Готова ли наша власть к резкому турецко-российскому обострению...
Ситуация в Сирии и вокруг нее продолжает обостряться. На фоне происходящего там даже события на Донбассе представляются не столь драматичными, если здесь позволительно подобное сравнение.
Удаленность Сирии от Украины, на самом деле, является слишком обманчивой. Не говоря уже о том, что конфликт грозит перейти из сирийского локального в региональный ближневосточный, а там недалеко и до глобального конфликта, если в него, кроме России, в том или ином виде втянутся другие мировые игроки или НАТО. А если в сирийскую войну вмешается Турция при поддержке Саудовской Аравии, то их столкновение с Россией станет только вопросом времени, открыв дорогу к выходу конфликта за пределы Сирии, а возможно, и региона. Увещевания некоторых комментаторов на предмет того, что у Москвы не хватит сил и ресурсов не для гибридного бандитизма а-ля Донбасс, а для полномасштабной войны, да еще в сирийских далях, не выдерживают критики уже хотя бы потому, что прежде, чем Москва, возможно, проиграет и обрушится – что далеко не факт! – вооруженный конфликт успеет унести тысячи жизней, произвести масштабные разрушения и нарушить все мироустройство.
Словом, отсидеться на хуторе едва ли удастся, тем более Украине, особенно если учесть, что серьезный конфликт между Турцией и Россией приведет к непредсказуемому обострению на Черном море, то есть непосредственно на наших рубежах. И это без учета Крыма и Донбасса…
К столь мрачным ожиданиям подталкивают дальнейшая эскалация боев в районе сирийского города Алеппо (Халеб) с участием российской авиации, заявление премьера Турции Ахмета Давутоглу о готовности «прийти на помощь братьям из Алеппо, а также появившаяся в западных СМИ информация о якобы планах Турции и Саудовской Аравии приступить к наземной операции в Сирии.
Также обратило на себя внимание заявление канцлера Германии Ангелы Меркель: «В последние дни мы пришли в ужас от того, какие страдания приносят людям авиаудары, в том числе с российской стороны. Резолюция Совета Безопасности требует, чтобы все стороны немедленно остановили удары против мирного населения и гражданских объектов, отказались от применения любого оружия, не делающего никаких различий, а также бомбардировок с воздуха». Это было, пожалуй, первое столь резкое заявление фрау бундесканцелерин в адрес Москвы по поводу военного вмешательства Кремля в сирийский конфликт. До сих пор в Берлине пытались делать вид, что с пониманием относятся к российской «лапше на уши» о том, что российская авиация – скорее всего, не только авиация! – в Сирии борется исключительно с террористами из Исламского государства.
В ответ в Москве в присущей там манере, что называется, «включили дурку». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заочно ответил Меркель: «Что касается слов канцлера Германии о якобы имеющих место человеческих жертвах в результате авиаударов российской авиации в Сирии, то, безусловно, здесь нужно обратить внимание на то, что, несмотря на огромное количество подобных заявлений, до сих пор никем не было представлено ни одного заслуживающего доверия подтверждения этим фактам». Кремль умело пользуется тем, что в пекло террора и бомбардировок никакая «мониторинговая группа» не полезет, а потому задокументированных должным образом фатов нет и быть не может. Москва отказывается считать фактами декабрьский доклад правозащитной организации Amnesty International о гибели 200 мирных жителей в результате ударов российской авиации в Сирии, данные ООН о бомбардировке больниц в Алеппо, а также многочисленные свидетельства в соцсетях местных жителей и журналистов.
Указанные выше события, заявления, а также скрытые и явные намерения были спровоцированы обострением боевых действий в городе Алеппо и его окрестностях. С начала февраля армия Башара Асада при поддержке российской авиации взяла город в осаду. Режим Асада занял пригороды Алеппо, взяв под контроль стратегические высоты вокруг города. Что же касается самого древнего города, то, по данным сирийской организации по правам человека со штаб-квартирой в Лондоне, в результате бомбардировок он превратился в руины. Тысячи беженцев из Алеппо и окрестностей штурмуют границу с Турцией. Но Анкара закрыла границу и пропускает только раненых.
Озабоченность Меркель, а в ее лице – всей Европы, понятна. Ведь Турция является лишь начальным этапом маршрута беженцев, стремящихся попасть в Европу, прежде всего, в Германию и другие страны Северной Европы с высокими социальными гарантиями. Кроме того, в Европе начинают все более осознавать, что сирийский конфликт может привести к расползанию войны далеко за пределы Сирии и ближневосточного региона, сыграв роль этаких «балканских войн», которые в начале ХХ века стали прологом Первой мировой войны.
Эскалация войны происходит на фоне попыток провести в Женеве переговоры по мирному урегулированию в Сирии между представителями режима Асада и разношерстой сирийской оппозиции. Переговоры проходят под патронатом мирового сообщества, которое представляет специальный представитель генерального секретаря ООН Стаффан де Мистура. Впрочем, в данном случае следует вести речь не о переговорах, а об их провальной попытке, поскольку как непосредственные участники сирийского конфликта, так и стоящие за ними внешние игроки. Раздробленные группировки сирийской оппозиции никак не могут договориться между собой, но все хором отказываются вести переговоры с режимом Асада, и уже хотя бы поэтому переговоры теряют смысл как таковые. Кроме того, Турция отказывает России и Ирану в праве принимать участие в сирийском урегулировании. В ответ Москва и Тегеран отвечают Анкаре «взаимностью».
Но если в отношении России и Ирана позицию Турции можно объяснить, то трудно понять требование Анкары не допускать к переговорам представителей сирийских курдов, составляющих около 20% населения страны. Курдское ополчение лояльно Москве и режиму Асада, потому что подвергаются жесточайшему террору со стороны Исламского государства как «неверные», то есть Асад для них является меньшим злом. В свою очередь, с курдами заигрывает Вашингтон. Это привело к тому, что импульсивный президент Турции Эрдоган поставил перед американцами вопрос ребром: дескать, выбирайте – или курды, или Турция, являющиеся партнером США по НАТО!
По шумок этой склоки наземные войска Асада медленно, но уверенно возвращает под свой контроль фрагменты территории Сирии, пользуясь массированной поддержкой российской авиации. Впрочем, в зарубежных СМИ появляется все больше свидетельств того, что с российской стороны в боях принимает участие не только авиация, но и сухопутные формирования.
На этом фоне и прозвучало заявление премьера Турции Ахмета Давутоглу: «Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города (во время Первой мировой войны), теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников — вся Турция».
Вообще, выступление турецкого премьера на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития изобиловало не только историческими параллелями и эмоциями, но и предупреждениями, даже плохо скрываемыми угрозами в адрес Москвы.
«Алеппо, который в течение многих столетий был в нашем сердце и являлся частью нашей цивилизации, горит, а мир лишь созерцает. И сейчас, выполняя свой исторический долг, мы будем защищать Алеппо во имя Газиантепа, Кахраманмараша и Шанлыурфы… Мы знаем, куда именно упала каждая бомба, сброшенная Россией… Со времен Второй мировой войны человечество не видело столько жестокости и горя… Этот народ (сирийцы – Авт.) в течении пяти лет противостоит регулярной армии… Против сирийцев применяются бочковые бомбы и оружие массового поражения, но они не сдаются… Сердце турецкого народа намного больше бюджетов всего мира».
Упомянутые турецким премьером города Газиантеп, Кахраманмараш и Шанлыурфа находятся на южных рубежах Турции, граничащих с Сирией. Ахмет Давутоглу дает понять, что Анкара готова вмешаться в сирийский конфликт, чтобы остановить кровопролитие на дальних рубежах и не позволить ему распространиться на территорию Турции. Кроме того, турецкий премьер, очевидно, имеет в виду поддержку, в том числе, так называемых сирийских туркмен или туркоманов, которые, будучи этнически и лигнвистически близкими к туркам, подвергаются в Сирии террору со стороны российских и асадовских войск, а также со стороны Исламского государства.
Каким именно образом Турция намерена защитить Алеппо от Асада, России и Ирана, премьер Давутоглу не сказал. Но это заявление совпало по времени с просочившейся в СМИ информацией о том, что Турция и Саудовская Аравия разрабатывают планы наземной операции в Сирии якобы против Исламского государства. Но дело в том, что в районе города Алеппо, который собирается защищать турецкий премьер, формирований Исламского государства как раз и нет.
