Россия скоро объявит о «победе»
Пять месяцев лжи. Что действительно «впаривает» российская пропаганда?
С начала захватнической войны РФ против Украины российская пропаганда начала работать на повышенных оборотах. Целей российской пропаганды было несколько в зависимости от аудитории, на которую она устремлялась.
Для внешней аудитории в самом начале войны внедрялись нарративы справедливости этой войны как оборонной, превентивной, вынужденной, которой РФ на самом деле не хотела. Были приложены все усилия во избежание этой войны, но Запад не пошел на законные условия РФ относительно своей безопасности, чем не оставил выбора для РФ кроме проведения специальной военной операции против Украины. Причем пропаганда настаивала на максимально безопасном проведении «спецоперации» для гражданского населения, под удар должны были попасть только военные (не оружие), «нацистские» формирования и военная инфраструктура.
Для украинской аудитории продвигались нарративы бессмысленности сопротивления вооруженным силам РФ, опасности такого сопротивления, несостоятельности сил обороны Украины хоть как-то помешать проведению победной «спецоперации». Сопротивление сил обороны Украины только затянет «спецоперацию» и помешает нормализации жизни украинцев, которая при нынешнем неонацистском режиме крайне сложна.
Для внутренней аудитории внедрялись нарративы о молниеносном, победном проведении «спецоперации» с минимальным количеством потерь или вообще без потерь. На самом деле большинство населения Украины якобы ожидает русскую армию как освободителей и миротворцев, особенно в юго-восточных регионах. Большое количество репортажей «с поля боя» должно было убедить население РФ в скорой победе в войне.
Но реальное течение событий войны несколько изменило нарративы российской пропаганды и перераспределило усилия ее влияния на различные целевые аудитории.
Не все так случилось, как думалось
В первые дни войны российские СМИ отчитывались исключительно о победах, активном продвижении Вооруженных сил РФ вглубь территории Украины, захвате населенных пунктов и потере ВСУ, продвигались тезисы об изломе равно полярного мира, изломе доминирования США и Запада, выходе РФ на передовые геополитические позиции. При этом гражданское население почти не страдает, потому что россияне ведут себя крайне осторожно и применяют высокоточное оружие для поражения исключительно военной инфраструктуры. Победа недалека, Украина будет захвачена (денацифицирована). Такие нарративы предназначались для всех целевых аудиторий.
Уже в конце марта нарративы изменяются и снова разделяются на целевые аудитории. Явный провал блицкрига вызвал необходимость смены риторики пропагандистских СМИ.
Для внешней аудитории начал продвигаться нарратив о готовности РФ к переговорам с Украиной. Причем, ряд требований к Украине сузился до признания Крыма и Донецкой и Луганской областей российскими и внеблокового статуса страны (без демилитаризации и непонятной денацификации). Готовность к переговорам подавалась как жест доброй воли РФ во избежание излишних жертв в войне. Украинское руководство обвинялось в нежелании идти на переговоры с РФ. После побега вражеских войск из Киевской, Черниговской, Сумской областей и разоблачения преступлений россиян на освобожденных территориях российская пропаганда начала оправдываться тем, что обвиняла Украину и Запад в провокациях против РФ и проведении информационной атаки. Фактически в то время российская пропаганда сменила агрессивную риторику на защитную для внешней аудитории. Сам уход вооруженных сил РФ из украинских областей тоже подавался как жест доброй воли.
В этот период украинская аудитория несколько выпала из виду российской пропаганды, но не прекращался вброс тезисов относительно некомпетентности украинского руководства, тяжелого экономического состояния Украины, неотвратимости победы РФ. Вбрасывались фейки о мобилизации, ВСУ, ТРО, разгуле мародеров в городах и селах. Отдельной темой для манипуляций стала тема об украинских беженцах и внутренне перемещенных лицах. Российские СМИ сообщали о неадекватных требованиях и поведении украинских беженцев в западных странах, сексуальной эксплуатации украинских женщин и т.д.
Для российской аудитории продвигались нарративы о плановости проведения спецоперации, о завершении первого этапа ее проведения. Бегство российских оккупантов из украинских областей объяснялось военной хитростью, предназначенной для отвлечения значительных сил ВСУ от основного направления, раскручивались «успехи» российской армии в Херсонской, Запорожской, Николаевской областях. Сообщалось, что в скором времени будет захвачена Одесса и Украина останется без выхода к морю.
