Российско-украинская война высветила все проблемы профпригодности действующего государственного аппарата, и его столь же низкую способность противостоять внешним вызовам.
Российско-украинская война высветила все проблемы профпригодности действующего государственного аппарата, и его столь же низкую способность противостоять внешним вызовам. Одним из ключевых факторов слабости государства стала неэффективность разведывательных служб Украины — громоздких, неповоротливых, разобщенных. Для создания системы координации и анализа разведывательной работы, систематизации и планирования разведдеятельности указом президента Петра Порошенко была создана новая структура — Комитет по разведке, призванный решить эту комплексную проблему. Председателем комитета второй раз в истории страны назначен Игорь Смешко.
— Игорь Петрович, будет ли создана система применения разведывательных служб Украины, будет ли названа Российская Федерация основным противником?
— Будет создана Национальная разведывательная программа. Это документ максимального уровня секретности. Кто в этой программе будет назван противником №1, этого по существующему законодательству мы не можем говорить. Но по сути… Украина ведет боевые действия. Значительная часть нашей территории оккупирована соседней страной. Не выходя за рамки закона о государственной тайне, я могу сказать: это не Украина обозначила, кто является ее основным противником, или как говорят в разведке, кто стал нашим стратегическим оппонентом, какая страна представляет собой угрозу национальной безопасности.
Именно для реагирования на существующие вызовы президент Украины принял решение создать Комитет по разведке. Это результат анализа мирового опыта, например, в США действует 17 различных разведывательных служб, но их деятельность координируется и анализируется единым аппаратом — директором центральной разведки.
— Каковы цели и задачи Комитета по разведке, каков его статус?
— Комитет, согласно закону Украины, призван помогать президенту осуществлять контроль, анализ, координацию и планирование деятельности разведывательных органов.
Комитет по разведке имеет долгую историю — впервые он был создан сразу после обретения Украиной независимости указом президента Леонида Кравчука. Его первым председателем стал Евгений Марчук, один из руководителей СБУ. Однако до 1995 года комитет реальной деятельности не осуществлял, поскольку СБУ с помощью военной контрразведки и так контролировала военную разведку, оперативные подразделения Госпогранслужбы и влияла на содержание развединформации, передаваемой руководству страны.
В 1995 году президент Леонид Кучма счел необходимым сделать комитет полноценным органом государственной власти. Комитет получил аппарат, бюджет, в его состав вошла разведка СБУ, военная разведка, разведка погранвойск, а также разведка УБОП МВД. В состав комитета входили руководители этих структур, первый заместитель министра иностранных дел, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Владимир Горбулин. Комитет разработал первую в истории Украины Национальную разведывательную программу. До этого разведки работали нескоординировано на национальном уровне, фактически только по указаниям своих руководителей. Комитет начал планировать работу разведслужб, нарезать им функции, обобщать информацию из разных источников и перепроверять эту информацию.
В конце 1997 года комитет начал в ежедневном режиме представлять президенту разведывательные донесения, а также еженедельные разведывательные сводки. Был сформирован единый бюджет разведывательного сообщества. Впервые финансирование разведок начало осуществляться не по бюджету своих ведомств, а отдельной закрытой статьей государственного бюджета. Это дало возможность реорганизовать работу. Когда я возглавил в 1997 году военную разведку, задолженность по зарплате составляла от 3 до 5 месяцев, задолженность по продовольственным пайкам достигала полугода. Сама штаб-квартира Главного управления разведки МО на Рыбальском острове не была принята на баланс Минобороны. Адекватное планирование бюджета позволило поднять уровень окладов сотрудников ГУР МО на уровень окладов спецслужб наших оппонентов. У меня был даже неприятный разговор с начальником Генштаба, потому что оклад майора военной разведки тогда сравнялся с окладом начальника Генштаба на тот период. Это позволило укрепить ГУР квалифицированными кадрами. И очень скоро на стол главе государства стала поступать сбалансированная развединформация из различных ведомств.
К сожалению, в работу комитета вмешались политические факторы. В результате влияния нового председателя СБУ Леонида Деркача в 1999 году деятельность комитета по разведке была остановлена. Монополизация потоков информации привела к очень тяжким последствиям для государства. После ликвидации комитета Национальная разведывательная программа перестала существовать. Как оказалось, в течение нескольких лет была организована "прослушка" кабинета президента. СБУ, которая обеспечивала контрразведывательную защиту и защиту кабинета президента, фактически не справилась с поставленными задачами. Но у президента тогда уже не было комитета, который бы обратил его внимание на проблему.