Кстати, этот факт подтверждает лицемерие Кремля, который уверяет, что воюет с террористами, но бомбит Алеппо, где Исламского государства нет. Впрочем, на сей счет в Москве уже придумали «отмазку» следующего содержания: дескать, они поддерживают «законное» правительство Асада, которое и попросило Россию оказать военную помощь, а воюет Россия с террористами всех мастей.
Есть версия, что очень многое будет зависеть от позиции Вашингтона, который пока в этом вопросе все больше «оглушительно молчит». Очевидно, у Обамы не очень понимают, что с этим всем делать, да похоже, не сильно и хотят серьезно влезать в сирийский конфликт до президентских выборов, которые состоятся в ноябре.
И все же, Турция и, возможно, саудиты могут ринутся в бой на территории Турции с более чем вероятной перспективой столкнуться лоб в лоб с российскими войсками.
Тем более что есть и другая версия. Она заключается в том, что Анкара может начать активные действия, не дожидаясь одобрения или, тем более, участия США и НАТО.
Ярким примером может служить вмешательство Саудовской Аравии во внутренний конфликт в Йемене на стороне правительственных войск против восстания местных шиитов-хуситов. Эр-Рияд одобрения от своего главного западного партнера США в этом вопросе не дождался, хотя ввязывался в войну с хуситами, в том числе, и для того, чтобы в том или ином виде втянуть в конфликт США. Кстати, эта война оказалась не слишком удачной для хорошо оснащенной, но неважно слаженной армии саудитов.
Правда, с Турцией дело обстоит еще сложнее, поскольку она, в отличие от Саудовской Аравии, является членом НАТО. Малейшее прямое военное столкновение с Россией на любой территории чревато резким обострением не только на Ближнем Востоке, но и в Черноморском бассейне. Тем более если война по какой-то причине коснется территории Турции, и встанет вопрос о применении 5-й статьи Вашингтонского договора о коллективной безопасности в рамках НАТО.
Думается, в Вашингтоне все это, несомненно, понимают, а потому будут всеми силами тормозить эскалацию противостояния между Анкарой и Москвой. Но сложность заключается, кроме прочего, и в слабой договороспособности как Путина, так и Эрдогана.
Возникает вопрос: готова ли украинская власть к резкому турецко-российскому обострению, который неминуемо зацепит Украину, просчитывают ли в Украине возможные варианты и последствия?
Напомним, сегодня в Германии в пятницу начались встречи в рамках 52-й Мюнхенской конференции по безопасности. На этот форум традиционно съезжаются главы государств, правительств, представители международных организаций, эксперты. На повестке дня конференции в этом году, как ожидается, будут сирийский кризис, ситуация в Украине, а также миграционный кризис в Европе.
Госсекретарь США Джон Керри проведет в Мюнхене серию встреч, в том числе с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Он также встретится с лидером сирийской оппозиции Риядом Хиджабом, главой Высшего комитета по переговорам, в преддверии заседания Международной группы поддержки Сирии в полном составе.
Россия заявила, что готова обсуждать введение режима прекращения огня в Сирии, в то время как министры иностранных 17 государств мира готовятся встретиться в Мюнхене в попытке положить конец кровопролитной гражданской войне, бушующей в этой арабской стране.
Несмотря на продолжающуюся критику сирийских и российских ударов по позициям группировок, не связанных с «Исламским государством», европейские дипломаты выражают скептическое отношение к российскому предложению о прекращении огня.
«Это очередная классическая уловка Кремля, – заявил высокопоставленный дипломат из ЕС. – Посмотрите на Украину – несмотря на все перемирия и предложения решений, давление в районе боевых действий продолжается».
Представитель Турции в интервью «Голосу Америки» предположил, что Россия может предлагать план прекращения огня в связи с тем, что она завершила очередную фазу своих военных операций в Алеппо. «Теперь они могут сосредоточиться на перефокусировке своих усилий и подготовке к новой стадии в Идлибе», – считает он.
Гуманитарные организации также выступают с критикой осады Алеппо, которая продолжается, пока мировые державы пытаются найти политическое решение.
С прошлой недели, когда прошла международная донорская конференция по Сирии, почти 100 000 сирийцев были вынуждены покинуть свои дома, сообщает президент Международного комитета спасения Дэвил Милибэнд.
Заглавное фото: number-0ne.livejournal.com
Коментарі — 0