Следующие три месяца войны российская пропаганда в зависимости от событий на фронтах российско-украинской войны пыталась активно влиять на целевые аудитории, продвигая выгодные для Москвы нарративы. При явных провалах (потопление крейсера «Москва», большого десантного корабля «Саратов», уничтожение большого количества наземной и воздушной военной техники и т.п.) российская пропаганда или пыталась умалчивать о событии или приводила фейковые сведения из «официальных источников».
Для внешней аудитории в течение трех месяцев активно продвигался нарратив о систематическом нарушении ВСУ правил ведения войны. Якобы войска ВСУ прикрываются гражданскими, разрушают объекты гражданской инфраструктуры, берут гражданских в заложники. Создавалось впечатление, будто именно ВСУ являются агрессорами и оккупантами, а не россияне. Отдельной линией влияния в течение апреля были сообщения об ужасном обращении ВСУ с пленными русскими солдатами. Были заявления на этот счет российского омбудсмена Москальковой. В этот период Запад начал активно вводить санкции против РФ. Российская пропаганда реагировала на это нарративами о вреде санкций для стран Запада и проблемах, которые они создают для жителей этих стран. Эти проблемы будут нарастать, и Запад неизбежно пойдет на уступки РФ.
В Москве также поняли, что Запад реагирует на «спецоперацию» жестко и сплоченно, поэтому внедрялись тезисы о невозможности по разным причинам (в основном экономическим) поддерживать сплоченность и Запад неизбежно расколется, поддержка Украины будет уменьшаться. Российские СМИ также используются для передачи завуалированных посланий Путина коллективному Западу. В июне представитель Путина Песков сообщил о том, что Запад потерял доверие Кремля, очевидно намекая на определенные договоренности по невмешательству Запада (как их трактовал Кремль), достигнутые перед войной. С середины-конца мая начинаются более или менее значимые поставки тяжелого оружия Украине. Российская пропаганда реагирует на это нарративами о неэффективности этого оружия на поле боя, неумении пользоваться им военнослужащими ВСУ. Сообщается о захвате этого оружия в больших количествах (ПТРК, ПЗРК). Российские СМИ даже бросили фейк о захвате двух экземпляров французских гаубиц «Цезарь» в исправном состоянии и переправке их на Уралвагонзавод для исследований. Это сообщение вызвало запрос французской стороны к Украине о наличии «Цезарей». ВСУ опровергли этот фейк – все «Цезари» на месте и исправно несут службу.
Влияние на украинскую аудиторию российской пропаганды в течение трех месяцев характеризовалось попытками вызвать у населения чувство уныния, страха и паники. Российские СМИ сообщают, что мужчин призывного возраста хватают прямо на улицах городов, призывают в ВСУ женщин в массовом порядке, солдат не хватает, поэтому в армию берут людей постарше и даже инвалидов. Вбрасываются сообщения о крайне сложном экономическом положении в Украине, упавшей финансовой системе. Вводятся нарративы, что спасаться от боевых действий жителям прифронтовых населенных пунктов нужно именно в РФ, потому что в Украине нет безопасных мест, а на Западе их никто не ждет. Вбрасываются фейки о большом количестве потерь ВСУ, большом количестве пленных. Периодически проходили сообщения о развале фронта и стремительном продвижении оккупационных сил РФ. Внедряются тезисы о некомпетентности руководства Украины, командовании ВСУ. Разгоняются фейки о том, что пленные украинские солдаты отказываются от обмена и пытаются остаться в плену, где им хорошо.
Для внутренней аудитории российская пропаганда в течение трех месяцев должна была как-то объяснять отсутствие громких побед оккупационных сил на фронтах и наличие эпических провалов. Одним из самых заметных нарративов российской пропаганды стал тезис о войне РФ с Западом. Якобы ВСУ всего лишь предоставляет человеческий ресурс, а все остальное Запад: оружие, наемников-специалистов, тяжелую технику, разведданные и т.д. Несмотря на военную мощь Запада, вооруженные силы РФ все равно успешно противостоят Западу. Чем и объясняется изменение сроков проведения спецоперации. Отсутствие военных успехов вынудило российскую пропаганду преувеличивать значение тактических успехов оккупационных сил. Приводятся малоизвестные для россиян названия населенных пунктов, захваченных вооруженными силами РФ и якобы имеющие стратегическое значение. Также пропаганда называет большим успехом продвижение на несколько километров. Для создания впечатления победного хода «спецоперации» российская пропаганда сообщает о невероятных потерях ВСУ. Согласно сообщениям российской пропаганды ПВО и ВВС уже давно уничтожены, уничтожено танков, бронемашин, артиллерии, РСЗО больше, чем в Украине было до начала войны.
