Подводные камни «зернового коридора»
Соглашение о разблокировании украинских портов: измена или победа?
В конце прошлой недели в Стамбуле было подписано соглашение с довольно хитроумным названием – «Инициатива безопасной транспортировки зерна и продуктов питания из украинских портов». Эта двухуровневая договоренность с участием четырех сторон (трех стран и ООН) должна была стать первым шагом к разблокированию морского экспорта украинской зерновой продукции. «Главком» выяснил, когда реально может начаться вывоз зерна, и что именно для этого необходимо сделать на практике.
Здесь, кстати, следует отметить, что Украина является прямым конкурентом России в плане экспорта зерновых культур, а особенно пшеницы. И ограничение вывоза украинского зерна для страны-агрессора крайне выгодно с экономической точки зрения.
Буквально на следующий день после того, как страна-агрессор подписала зерновое соглашение, она нанесла ракетный удар по Одесскому морскому торговому порту, подтвердив тем извечную истину – договоры с Россией не стоят даже той бумаги, на которой написаны.
Впрочем, в самом документе есть лазейка, которую гипотетически может использовать агрессор. С одной стороны, согласно соглашению, «Стороны не будут совершать никаких нападений на торговые суда и портовые сооружения, участвующие в этой инициативе». С другой – «Перед началом операции будет создана координационная структура». То есть российская сторона, в принципе, могла бы настоять на том, что операция по вывозу украинского зерна еще не началась (координационная группа не создана), и поэтому пока можно немного побомбить.
Однако Кремль, необходимо подчеркнуть, вообще решил не утруждать себя какими-либо объяснениями, и просто заявил, что к обстрелу Одесского порта… не имеет никакого отношения. Наверное, теперь следует ожидать заявления, что это сделали, скорее всего, мирные рыбаки Балаклавы, а ракеты «Калибр» можно купить в любом сельмазе.
Россияне за бортом
Украинские порты попали в морскую блокаду с 12 февраля 2022 года, когда Россия под предлогом военно-морских учений, в которых участвовало более 30 кораблей, закрыла для судоходства практически всю северо-западную часть Черного моря. С первых дней активной фазы войны агрессор начал открыто атаковать нейтральные торговые суда, которые находились на рейдах украинских портов возле Одессы (или в них направлялись), и в результате побережье Украины было полностью заблокировано с моря.
Акватория Черного моря по состоянию на 22 февраля 2022 года
Оккупированные морские акватории Украины в Черном и Азовском морях составляли около 100 тыс. км2 – это равняется площади Южной Кореи или Исландии. В портах Черного моря было заблокировано 56 торговых судов из 16 стран мира. В частности, в Черноморске до сих пор заблокировано 19 судов, в Николаеве – 17, в Одессе – 10, в порту «Южный» – 6 и в Очакове – четыре.
Порты Украины
На порты Южный, Одесский и Черноморский приходится около 70% всего отечественного морского экспорта. Порт Николаева и «Ольвия» (находящийся на краю города), которые совместно обеспечивали более 20% перевозок, в сделку не попали – театр боевых действий рядом и добираться до начала гуманитарного коридора, который должен начинаться в Одессе, судам крайне опасно.
Следует отметить, что требования, которые при обсуждении соглашения выдвигала РФ, были откровенно наглыми – присутствие в украинских портах российских наблюдателей, прекращение украинского контрнаступления на Херсон. В итоговом документе они были проигнорированы. Россиян, можно сказать, «бортанули»: контроль над портами полностью остается исключительно за украинской стороной, ни о каком временном перемирии (в течение которого враг может укрепить свои силы) речь не идет.
Для того чтобы в украинские порты могли заходить только иностранные торговые суда, будет проходить постоянный мониторинговый контроль из Стамбула. Корабли и катера Черноморской флотилии РФ к портам подходить не смогут – будет сформирована зона безопасности. Впрочем, с момента потопления крейсера «Москва» российские корабли и так стараются не приближаться к украинским берегам ближе, чем на 280 км – зоны поражения противокорабельных ракетных комплексов «Нептун» и «Гарпун».
Единственное, что разрешено стране-агрессору – это участие в осмотре балкеров – специализированных судов для перевозки насыпных грузов, входящих или выходящих в турецкие проливы (Дарданеллы и Босфор). Россияне делают вид, что боятся – а вдруг сухогрузы, которые пойдут со стороны Европы, будут не пустыми, а с оружием. И еще ослабление для РФ – вхождение ее представителя в Совместный координационный центр под эгидой ООН.
По словам участника украинской делегации на переговорах, заместителя министра инфраструктуры Юрия Васькова, работа над вывозом украинского зерна должна начаться в ближайшие три-четыре дня.
«Первый шаг, – сказал чиновник, – создание и укомплектование координационного центра в Стамбуле».