— А кто тогда отвечал в СБУ за контрразведку?
— Этот вопрос многие годы не дает мне покоя с профессиональной точки зрения. За контрразведку СБУ в то время отвечал генерал Петр Шатковский. После "кассетного скандала" ушел в отставку Деркач. Но Шатковский, который непосредственно отвечал за стратегический провал контрразведки, пошел на повышение и стал первым заместителем начальника СБУ при новом председателе Владимире Радченко. И стал курировать уже не только контрразведку, но и разведку СБУ. Более того, именно Шатковскому было поручено расследовать "кассетный скандал" — с профессиональной точки зрения это был нонсенс.
Так вот, Комитет по разведке существует во всех развитых странах мира, чтобы избежать монополизации информационных потоков от разведорганов к главе государства, чтобы перепроверять информацию из разных источников с необходимой глубиной и параметрами контроля.
— Есть критики, которые указывают на риски превращения комитета по разведке в очередную бюрократическую структуру.
— Я слышал критику со стороны советника главы СВР Николая Маломужа. Маломуж до 2005-го не имел никакого отношения к разведорганам и не работал за границей, а в 2010—2013 годах был советником Виктора Януковича. В КГБ УССР он работал в 5 отделе "по борьбе с инакомыслием" и отвечал за оперативную разработку Киевского национального университета, из которого впоследствии вышли некоторые влиятельные политики, связанные с г-ном Маломужем. Именно эти политики помогали Маломужу сделать карьеру. Но мне странно слышать его выступления в СМИ как якобы эксперта по разведке. Именно Маломуж уничтожил комитет по разведке в 2007 году — как мы видим, это привело к катастрофическим последствиям и дезорганизовало разведсообщество.
— Насколько реально в короткие сроки наладить профессиональное сотрудничество и обмен информацией между разведкой Украины и разведками государств НАТО? Если бы такое взаимодействие было налажено за прошедшие семь месяцев, то, как минимум, мы бы смогли получать оперативную информацию со спутников НАТО в реальном масштабе времени. И доводить координаты передвижения российских войск в Донбассе нашим частям. Это радикально изменило бы характер боевых действий.
— Вы правильно ставите вопрос — сотрудничество должно быть результативным. Но чтобы это сотрудничество стало возможным, есть один рецепт — профессионализм и порядочность. Нам необходимо восстановить взаимодействие между разведорганами, которое мы налаживали в 1995-97 годах. Но при этом нельзя забывать, у каждой спецслужбы — свои государственные задачи.
— Можно ли создать доверие, если на ключевых постах в спецслужбах Украины продолжают находиться сотрудники, назначенные Януковичем и его окружением, если все руководители спецслужб уехали в Москву, причем некоторые из них награждены орденами РФ за уничтожение обороноспособности Украины? Начальник Второго департамента Главного управления разведки Минобороны генерал Остапенко был назначен Януковичем военным атташе в Москве, и сразу после этого назначен на ключевое разведподразделение, отвечающее за обеспечение информацией Генерального штаба.
— То, о чем вы сказали, требует серьезной проверки. Одна из аксиом: офицер, который возвращается из зарубежной командировки, не только из враждебной, но и из дружественной страны, должен находиться в сфере внимания компетентных органов. Это один из базовых разведпризнаков для проведения проверочных мероприятий, и без прохождения этой проверки назначения ни на какие посты недопустимы. Однако мы не должны без всякого анализа люстрировать кадры — мы должны внедрить профессиональные подходы в кадровой политике и строго их соблюдать. Вот давать оценку результатам такой спецпроверки как раз и должен Комитет по разведке. Потому что никто другой просто не может — ведь прокуратура работает только с составом преступления. Что такое система контроля за деятельностью спецслужб, хорошо понимают везде, это было и в СССР. Когда Ельцин поднял архивы, удалось выяснить, что для всестороннего контроля за направленностью оперативной деятельности КГБ существовало около 40 формуляров отчетности. Прокуратура это вскрыть не может, это задача Комитета по разведке.
— Необходимо ли создание сильных внутренних контрразведывательных подразделений в каждой украинской разведслужбе? Чтобы не допускать монополизации не только разведывательной, но и контрразведывательной деятельности? Когда СБУ осуществляет единоличное контрразведывательное обеспечение всех органов власти, это означает контроль всего и полное отсутствие ответственности в критической ситуации. Очевидно, что надо разграничить функции и направленность не только деятельности разведорганов, но и контрразведки как составной части работы всего разведсообщества Украины.
— Безусловно, вы правильно оцениваете проблематику. Украина, наверное, единственная страна, где военная контрразведка находится не в составе Министерства обороны, а в спецслужбе. Национальная контрразведка должна работать в полном объеме. Но первичная функция и ответственность за контрразведывательное обеспечение должны нести сами разведслужбы — это аксиома. И правило, в котором нет исключений, кроме Украины, к сожалению. В состав Комитета по разведке ранее входил зампред СБУ, курирующий вопросы контрразведки, в нынешний состав Комитета планируется также введение контрразведчиков — как минимум на уровне главы департамента контрразведки СБУ.
— Будет ли сделан для президента Украины закрытый профессиональный анализ деятельности всех разведслужб за время военных действий на протяжении последних семи месяцев? Будет ли дана оценка деятельности разведсообщества во время российского наступления под Луганском, Иловайском, в приграничном секторе "Д", анализ низкой эффективности разведслужб, что повлекло большие потери наших войск и снизило эффективность боевых действий?
— Короткий ответ: безусловно, да.
— Должны ли разведслужбы Украины проводить спецоперации по противодействию иностранной агрессии не только на своей территории, но и на территории сопредельных стран? Необходима ли поддержка борцов за независимость и за право на самоопределение угнетенных народов?
— Мы будем защищать нашу страну всеми законными способами.
— Можно ли построить профессиональную систему из наших спецслужб, которые давно превратились в закрытые феодальные княжества, назначения на которые сделаны не столько по профессиональным признакам, сколько по политическим квотам?
— Именно для решения этой задачи президент Петр Порошенко принял решение создать Комитет по разведке. Вы правильно поставили диагноз болезни: спецслужбы у нас — это удельные княжества. Они сами по себе существуют, вне системы контроля. Если руководители спецслужб стоят на государственных позициях — они сами поддерживают координацию. Если они стоят на страже своего закрытого ведомственного пространства и не хотят контроля, то координация им не нужна.
— Ну а теперь ключевой вопрос, который позволит определить успешность или неуспешность проекта создания Комитета по разведке — выделил ли глава государства для вас регулярное время для докладов? В нашей системе ручного управления работает, к сожалению, не процедура, работает только право доступа.
— До сегодняшнего дня не было ни одного случая, когда я просил возможности для доклада президенту, и мне было бы отказано. Ни одного. При этом прошу учесть, что сам проект положения о создании комитета по разведке и штат этой структуры мы, группа бывших работников этого комитета, представим на рассмотрение президенту в ближайшее время, возможно даже завтра, если это позволит график мирных переговоров. Причина пробуксовывания с разработкой и утверждением положения именно та, о которой вы говорили — бешеное сопротивление бюрократического аппарата. В том числе и внутри администрации президента. Поддержка проекта есть только у самого президента Украины. И при его поддержке этот проект последовательно реализовывается, несмотря на все преграды. В 1997 году практика была такой — доклады представлялись президенту по мере необходимости, иногда каждый день, еженедельно делалась обязательная разведывательная сводка. Мы должны обеспечить президента интегральной аналитической информацией, сформированной на основе данных семи различных государственных структур, по всем ключевым вопросам национальной безопасности. Президент будет ставить оперативные конкретные задания, которые будут доводиться до каждого разведоргана, согласно его функциям и возможностям. На сегодня у меня не было случаев, чтобы глава государства Петр Порошенко не принял меня в случае служебной необходимости.
— Какие государственные органы войдут в состав Комитета по разведке?
— По Конституции, окончательный список участников Комитета определит лично президент. Если смотреть на мировой опыт и соотнести его с нашими реалиями, то с моей точки зрения в комитет должны входить: Служба внешней разведки, Главное управление разведки Минобороны, Разведка Государственной погранслужбы, Криминальная разведка ГУБОП МВД, Служба финансового мониторинга, Оперативный департамент Государственной фискальной службы. Кроме того, очевидно, в Комитете необходимо участие помощника президента по национальной безопасности, одного из заместителей министра иностранных дел. Также на решение президента — первый зампред СБУ и первый зампред МВД. В предыдущем составе Комитета в него входил Владимир Горбулин как секретарь Совета национальной безопасности. Президент не ограничен в правах ввести других руководителей в состав Комитета. Это полностью прерогатива главы государства. В других странах мира в состав Комитета входит руководитель службы радиотехнической разведки, но у нас такой отдельной структуры нет.
— Видите ли вы необходимость создания специальной разведывательной службы для ведения радиотехнической разведки, типа американского Агентства национальной безопасности? В Крыму Украина утратила значительное количество станций радиотехнической разведки. Как реагировать государству на эту проблему? Госспецсвязь давно превратилась в контору по продаже лицензий и получению откатов.
— Да, предстоит в рамках Национальной разведывательной программы собрать воедино службы, отвечающие за контроль телекоммуникаций. Во всех странах мира радиотехнические и телекоммуникационные средства государство объединяет в одной руке — это АНБ США, это ФАПСИ в РФ. Такое решение диктует наше время — время современных информационных технологий.
— Как повлияет на разведсообщество принятие закона о люстрации? По некоторым оценкам, 50—70% среднего и старшего руководящего состава в разведорганах подлежит увольнению. Имена и личные данные сотрудников подлежат раскрытию на сайте Минюста — насколько это оправданно с точки зрения режима секретности?
— Закон надо не обсуждать, закон надо выполнять. Закон о люстрации — это результат объективных политических процессов в обществе. Но мое личное мнение таково: этот закон был актуален 20 лет назад. Причем основным принципом люстрации должно стать не то, где ты учился, а то, чем ты занимался на предыдущем месте работы. Даже после 1917 года создание советской разведки происходило с привлечением разведчиков императорской России. Наиболее известным примером является многолетняя служба в советских разведорганах графа Игнатьева — бывшего резидента Российской империи в Париже, которому Сталин присвоил генеральское звание, поскольку профессионализм во многом определяется сохранением преемственности в разведслужбе. Конечно, надо было подходить особенно тщательно к люстрации офицеров пятого идеологического отдела КГБ. Сегодня нам необходим четкий ответ: кто будет люстрировать? Не выплеснем ли мы с водой и ребенка? Насчет секретности — это регламентируется законами Украины, секретность будет обеспечена.
— А разве есть другой механизм, кроме поголовного увольнения руководства разведслужб и подразделений и набора туда на новой основе даже независимо от люстрации? Ведь наши разведслужбы давно развращены отсутствием каких-либо государственных задач — там, по сути, покупали себе хлебные места барыги в погонах, которые шли в спецслужбу, чтобы принять участие в самых грязных и позорных видах бизнеса — в торговле оружием, наркотиками, контрабанде, рэкете, рейдерстве. И искать среди этого аморального болота честных профессионалов можно и нужно, но для начала авгиевы конюшни необходимо расчистить жестко и масштабно. Нужны критерии возврата на должности честных профессионалов, и нельзя допустить, чтобы мерзавцы легко купили себе индульгенцию в виде "участника АТО". Те, кто распродал колоссальные украинские арсеналы за
23 года, обязаны предстать перед судом и не имеют права занимать какие-то должности.
— Вы смотрите в корень проблемы. Ликвидация комитета в 1999 году произошла именно по причине желания бесконтрольно осуществлять торговлю оружием. До 2003 года эту деятельность осуществляла одна организация — Служба безопасности Украины. Военная разведка близко не подпускалась к этому и даже не получала информации. Разведка СБУ искала покупателей, затем военная контрразведка СБУ искала аргументы для министров обороны и начальников Генштаба, почему надо снять с боевого дежурства или хранения вооружение и направить на продажу по копеечным ценам. По должности все эти рычаги и весь процесс были в руках одного человека в стране — первого зампреда СБУ. Как только нас, военную разведку, допустили, в рамках работы комитета к проверке торговли оружием, в течение месяца были приостановлены более чем 30 сделок — не подтвердилась достоверность сертификатов конечного пользователя покупателей оружия. Но потом этот контроль был снова снят… Мы не сможем побороть коррупцию в стране, не поборов, прежде всего, коррупцию в органах государственной безопасности и разведке. Те, кто нанес ущерб обороноспособности, должны быть отстранены от государственной службы. Но люстрацию должен проводить не митинг.
— Сотни сотрудников спецслужб, которые все эти годы распродавали за бесценок украинское оружие в СБУ, "Укрспецэкспорте", "Прогрессе" и других конторах, причастны к государственному преступлению. Я писал в ZN.UA о громком скандале, когда под руководством зампреда СБУ Шатковского была осуществлена контрабандная продажа украинских крылатых ракет в Иран с помощью спецслужб РФ. Будет ли дана оценка всем, кто был причастен к подобным действиям?