Приводятся невероятные числа утрат живой силы. В последнее время российские СМИ стали часто обнародовать ролики, снятые минобороны РФ, демонстрирующие работу тяжелого вооружения, авиации, ПВО. Такие ролики призваны внушать уверенность в победе россиян. Через три месяца начали ощущаться последствия западных санкций для населения, большое количество западных компаний начали сворачивать свою деятельность на территории РФ. Для успокоения россиян российская пропаганда начала разгонять тезисы о временности санкций, готовности руководства РФ к успешному преодолению их последствий и вообще об их полезности для экономики.
Что дальше?
Последующая активность российской пропаганды будет зависеть от многих факторов, одним из основных из которых можно считать ход войны РФ с Украиной. По всем признакам вооруженные силы РФ истощаются на фронте, теряют наступательный потенциал. По оценкам экспертов, в том числе и зарубежных, вооруженные силы РФ уже в ближайшие несколько недель не смогут поддерживать тот темп боевых действий, который они поддерживают в основном направлении. Утрачивается личный состав, техника, боеприпасы. Да, их запасы у РФ огромны, но не безграничны. В то же время боевой потенциал ВСУ растет благодаря перевооружению: снабжение техникой и боеприпасами Западом постепенно налаживается и переходит в стабильный режим. Можно считать, что ВСУ своей стратегией активной обороны истощили противника, сохранив при этом собственные способности, то есть выполнили задачи на этом этапе войны. Эксперты констатируют, что ВСУ создали условия для подготовки контрнаступления. Это также косвенно подтверждает активизация поставок тяжелого вооружения Западом. Лузеру никто вооружения не даст.
При таком развитии событий российской пропаганде придется объяснять в первую очередь внутренней аудитории будущее отступление. В зависимости от решений, принимаемых высшим политическим руководством РФ, российская пропаганда будет оправдывать отступления и объяснять провалы вооруженных сил РФ. Еще в начале войны было анонсировано, что «специальная военная операция» не преследует цель захвата территорий, поэтому российская пропаганда будет настаивать на выполнении целей и выходе с территории Украины в плановом порядке.
Параллельно будет разгоняться нарратив о внешнем управлении Украиной, ее подчиненности Запада и фактическом отсутствии государственности. Украина в войне с РФ потеряла экономику, население обеднело и дезориентировано. В таком состоянии Украина РФ не нужна и станет обузой для Запада, которому нужно будет удерживать население и восстанавливать его экономику. В военном плане Украина будет уже безопасна для РФ, потому что потеряла военную инфраструктуру и не сможет ее восстановить. Запад не даст денег на его возобновление. Украина превратится в лимитроф, который уже не будет представлять опасность для РФ и неинтересен для нее. Таким образом, можно будет заявить о победе и достижении целей «спецоперации».
На первый взгляд такие будущие нарративы российской пропаганды кажутся фантастическими и упрощенными, но российская пропаганда показывала еще и не такие чудеса переобувания в воздухе.
Статья подготовлена на основе регулярного исследования ряда токсичных электронных российских СМИ с помощью концентратора контента «Сириус» и при поддержке Международного фонда «Возрождение».
Виктор Ермошкин, эксперт Центра изучения и противодействия гибридным угрозам, Киев
- Концлагерь Аушвиц-Биркенау. Российская пропаганда напоролась на свою мину
- Наaretz: Евреям пора бежать из России?
- Кремлевская пропаганда в агонии: привлекают экстрасенсы
- Почему вы говорите об Украине, а не о Нигерии?
- #IStandWithPutin. Кто отстаивает интересы России в Twitter
- Спецоперация в эфире программы «Время». Зачем Путину Марина Овсянникова?
- Новое гибридное оружие. Как немецкий пенсионер «раскрыл планы» украинской мафии