Кто навлекает беду на Молдову? Спецоперация ФСБ в самом разгаре
Антиправительственные протесты. К чему Москва готовит Кишинев?
В Кишиневе продолжаются антиправительственные протесты, инспирированные «пророссийской «Партией Шор». В то же время в регионах, как бы оставаясь в стороне, ситуацию расшатывает «Партия социалистов» бывшего президента Игоря Додона. В общем, Кремль, несмотря на негативный украинский опыт, не оставляет своих привычных методов, пытаясь дестабилизировать ситуацию в другой стране изнутри. В ход идут газовый шантаж, пропаганда и политическая коррупция. В результате бенефициары этой спецоперации рассчитывают если не на госпереворот, то на поддержку пророссийских сил во время следующих местных выборов.
Детали – в материале «Главкома» о нынешнем молдавском политическом кризисе.
«Правительство врагов народа» и молдавские «титушки»
Каждое воскресенье, на протяжении более двух месяцев, в Кишиневе проходят антиправительственные демонстрации. За митингами стоит печально известная «Партия Шор», лидер которой Илан Шор, находится в... Израиле, скрываясь от молдавского правосудия. Он в буквальном смысле руководит демонстрациями с экрана телевизора.
Некоторое время, участники протестов располагались под парламентом с палаточным городком. Впоследствии правоохранители разогнали его, и участники начали выходить на улицы с новым «креативом». Например, последний раз «шоровцы» принесли под президентуру похоронные венки и белые хризантемы.
Стоит отметить, что самого Шора обвиняют в причастности к хищениям так называемого «миллиарда» из банковской системы Молдовы. Молдавский суд еще в 2017 году признал Шора виновным, наказав его лишением свободы на семь лет.
После парламентских выборов 2019 года, когда президент Майя Санду с ее сторонниками получили абсолютную власть в стране, «шоровцам» удалось попасть в парламент с шестью депутатами из 101 возможного. Уже в 2022 году Шор, находясь все это время в Израиле, попал в санкционный список США.
Одним из депутатов скандальной политической силы является соратница Шора Марина Таубер, которой, также находясь под следствием и под домашним арестом, удалось стать чуть ли не лицом «шоровских» протестов.
В то время, когда Таубер еще могла лично вдохновлять уличные настроения, она умело руководила толпой, массовыми безумствами, профессионально подогревая ситуацию, пока «большой брат» Илан Шор, обращался к собравшимся с экрана, установленного в центре города.
Молдавские «любимчики Кремля»
А вот за дестабилизацию ситуации в селах и городках взялись социалисты Додона. Замысел понятен: до местных выборов остается всего год, и работа с так называемым «глубинным электоратом» может стать гвоздем в перспективы президента Санду и ее политической силы «Действие и солидарность», которая сейчас имеет в парламенте монобольшинство.
В последние выходные, пока «шоровцы» качали столицу, социалисты Додона с аналогичными лозунгами организовали демонстрацию в городе Сороки, вблизи молдавско-украинской границы. Еще раньше прошел ряд акций на Юге и в Гагаузии, и без того сложном регионе.
При этом, как установили журналисты-расследователи в недавних разоблачениях об участии ФСБ в дестабилизации Молдовы, Москва помогала Додону в местных избирательных кампаниях по меньшей мере трижды. Например, накануне выборов мэра Кишинева в 2019 году (именно тогда соратник Додона Иван Чебан возглавил столицу) в Кишинев высадился десант российских политтехнологов: Леонид Гонин и Владимир Широбоков, которые попали под санкции США. Все они являются подопечными генерала ФСБ Дмитрия Милютина. Согласно тому же расследованию, он является куратором Молдовы в российской спецслужбе.
Проплаченные протесты: цель оправдывает средства
Нынешние протесты отмечаются массовым свозом людей и системными столкновениями. Только во время последней демонстрации в Кишиневе правоохранители задержали десятки молодых людей, которые, по их информации, были наняты для силовых провокаций.
После ареста на местах двух десятков координаторов, которые непосредственно отвечали за финансирование и раздачу денег людям, партия «Шор» попала под пристальное внимание правоохранителей. Но не только. За это время, «шоровцы» и их лидер успели попасть в санкционный список США, после чего парламент Молдовы принял решение обратиться в Конституционный суд с требованием исключить «Шор» из реестра политических партий.
К «шоровским» протестам также присоединился бывший глава генерального инспектората молдавской полиции, лидер движения «Строим Европу дома» Георгий Кавкалюк, который также находится в розыске. В 2021 году по запросу Молдовы Интерпол объявил Кавкалюка в международный розыск. В настоящее время Кавкалюк находится в Лондоне, откуда и присоединяется онлайн к протестам и, как его «собрат» Шор, обращается к толпе с экрана.
Кроме того, известно как минимум еще о пяти новых политических инициативах, которые потенциально могут активизировать свою деятельность в этом году для дальнейшего участия в местных выборах. Одну из которых возглавил вышеупомянутый действующий мэр Кишинева Иван Чебан.
Чебан, которому давно пророчили политическое «повышение», – также в игре. Как поговаривают в политических кругах Молдовы, Кремль давно списал Додона со счетов, но сама «Партия социалистов», лицом которой был бывший президент, до сих пор остается стабильным олицетворением пророссийского курса и советских сантиментов. И вот неожиданно бывший социалист Чебан внезапно стал себя позиционировать проевропейским политиком, анонсировав «Движение национальной альтернативы», которая якобы будет поддерживать евроинтеграцию Молдовы, но и так называемый нейтралитет, за который так ратуют россияне. Если коротко, молдавский «нейтралитет», который действительно прописан в Конституции, используется Кремлем как раз для того, чтобы сдерживать контакты республики вне российского курса и для того, чтобы при любой возможности фактически заткнуть политиков, если какое-то их заявление противоречит эфэсбэшно-кремлевским методичкам.
Россия плодит альтернативные политические проекты в Молдове для создания патовой ситуации на всех уровнях
Таким образом, характер протестов, то, как организаторы идут ва-банк, а также появление неожиданных «проевропейских» игроков, которые почему-то лоббируют фейковый нейтралитет, свидетельствует о том, что «шоровцы» скорее выполняют грязную работу, уничтожая рейтинг провластной силы и доводя градус эмоций до уровня истерики.
Передел медиарынка
Отдельно стоит обратить внимание на то, что происходит на медиарынке Молдовы, точнее в его пророссийском сегменте. Телеканалы Primul и Accent TV из Молдовы, ранее подконтрольные социалистам, сменили генерального директора и получили нового владельца. До этого двумя телеканалами владел сын бывшего генпрокурора России Игоря Чайки, партнера брата экс-президента Игоря Додона Александра Додона. Сейчас компанией, которая владеет лицензиями на вещание обоих телеканалов, владеет некая Арина Коршикова. Молдавские журналисты выяснили, что Коршикова уже давно связана с «шоровцами». Еще в 2015 году она была одной из тех, кто спонсировал предвыборную кампанию Илана Шора. А еще раньше, Коршикова засветилась в банковском скандале: ее компания Diafan владела 4,96% акций в подконтрольном Шору Banca Sociala, который в итоге был разворован через аферу, известную в медиа как тот самый похищенный «молдавский миллиард».
Кроме того, телеканал TV6, который и до этого был рупором Шора, теперь будет ретранслировать на территории Республики Молдова контент российского телеканала НТВ. Ранее это право принадлежало телеканалу, связанному с окружением бывшего президента Игоря Додона. Поэтому Шор в ближайшее время весьма вероятно может занять место кремлевского любимца, сменив Додона, или, по крайней мере, выполняя грязную работу кремлевских заказчиков.
То есть Россия фактически на данном этапе плодит альтернативы для создания патовой ситуации на всех уровнях.
Что может сделать Кремль в Молдове: три сценария
Динамика массовых протестов, организованные провокации, столкновения с правоохранителями, систематические нападения на журналистов, массовая скупка участников, призывы лидеров протеста организовать параллельное правительство свидетельствуют о том, что Россия не оставляет план устроить в Молдове «государственный переворот» или хотя бы перезагрузку политической системы, как это удалось в 2016 году после конституционных изменений, когда к власти пришел пророссийский президент Игорь Додон.
В таких условиях вероятны три основных сценария:
- Силовой захват власти по сценарию 2009 года. Об этом говорит увеличение количества столкновений во время протестов: количество молодых людей, которые нанимают «шоровцы» именно для таких провокаций, растет.
- Политическая перезагрузка по сценарию 2016 года через изменения в законодательстве, которые будут препятствовать проевропейскому курсу или блокировать процесс принятия решений в стране. До этого президента Молдовы избирали в парламенте и действующая система государственного аппарата была заточена именно на такую модель. После тех самых конституционных изменений и начались разговоры о том, что «никто ни за что не отвечает», а вот россияне получили очередной инструмент манипуляций молдавскими политиками: когда Додон президент, который «ни за что не отвечает»у, то, конечно, он может что-то сделать в стране, а вот, когда уже Санду «ни за что не отвечает», то это уже «непрофессиональная команда». Такая же история и с нейтралитетом. И, кстати, именно Партия социалистов в начале полномасштабного вторжения пыталась протащить в молдавский парламент так называемый законопроект «О нейтралитете», который должен был стать очередной бомбой замедленного действия для баланса власти в республике.
- Усиление пророссийских партий на местных выборах 2023 года откроет возможность для более широких перспектив во время парламентских выборов-2024 и продвижения интересов РФ через проникновение в государственную систему. Именно поэтому, в регионах в борьбу активно включились социалисты, которые, с одной стороны, подыгрывают «шоровцам», а с другой – ведут свою кампанию, оставаясь без преувеличения, кремлевской «прокладкой» в Молдове. В рамках этого замысла режиссеры эксплуатируют сепаратистские настроения, создавая кризисы в регионах. Именно это происходило летом в Гагаузии, и именно поэтому, «додоновцы» устраивают сейчас митинги на Севере – в регионе, который также является довольно сложным и где проживает в основном русскоязычное население и любители «советского прошлого».
При этом нарративы этих протестов могут показаться очень знакомыми для украинского читателя, который вдоволь насмотрелся медведчуковских телешабашей: «социальный геноцид, развязанный властью», «травля мэров» и тому подобное.
Реакция власти на все это есть, но явно слабая. Недостаточно, так сказать, проницательная. Как раз действия со стороны силовиков продемонстрировали, что президент Санду может сильно дать сдачи, но обеспечить действенные контрмеры ей пока не удалось.
Противодействие провокациям со стороны правоохранителей, конечно, более чем необходимо. Однако в условиях тотальной пропаганды, передела медиаактивов среди прокремлевских групп и откровенно неприкрытых стратегий по компрометации отдельных политиков, правительство, депутаты и ведущая сила так и не смогли выстроить эффективную коммуникацию с населением, изолировавшись в кабинетах. К сожалению, этот тренд является характерным признаком молдавской политической традиции долгие годы.
Для недовольства в стране объективно существуют реальные причины: инфляция, дефицит электроэнергии из-за шантажа со стороны Приднестровья, истощение из-за миграционного кризиса, ситуация в Приднестровье и тому подобное. Кишинев пошел по пути изменения законодательства, которое расширяет права правоохранителей во время демонстраций, но проблема на самом деле не в демонстрациях, а в тех, кто их провоцирует...
Марианна Панькив, «Главком»