Субботнее заседание Верховной Рады откровенно удивило и стало последним на этой сессии.
О том, что на выходных в парламенте будет жарко, стало понятно еще в пятницу вечером, когда закрутились две неожиданные интриги. Во-первых, Кабмин направил постановление об увольнении Нестора Шуфрича, а потому на субботу намечалась развязка этой кадровой комбинации. Во-вторых, коммунисты и литвиновцы «взбунтовались», и на последних минутах работы парламента, когда Янукович уже праздновал день рождение на даче, вместе с оппозицией убрали из законопроекта о референдуме норму о возможности отмены политреформы. Для этого даже сам спикер на несколько минут вернулся в сессионный зал.
Утро субботы для многих регионалов было тяжелым. Некоторые так хорошо отпраздновали день рождение своего лидера, что попасть в Раду вовремя было не просто. Несмотря на это, на первых же минутах заседания коалиция решила судьбу Нестора Ивановича, хотя опального министра в зале и не было. Постановление докладывал первый вице-премьер Андрей Клюев, он же, по словам депутатов, позже «разруливал» ситуацию с законом о референдуме.
Шуфрича уволили, но вот кто его заменит, осталось загадкой. Депутаты единоцентристы в один голос заявили, что в коалицию идти не собираются, а сам Виктор Балога опроверг информацию, что именно он станет главой МЧС. Регионалы, которые днем ранее в частных беседах подтверждали перспективу назначения Балоги, не смогли сказать, почему за ночь все переиграли. Но за них это сделал сам Шуфрич, заявив на пресс-конференции, что кандидатура Балоги была резко отвергнута Блоком Литвина и комунистами.
Эти же фракции устроили и другую интригу дня – устоят ли они до конца, сливая закон о референдуме? После отставки Шуфрича Верховная Рада продолжила рассмотрение поправок к этому документу. Уже первые голосования дали понять, что планы команды Президента провести 31 октября референдум накрываются медным тазом. Все поправки от Партии регионов, которые были учтены комитетом, в сессионном зале не прошли – Литвин и коммунисты голосов за них не дали. А поправка оппозиции, полностью выключающая статью о принятии Конституции на референдуме, набрала аж 237 голов. В это время казалось, что регионалы растерялись и не знали что делать. Такую Партию регионов при Президенте Януковичу видеть еще не приходилось. Поначалу они еще голосовали за свои поправки, но чтобы не позориться, набирая всего 170 голосов, выключились из процесса. Александр Ефремов в кулуарах нервно пытался объяснить журналистам, что даже если закон о референдуме и не пройдет, то изворотливые юристы Президента все равно найдут способ усовершенствовать Конституцию.
Оппозиционеры крайне осторожно проявляли оптимизм. Им с трудом верилось, что Литвин и Симоненко устоят до конца и не откажутся от своей позиции. Бютовцы предполагали, что Янукович проведет с ними беседу, и в последний момент коалиция отменит все оппозиционные поправки, проголосовав закон в нужной для Януковича редакции.
Но удача слегка улыбнулась оппозиции. Даже первый вице-спикер Адам Мартынюк в этот день в свойственной ему манере издевался не над меньшенством, а извергал сарказм в сторону регионалов. Рассматривая одну из поправок, на замечание из сектора фракции Партии регионов он изрек феноменальную фразу. «Давайте исходить из того, что я трактую этот закон правильно», - сказал, как отрезал Адам Иванович, бодренько агитируя свою фракцию поддержать поправку Юрия Ключковского.
Как будто бы специально нагнетая ситуацию, во время обеденного перерыва на канале «Рада» показали фильм о конституционной ночи 1996 года. Он стал настоящей алюзией на происходящее в сессионном зале в этот день - пламенные речи о защите Конституции, просьбы Евгения Марчука не дать Кучме вынести свой вариант Основного Закона на референдум и призывы покойного Михаила Сироты к депутатам взять на себя ответственность за судьбу государства. Фильм был очень в тему, десятки депутатов из разных фракций так и простояли перед экранами весь перерыв.
Момент истины настал около часа дня. В сессионный зал пришел Литвин и пригласил лидеров фракций посовещаться. Казалось, вот сейчас их там и «уламают». Но, как потом рассказывал один из депутатов, уговоры по телефону крайне не эффективны, а Виктор Янукович уже в Крыму гудел по поводу дня рождения. Коммунисты с литвиновцами не дали возможности Президенту отменить политреформу на референдуме и зарезали законопроект – его рассмотрение отложили на осень, а это значит, что референдума 31 октября уже точно не будет. Инстинкт самосохранения у них сработал - мелкие коалиционные фракции показали, что пока они еще что-то решают.
Оппозиционеры ликовали, открыто празднуя первую победу над Виктором Януковичем. Правда, повод для оптимизма был не у всех. После обеда среди депутатов прошла информация, что Виктор Федорович в последний момент решил добавить ложку дегтю в бочку меда многих амбициозных оппозиционеров. Дело в том, что несколькими днями ранее регионалы приняли решение пустить на местные выборы партии, которые зарегистрированы меньше чем за 365 дней до голосования. Также они согласились позволить мажоритарщикам и кандидатам в меры самовыдвигаться без участия партий. Соответствующие поправки к закону о местных выборах во вторник подал глава фракции Партии регионов Александр Ефремов. Стоило видеть, как этому в последние дни радовались Арсений Яценюк, Вячеслав Кириленко, Павел Жебривский и Анатолий Гриценко. Но в последний момент профильный комитет отклонил поправки, хотя его полностью контролирует коалиция.
Еще недавно такой веселый, после обеда Яценюк уже принимал соболезнования коллег по фракции. Многие подходили к нему, хлопали по плечу и говорили «что поделаешь»... Жебривский расстроился и еще до рассмотрения закона о местных выборах ушел из парламента, а Кириленко, осознав, что его «За Украину!» выключили из избирательного процесса, кричал о неконституционности действий власти.
В БЮТ не особо расстроились такому повороту событий. Даже наоборот – коалиция убрала прямых конкурентов на выборах, и теперь «Батькивщина» сможет без лишней конкуренции собрать оппозиционный электоральный урожай. Правда, о том, кто именно был инициатором заднего хода от коалиции, мнения у депутатов разделились. Одни утверждали, что это Президент, другие кивали на Владимира Литвина. Мол, это он выставил такой ультиматум. Логика в этом действительно есть – лишние оппозиционеры Тигипко, Яценюк и компания потоптались бы и по литвиновскому электорату.
Как бы то ни было, коалиция договорилась поступать именно так, а потому принятие закона о местных выборах стало делом техники. Представители БЮТ, или партия «Батьківщина», как себя сейчас представляют многие депутаты из этой фракции, перед рассмотрением закона о выборах покинули зал. Конечно, они придумали пафосный предлог – мол, не хотят участвовать в принятии антинародного закона. «Не покидайте поля боя!», - нервно призывал бютовцев остаться в сессионном зале Вячеслав Кириленко. Но у тех были иные планы. Фактически, отозвав все свои поправки к закону о выборах, они спокойно отправились отдыхать.
Рассмотрение закона было формальностью. Депутатам даже не роздали сравнительных таблиц ко второму чтению. Депутат Иван Заец было побежал в секретариат за документом. Но там ему отказали, сославшись на то, что напечатано только 30 копий. На замечания, что депутаты голосуют в слепую, Литвин на полном серьезе ответил: «Со следующей сессии ходите на заседания с компьютерами, будем экономить на бумаге».
Конечно, нунсовцы еще несколько часов помучили коалицию своими поправками к закону о выборах, но ближе к девяти вечера представление с тысячами обреченных на провал голосований закончилось. Кармазин и компания сдались, и закон приняли 259 голосами «коалиции тушек». Депутаты послушали национальный гимн, Литвин закрыл сессию, и все разошлись на долгожданные каникулы.
Кстати, во время голосования за новый закон о выборах разразилась страшная гроза. Как и при принятии изменения к закону об основах национальной безопасности и обороны, вчера из-за молнии в Верховной Раде на несколько минут погас свет. Может, это знак, но нынешняя властная команда особым суеверием не отличается.
Субботние события в парламенте можно оценивать по-разному. С одной стороны, оптимисты из оппозиции намекали на начало конца нынешней коалиции. Мол, уже осенью во властной команде будут серьезные конфликты. Но более прагматичные депутаты утверждали, что ситуация с законом о референдуме ничего серьезного не означает. «Милые бранятся, только тешатся», - шутил один бютовец, намекая, что вся история с референдумом была хорошей дымовой завесой для более серьезных вещей.
Но изменения точно будут. Ситуация с увольнением Шуфрыча доказывает, что правительство осенью хорошенько потасуют. Он сам признался, что его место, как и посты некоторых других министров, расчищаются для усиления коалиции. Но зачем было так спешить с увольнением Шуфрича? Ведь министерство осталось без своего главы в разгар стихии на юге и западе страны, а до осени парламент нового министра не назначит. Разве так поступает ответственная власть и умный Президент? Что же, спишем это на его день рождение и занятость более важными делами.
Если Янукович таки спохватится по поводу пустого кресла главы МЧС или кадровые решения созреют раньше осени, то, в принципе, всегда можно провести внеочередную сессию. Правда, стоит это удовольствие не мало, но если Президент захочет, то так тому и быть. Под шумок и закон о референдуме могут вытянуть, если Янукович проведет воспитательную работу с Литвином и Симоненком. А потому вполне возможно, что все лето будем жить в ожидании «законодательного праздника».
Кстати, о том, что перемены таки грядут, свидетельствует еще одна мелкая деталь. Коалиция отказалась лишать мандатов депутатов из последней волны кадровых назначений. Целый месяц регламентный комитет пытался рассмотреть этот вопрос, но по команде свыше его глава регионал Владимир Макеенко несколько раз срывал принятие решения. Девять совместителей из трех коалиционных фракций останутся на своих местах до осени, а мандат оставят, как страховку на случай грядущих кадровых изменений.
Коментарі — 0