— Наш долг дать такую оценку. Моя совесть чиста — это я возбудил дело и вскрыл крупномасштабную схему контрабанды оружия в 2004 году. Был арестован высокопоставленный офицер СБУ, раскрыта международная преступная группа с участием граждан Российской Федерации, направлены запросы на экстрадицию контрабандистов, уволен куратор этой сферы Шатковский. Не моя вина, что при президентстве Ющенко все дела о контрабанде оружия были развалены, господин Шатковский назначен зампредом администрации президента, а ключевой свидетель дела о контрабанде оружия Орлов погиб в следственном изоляторе. Насколько мне известно, Петр Шатковский до сих пор является советником либо генералом для особых поручений при председателе Службы безопасности Украины. Я понимаю, что процесс очищения украинских спецслужб и создания Комитета по разведке будет идти очень нелегко — потому что многие осознают: над ними появится контроль.
— Будет ли Национальная разведывательная программа предполагать реорганизацию разведслужб?
— Это естественный процесс. Главное в разведке — человеческие качества. Сейчас многие профессиональные разведчики, которые предыдущие годы были не востребованы и не хотели участвовать в коррупции, готовы из чувства патриотизма оставить хорошую работу и вернуться на службу государству. Нужны новые подходы. Выполнение разведывательных задач требует определенного уровня материальной защищенности. Для этого нужно сохранять для государства профессионалов, тех, кто дает результат и посвящает свою жизнь служению Отечеству. Безусловно, необходимы изменения. Когда я пришел в СБУ, с удивлением заметил, что на каждого оперативного работника приходилось пять сотрудников из вспомогательных подразделений. Наверное соотношение.
— Игорь Петрович, семь месяцев идет война, а поставки критически важных видов вооружений — дальномеров, прицелов, средств связи, беспилотников, средств защиты осуществляется волонтерами на личном энтузиазме. Никакой развединформации из-за рубежа до АТО не доходит. Означает ли это, что весь аппарат наших зарубежных военных атташе, резидентур и подразделений спецслужб, курирующих военно-техническое сотрудничество, надо в полном составе увольнять за профнепригодность и личную несостоятельность? Неужели они хотя бы закупки по дешевке и отправку диппочтой того, что открыто продается за Западе, неспособны организовать?
— Прошло не так много времени с момента указа о моем назначении. Я не могу судить категорично — мы обязаны дать оценку эффективности работы на выходе и представить этот документ на рассмотрение президента. Доверие народа — это часть информационной безопасности государства, и спецслужбы обязаны серьезно работать над этой проблемой. Но давайте не спешить с огульными оценками, мы обязаны говорить только о фактам. Президент поставил задачу создать Комитета по разведке именно потому, что, как он сказал, его не удовлетворяет работа разведорганов. Все важно, все надо делать еще вчера, все горит, потому что система обороноспособности была серьезно подорвана. Именно поэтому нам необходимы исключительно выверенные системные меры, а не рубить сплеча.
— При главе СВР Ильяшове за рубежом была создана сеть коммерческих предприятий для обеспечения материальных потребностей разведдеятельности. Какова будет их судьба?
— Вся информация будет проверена и получит свою оценку. Один из иностранных дипломатов сказал: "А какие у вас секреты, если все руководство силовых структур в полном составе выехало из страны?". Мы должны построить систему, и в этой системе будет дана оценка всем фактам.
— Почему на ключевых постах в кадровых управлениях украинских спецслужб сохраняются старые кадры, а вместе с ними и опасность утечки информации о нынешней деятельности спецслужб? Например, в СБУ со времен Калинина и Якименко на одном месте находится Александр Коншин. Насколько безопасно сохранять так долго на таких ключевых постах одних и тех же лиц?
— Это вопросы контрразведки. Выскажу личное мнение: общество должно иметь возможность такие вопросы задавать, а государство обязано на такие вопросы отвечать.
— Как создать систему парламентского контроля за деятельностью спецслужб? Может ли быть полноценной реформа разведсообщества без такого контроля?
— Президент искренне делает все для системной организации работы спецслужб. Парламентский контроль — один из элементов такого контроля, это второй уровень контроля, общепринятая норма во всем мире. Я не раз говорил об этой проблеме. Работать над этим должна уже новая Верховная Рада. Однако следует понимать, что после доступа к гостайнам это накладывает особые ограничения и на самих законодателей. При демократии один из главных вызовов для власти — это вопрос доверия к решениям, вопрос прозрачности решений. Потому что информационная безопасность — это краеугольный камень безопасности державы.
Коментарі — 0