Но учитывая, что Инициатива по безопасной транспортировке зерна была подписана вечером в пятницу, а затем начались выходные, то отсчет «трех-четырех суток» начинается с понедельника 25 июля. И, таким образом, Совместный координационный центр, в который войдут представители от Турции, Украины и России, в лучшем случае будет создан до конца июля.
Когда начнется вывоз зерна
После работы координационного центра начнется самый сложный этап – создание гуманитарного коридора. Им из Одессы в территориальные воды Турции в районе Босфора (и обратно) будут курсировать балкеры. А для этого потребуется работа тральщиков – кораблей, задача которых – разминирование акватории.
Приблизительный маршрут гуманитарного коридора
Что касается расчистки выходов из Одессы, Черноморска и Южного от минных заграждений, то здесь особых проблем не возникает – в составе военно-морских сил Украины есть рейдовый тральщик «Геническ». А тральщики такого типа как раз и предназначены для расчистки гаваней, рейдов, прибрежных фарватеров и внутренних водных путей.
Но главная проблема – коридор от портов до Босфора. Как рассказывает в разговоре с «Главкомом» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Александр Коваленко, сразу после начала войны агрессор заминировал акваторию Черного моря, чтобы повлечь за собой, на всякий случай, возможный подход к берегам Украины кораблей НАТО. «Всего было использовано около 500 старых советских якорных морских мин, хранившихся на складах в аннексированном Крыму. Они в достаточно плачевном состоянии, срываются с минрепов (тросов или цепей для крепления), и сейчас могут бродить где угодно, являясь угрозой для судов», – объясняет эксперт.
Расстояние от Одессы до территориальных вод Турции составляет по прямой около 600 км, а ширина гуманитарного коридора должна быть не менее двух км. Ширина балкера грузоподъемностью 100 тыс. тонн (именно такие используются для вывоза зерна из Украины) составляет около 40 метров, слева и справа на расстоянии не менее 500 метров должны идти тральщики (на случай – а вдруг неожиданно произойдет бешеная мина), а от них еще минимум 500 метров протравленной территории.
Для расчистки коридора такой площади, по мнению Александра Коваленко, потребуется минимум неделю. И для этого потребуется работа уже не рейдовых, а морских тральщиков. Пять таких находятся в составе Черноморской флотилии РФ, но они, согласно соглашению, не имеют права участвовать в разминировании.
По четыре тральщика нужного типа есть у военно-морских сил Болгарии и Румынии, а согласно договору при необходимости для разминирования могут привлекаться корабли других стран. Правда, с согласия сторон. То есть, Турции, Украины и России. Вопрос – согласится ли Россия, пожалуй, риторический.
Впрочем, работу по разминированию гуманитарного коридора Турция как одна из сторон договора может сделать самостоятельно. Но в любом случае это минимум неделя работы, с момента создания Совместного координационного центра. То есть опять же, в лучшем случае, первый балкер с украинским зерном отправится из Одессы не раньше 7 августа.
Мина под зерновое соглашение
По оценкам Министерства инфраструктуры Украины, деблокада морских портов позволит вывозить более 3 млн. тонн зерна в месяц, что обеспечит ежемесячно около $1 млрд. валютной выручки. Но, к сожалению, в тексте договора еще одна «подводная мина», которая может полностью поставить крест на выполнении соглашения.
Дело в том, что согласно договору во избежание каких-либо провокаций к балкеру с зерном, идущему по гуманитарному коридору, не имеют права приближаться ни один военный корабль, самолет или беспилотник. А если что-то произошло, то «Стороны предоставят необходимую помощь экипажу или проведут проверку гарантий безопасности».
То есть если в мирный сухогруз попадет неизвестно чья крылатая ракета «Калибр», или торпеда из неизвестной подлодки, то координационный центр, конечно, потом разберется. Но кому от этого станет легче? Уж точно не экипажа балкера.
«Для полноценного обеспечения безопасности сухогруз с зерном должен сопровождать полноценный военный конвой. Как минимум, в него должны входить тральщик, противолодочный корабль и корвет. Но все это должно быть четко прописано в договоре», – говорит Коваленко.
Но о чем можно говорить, если РФ уже ударила ракетами по порту Одессы и считает, что этим не нарушила соглашение о гуманитарном коридоре? Мол, российская сторона не обязывалась избегать атак по частям украинских портов, которые не используются непосредственно для экспорта зерна.
Как теперь должны чувствовать себя владельцы балкеров? Рискнут ли они пуститься в таких условиях в одиночное плавание?
Между тем, для выхода на экспортные рынки российского зерна все пути открыты.
Андрей Кузьмин, «Главком»
- Деблокада украинских портов: о чем договорились в Стамбуле
- Сражение за урожай. Украинские аграрии попали в котел
- Зерновое соглашение: победителем в войне Путина может стать Эрдоган
- Руководители России одной рукой подписывают соглашение, а другой – его нарушают
- Путин обманул не только Запад, но и своих союзников из Китая