Что Лавра скрывает от СБУ (ДОКУМЕНТ)

Что Лавра скрывает от СБУ (ДОКУМЕНТ)

Часть предметов музейного фонда Лаврского заповедника может оказаться фальшивой?

Киево-Печерская Лавра на протяжении уже многих месяцев фигурирует в скандальных и резонансных новостях. То в контексте смены руководства заповедника, то благодаря делу «пропавших монахинь», то из-за возможности передачи объектов государственного заповедника в собственность церкви. Накануне грандиозного празднования 1025-летия Крещения Руси заповедник оказался на грани очередного скандала. У правоохранителей появились основания утверждать, что часть предметов музейного фонда Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника исчезла, или подменена фальшивками.

-- СБУ не пускают в заповедник

По информации «Главкома», чиновники и правоохранители озаботились этой проблемой еще в конце прошлого года. Именно тогда по приказу Министерства культуры была создана комиссия по проверке Национально Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В ее работу была привлечена Служба безопасности Украины, которая и должна была провести проверку предметов музейного фонда в отношении их возможной подмены.

Однако не все пошло по плану. В распоряжение «Главкома» попало письмо, в котором сотрудники СБУ сообщали руководству Минкульта о том, что так и не получили доступа к фонду заповедника.

Служба безопасности от лица заместителя начальника Главного управления Владимира Ляпкина обратилась к на тот момент заместителю министра культуры Украины Александре Губиной с просьбой «ускорить» доступ к экспонатам. Сотрудники СБУ обратили внимание, в первую очередь, на необходимость проверки исследования иконы «Святых Антония и Феодосия Печерских», золотой монеты «Кавказ» I-II столетия до нашей эры, а также на предоставление для изучения ряда экспонатов из группы «Живопись».

Информацию о том, что часть экспонатов в Киево-Печерском заповеднике подменена копиями «Главкому» подтвердил и глава подкомитета по вопросам охраны и популяризации культурного наследия Комитета ВР по вопросам культуры и духовности Александр Бригинец. Депутат ссылается на свидетельства сотрудников заповедника. «Ко мне обращались люди, которые работали и работают в заповеднике, которые к этому имеют непосредственное отношение, они неофициально подтвердили, что множество объектов из заповедника исчезли, и множество объектов были подменены», - сообщил он.

Бригинец также не исключает, что кадровый скандал, связанный с тройкой «Лесничая – Прокаева – Кулиняк», который не так давно сотрясал Лавру, мог быть связан с историей с исчезновением и подменой экспонатов. Напомним, сейчас Лавру возглавляет бывший директор заповедника «Хотинская церковь» Любомир Михайлина. Однако, по мнению Александра Бригинца, именно предшествовавшая этому назначению чехарда со сменой руководителей заповедника и «была сделана для того, чтобы усложнить поиски ответственного за подмену». «После того, как руководители один за другим несколько раз сместили друг друга, будет сложно установить, при ком именно и в какой конкретно момент произошло преступление», - делает вывод народный депутат.

Защитник культурного наследия сетует на отсутствие официального заключения с результатами проверки. Этот документ позволил бы сопоставить то, о чем свидетельствуют источники в Лавре, с тем, что установили официальные эксперты.

Пока же дело повисло в воздухе, в самом заповеднике «Главком» заверяют, что проверка уже была проведена дважды, и удивляются обвинениям в подделке ряда объектов.

«Кто нас подозревает? СБУ в любой момент может придти и все проверить. Они проверяли и в конце декабря прошлого года, и эта проверка длилась до января (напомним, обращение СБУ заместителю министра датировано 18 января 2013 года – «Главком»), проверяли нас и пару недель назад», - рассказал «Главкому» главный хранитель фондов Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Григорий Полюшко. По его словам, ведомством были исследованы книги, металл, кресты, иконы, в том числе, икона «Святых Антония и Феодосия Печерских», о которой идет речь в документе. «Эту икону затребовали оба раза. Нас проверяли, все смотрели, все, что просили, мы все показывали. Все нормально. Никакой подделки нет, - заверил он. – Это просто больные люди пишут в СБУ. Мы знаем, кто это и зачем делает, об этом мы СБУ и говорим».

Полюшко также утверждает, что ничего не слышал о письме-жалобе СБУ в Минкульт, в котором сообщалось о невозможности провести экспертизу.

