальной пользы и наказания России за терроризм Декларация ООН не приносит: ну, соответствует ли РФ положением документа, что дальше? Тем более что Организация объединенных наций за восемь месяцев полномасштабной российской агрессии против Украины показала свою фактически беспомощность – не может изгнать из Совета безопасности Россию, и даже наоборот – проводит закрытые заседания в угоду требованиям страны-агрессора.
Игра террористическими определениями
Следует отметить, что любая страна может признать «террористом» любую другую страну. Россия с присущим ей цинизмом и Украину в терроризме обвиняла.
«Каждое государство имеет свою законодательную базу, на основе которой и принимает решение, попадают ли действия той или иной страны под терминологию «терроризм». Поэтому на международном уровне это субъективный подход, унифицированного понятия «страна-террорист» в юриспруденции нет», – объясняет в разговоре с «Главкомом» политолог Дмитрий Воронков.
Но так или иначе, когда одна страна обвиняет другую в терроризме, это одно, а когда целая группа государств совсем другое. И по сравнению с Декларацией ООН о терроризме решение Совета Европы о признании России террористическим режимом, на первый взгляд, выглядит гораздо более солидно.
Совет Европы – старейшая в Европе международная структура, созданная по инициативе Уинстона Черчилля 5 мая 1949 года. Одним из главных достижений организации считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В настоящее время в Совет Европы входят 46 государств.
Российская Федерация была принята в Совет Европы 28 февраля 1996 года и исключена из нее 16 марта 2022 года. Решение изгнать Россию поддержали 40 стран. Представители Армении, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Сербии, Словакии и Словении воздержались от голосования.
Следует отметить, что призыва об объявлении Российской Федерации террористическим режимом в черновом варианте резолюции ПАСЕ не было – поправку к документу приняли в последний момент. Но именно она произвела в украинском политикуме настоящий фурор.
«Только что ПАСЕ приняла очень сильную резолюцию по Украине! За – 99 делегатов. Удержался один. Это исторический результат! Полная поддержка Парламентской ассамблеи Совета Европы!» – написал в своем Telegram-канале член украинской делегации Алексей Гончаренко. – Отмечается, что российский политический режим – террористический. Это мощный сигнал мирового масштаба и еще один шаг, чтобы Россию сочли страной-спонсором терроризма».
И вот здесь нужно отметить сразу несколько моментов. Первый – что такое «террористический режим»? Буквально слово «режим» (от французского regime) означает управление, командование, руководство. Что имело в виду ПАСЕ: что террористическое – только руководство России? А если убрать с него Путина, оно станет каким-то уже не террористическим? Нужно ли убрать еще Шойгу? Неясно.
Второй момент – стране-агрессору от определения ПАСЕ вообще ни холодно, ни жарко. С момента исключения из Совета Европы Россия не соблюдает Конвенцию по правам человека и не отвечает за ее нарушение. Кстати, теперь на РФ невозможно подать в Европейский суд по правам человека – она вне его юрисдикции. Поэтому решение ПАСЕ по России – похоже на аналогичное (если бы оно было) решение Африканского союза. Ну, назвали, так назвали.
А вот фраза Алексея Гончаренко о том, что решение ПАСЕ – мощный сигнал мирового масштаба и еще один шаг к тому, чтобы Россию сочли «страной-спонсором терроризма» – абсолютно точная.
Но здесь, конечно, возникает резонный вопрос: если Россия – де-факто страна-террорист, то зачем объявлять ее страной-спонсором терроризма, не проще ли сразу расставить все точки над «і»?
Американская монополия
Дело в том, что определения типа «государство-террорист» и «террористический режим» – просто эмоциональные, никаких ощутимых последствий для Путина за собой не несут.
А вот определение «государство-спонсор терроризма» – вполне устоявшееся, впервые оно было введено США еще 29 декабря 1979 года. Оно вводится в отношении стран, которые согласно официальным данным Государственного департамента страны, неоднократно оказывали поддержку актам международного терроризма. И включение в список стран-спонсоров терроризма влечет за собой жесткие экономические и политические санкции со стороны США (это не просто правовая оценка, которая, по сути, ничего не дает).
- Запрет на экспорт и продажу оружия.
- Контроль за экспортом товаров двойного назначения.
- Запрет на торговлю и экономическую помощь.
- Противодействие со стороны США предоставлению кредитов Всемирного банка и других международных финансовых учреждений.
- Отмена дипломатического иммунитета.
По отношению к государствам, которые сотрудничают со странами-спонсорами терроризма, применяются так называемые «вторичные санкции», которые могут полностью повторять «первичные».
Государства-спонсоры терроризма
Сирия. Включена в список в 1979 году. Согласно отчетам Государственного департамента США, продолжает оказывать поддержку международному терроризму, в частности, ливанской группировке Хезболла и палестинским террористическим группировкам.
Куба. Включена в список в 1982 году из-за поддержки революционных движений в испаноязычных странах Америки и в Африке. В 2015 году была исключена из списка, но вернулась туда в 2021 году из-за помощи колумбийским повстанцам и террористам Венесуэлы.
Иран. Включен в список в 1984 году. По мнению американской стороны, страна оказывает финансовую, материальную и материально-техническую поддержку террористическим группам боевиков на Ближнем Востоке и Центральной Азии, а сейчас – и России.
КНДР. Включена в список в 1988 году за продажу оружия террористическим группам. Исключена в 2008 году после договоренности, что эксперты МАГАТЭ будут допущены на все ядерные объекты страны. В 2017 году вернулась в список государств-спонсоров терроризма.
Государства, исключенные из списка стран-спонсоров терроризма
Ирак. Был включен в список в 1979 году и был исключен в 1982 году, чтобы позволить американским компаниям поставлять оружие в Ирак во время ирано-иракской войны. Вновь добавлен в список из-за вторжения в Кувейт и исключен из него в 2004 году.
Ливия. Была включена в список в 1979 году за поддержку режимом Каддафи большого количества террористических организаций. В 2006 году исключена из списка из-за «неизменной преданности Ливии отказа от терроризма».
Южный Йемен. Был включен в список в 1979 году из-за поддержки нескольких террористических организаций. Страна исключена из списка в 1990 году в связи с прекращением своего существования – она объединилась с Йеменской Арабской Республикой.
Судан. Был включен в список в 1993 году за сотрудничество с Ираном и поддержку Хамаса. Исключен из списка в 2020 году, после того, как страна перечислила $335 млн компенсации семьям жертв терактов в посольствах США, которые произошли в Кении и Танзании в 1998 году.
Как видим, к определению государств-спонсоров терроризма США подходит выборочно, руководствуясь исключительно собственными внешнеполитическими интересами.
Надежда на Соединенные Штаты
«Решения стран Совета Европы не только просто политические, а значит, не несут никаких реальных последствий, они направлены только против конкретной страны. И даже если появятся соответствующие изменения в законодательстве, какие санкции, это будет несколько странным. Законодательство не может относиться к конкретному случаю, оно устанавливает общие правила. А в США эти общие правила как раз существуют и существуют давно. Механизм санкций отточен», – говорит дипломат Богдан Яременко.
«Страны-спонсоры терроризма – это чисто американский список, в который они вносят государства на основе своих критериев. У них нет еще одного списка – «государств-террористов», такого вообще ни у кого нет. То есть, под «государства-спонсоры» США имеют процедуру, список и санкции. Потому и нужно туда втиснуть Россию. А декларации других государств о «террористическом государстве» – политические, а не юридические. У них нет предусмотренного стандартного протокола реагирования и поведения», – объясняет в комментарии «Главкому» эксперт Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Максим Майоров.
Так что, по мнению экспертов, реально усложнить жизнь России сможет только признание ее государством-спонсором терроризма Соединенными Штатами. Это, кстати, вполне отчетливо осознают и в стране-агрессорке. Еще 2 августа представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что объявление России спонсором терроризма может привести к разрыву дипломатических отношений с США.
Здесь следует отметить, что в США вопрос о включении России в список государств-спонсоров терроризма обсуждается с 2018 года, причиной тогда было «дело Скрипачей». В 2020 году после публикаций в СМИ, что РФ платила бойцам движения «Талибан» деньги за атаки на американских военных в Афганистане, и после отравления Алексея Навального, были озвучены новые требования признать Россию спонсором терроризма.
В 2021 году некоторыми сенаторами было предложено признать Россию государством-спонсором терроризма из-за поддержки террористических образований «ДНР» и «ЛНР». В апреле 2022 года Владимир Зеленский прямо попросил Джо Байдена признать РФ спонсором терроризма из-за нападения на Украину. В мае в Сенате США была зарегистрирована резолюция с обращением в Госдепартамент о признании России государством-спонсором терроризма – непосредственной причиной этого является обвинение в военных преступлениях, совершенных российскими военными во время вторжения в Украину.
Но пока США с признанием РФ государством-спонсором терроризма не торопится. «Соединенные Штаты тогда будут вынуждены налагать вторичные санкции на государства, по-прежнему сотрудничающие с Россией. К примеру, на Израиль. А официальный Вашингтон пока к этому не готов», – объясняет Максим Майоров.
Даже если на сессии Европарламента в ноябре все единогласно признают Россию страной спонсором терроризма, это не даст реального эффекта. Название – это только название. И чтобы санкции заработали, необходимо как минимум разработать, согласовать и юридически оформить процедуру наложения санкций.
Кстати, на вопрос «Главкома», мол, а как повлиял статус страны-спонсора терроризма на Иран, который в этом статусе уже 38 лет, но его дроны доставляют нам серьезные проблемы, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Александр Коваленко ответил так: «Их дроны низко летят на небольшой скорости, изготовленные из прессованного картона, винт – деревянный. И мы их успешно сбиваем. А если бы страна не была под санкциями, летало бы то, что мы, может быть, и сбивать не могли».
Андрей Кузьмин, «Главком»
Читайте также:
- Европарламент может признать Россию государством-спонсором терроризма
- Сенат Польши признал российский режим террористическим
- Европа официально признала Путина террористом. Что дальше?
- Украина признала Россию государством-террористом
- Первая страна ЕС признала Россию государством-террористом
- Одиннадцать признаков страны-террориста. Россия соответствует полностью