-- Подделки от ведомств

Сможет ли кто-то сегодня подтвердить подлинность тех или иных предметов искусства, находящихся в государственных хранилищах, не известно. Зато известно, что в той же Киево-Печерской Лавре еще в июле 2003 года была обнаружена подпольная мастерская по изготовлению фальшивок предметов искусства. «Любители старины» оборудовали ее плавильной печью и десятками матриц для изготовления «древних» червонцев, ювелирных украшений, орденов и крестов, включая ордена Ленина и Красной Звезды. Среди заготовок оказались также подделки под знаменитые скифские находки, а также груды ювелирного лома, драгоценные и полудрагоценные камни. По своей оснащенности новейшей аппаратурой мастерская намного опережала криминалистические лаборатории украинских правоохранителей.

Известно также, что возможная подмена экспонатов в Киево-Печерском заповеднике, речь о которых идет в обращении СБУ, не единичный случай. Информация о том, что экспонаты из провинциальных музеев, заповедников и даже государственных учреждений, исчезают, в экспертной среде уже давно перестала быть слухами.

В ноябре 2006 года 24 картины – работы Шишко, Глущенко, Яблонской и Донцова были переданы в Уманский райотдел УМВД Украины в Черкасской области якобы для проведения выставки. В начале марта 2007 года краеведческий музей получил назад уже копии.

Осенью 2011 года подобный скандал разгорелся в Ямпольском музее изобразительного искусства. Вместо одиннадцати полотен, переданных во временное пользование в такие учреждения, как райвоенкомат, отдел СБУ, офис водоканала, были возвращены дубликаты. Часть картин нашли у местных бизнесменов.

Практика, когда картины из музеев «переезжают» на время или навсегда в государственные правительственные учреждения действует еще со времен Советского Союза. Однако сейчас за судьбой экспонатов уследить труднее. Несколько лет назад с «пропажей» столкнулся и директор львовской Национальной галереи искусств Борис Возницкий. 35 произведений живописи из галереи были переданы напрокат в Министерство иностранных дел. Однако когда музейщики спустя какое-то время явились в ведомство с плановой проверкой, произошел конфуз – пропала картина Константина Финогенова «Серая Елка». Львовская галерея даже судилась с МИДом, но результата это не дало.

Еще один громкий скандал с пропажей и подменой картин грянул в марте прошлого года не где-нибудь, а в самом Кабмине. Речь идет о работах импрессиониста Николая Глущенко: «В рыбацком колхозе», «Паруса на море», «Днепровские дали», «Село возле реки», принадлежащих Национальному художественному музею. Первые две исчезли вообще, вторые, оставшиеся висеть в Кабинете министров, музейщики назвали фальшивкой. По словам главного хранителя Национального художественного музея Юлии Литвинец, такие проблемы со сверками картин начались еще в 2004 году. Еще тогда под разными предлогами музейщиков стали не пускать в Кабмин для сверки, которая по правилам должна проходить каждый год. В 2008 году в кабинете председателя Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информации еще висели оригиналы работ Глущенко, в 2010-м – уже фальшивки.

Ситуация, по мнению Александра Бригинца, очень похожа на то, что сейчас происходит в Киево-Печерской Лавре. «Там также в какой-то момент закрыли доступ к объектам, и теперь сказать, в какой момент произошла подмена очень тяжело», - отметил депутат.

Но разница в том, что чиновники Кабмина не являются специалистами в «этой сфере» и «никто просто не мог отличить в момент приема-передачи настоящий объект от фальшивого», в то время как в Лавре работают ученые. Если кто-то из чиновников (исключая, например, факт умышленной подмены) мог по незнанию «подарить» картину другу, то от сотрудников заповедника такой халатности «по незнанию» ожидать в принципе нельзя.

Ситуация с сохранностью экспонатов в Киево-Печерской Лавре может еще усложниться в связи с зарегистрированным в Верховной Раде законопроектом, по которому Киево-Печерскую лавру, а также Почаевскую лавру и Святобогоявленский монастырь могут передать в собственность Украинской православной церкви Московского патриархата.

«Министерство культуры и Киевская администрация не против этого. Но уже сейчас СБУ не может осуществить нормально проверку. А что же будет, если комплекс будет полностью передан церкви? - задается вопросом Александр Бригинец. – Сейчас он церкви не принадлежит, но мы уже не можем туда попасть. Даже условия передачи в пользование нужно менять, потому что то, что есть сейчас, приводит к тому, что мы не можем контролировать ситуацию внутри этих достопримечательностей».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: