История партии «Наша Украина» проста, как слова песни «Оранжевое небо»:...
История партии «Наша Украина» проста, как слова песни «Оранжевое небо»: на первом съезде она во всеуслышание заявила о своем создании, а на каждом последующем – проводила обновление, очищение и перестройку. Сегодня «нашеукраинцы» решили не нарушать сложившуюся традицию и в очередной раз пошли «в последний и решительный бой». Полководцем по такому случаю был избран Валентин Наливайченко – человек, вступивший в «Нашу Украину» «аж» две недели назад, зато всегда разделявший партийные ценности. К слову, такое в истории «Нашей Украины» уже тоже было…
Приход экс-главы СБУ к рулю «Нашей Украины» был секретом Полишинеля уже довольно давно: в истории Украины крайне мало примеров, когда государственный деятель такого ранга после отставки создавал «просто» общественную организацию и не шел в политику. К тому же, и сами видные «нашеукраинцы» не делали особого секрета из переговоров с Валентином Александровичем.
Именно персона нового руководителя была предметом оживленных обсуждений делегатами съезда перед началом мероприятия. Сходились в основном на том, что Наливайченко хоть и является классическим «парашютистом», кандидатурой, спущенной в низовые организации «сверху», но лучше уж такой лидер, чем никакого. Потому что анархия и безвременье – это самые мягкие описания послевыборной атмосферы в «Нашей Украине»…
Впрочем, меняй лидера или не меняй – характерные черты «самой демократичной партии в Украине» остаются неизменными, и Наливайченко придется с этим считаться. Сегодня, к примеру, проблемы у организаторов съезда начались еще до начала мероприятия: оказалось, что Николаевская область выслала на съезд сразу две свои делегации. Всему причиной конфликт между местными партийцами, раздуваемый отдельными представителями центрального руководства, не желающими передавать бразды правления в партии Наливайченко. Компетентные партийные органы, посовещавшись, решили не допускать участию в съезде обе делегации, то есть проблему вроде как решили, но осадочек-то остался…
Продолжились дискуссии и во время обсуждения первого вопроса нынешнего съезда – принятие в ряды партии новых членов. Островки недовольства в зале возникли еще при голосовании за экс-бютовца Григория Омельченко. Он пришел в зал, блистая Звездой Героя Украины на лацкане пиджака – звание, поговаривают, обеспечила ему раскрутка «дела о депутатах-педофилах» накануне минувших президентских выборов. Собрать большинство голосов в свою поддержку ему удалось без труда, однако некоторые рядовые делегаты голосовали за него нехотя. «Не люблю перебежчиков», – держа мандат на уровне подбородка, прошептала женщина с лицом матерого партийца своему соседу. «Так это же к нам!» – попробовал возразить ей собеседник. Свой мандат он держал в вытянутой руке, ему совестно за голосование не было. «Какая разница», – вздохнула его коллега.
Если прием в партию экс-пресс-секретаря Президента Ирины Ванниковой и его спичрайтера Данила Лубкивского тоже не таил в себе никаких интриг, то единогласного голосования за бывшего министра культуры Василия Вовкуна не получилось. Замглавы крымской парторганизации объявил его ответственным за закрытие единственной украинскоязычной газеты полуострова. Оправдания Вовкуна возымели действие – в партию его таки приняли, однако против-то проголосовали почти двести делегатов, недовольных «антигосударственной» позицией экс-министра…
«Аналитика в партии хромает на обе ноги, – позже рассказал «Главкому» один из представителей его аппарата. – Эту ситуацию предсказать можно было бы легко, но просто некому этим заниматься!»
С горем пополам разобравшись с желающими вступить в партию, съезд наконец-то приступил к заслушиванию спича Виктора Ющенко. В нем экс-глава государства наконец (спустя полгода после выборов) назвал имя виновного в своем фиаско в ходе президентских выборов. «В 2010 году проиграл конкретный человек, проиграл я. И точка. Я хочу сказать, что не проиграли вы, не проиграли миллионы украинцев», – обратился он к однопартийцам. Поскольку Виктор Андреевич нечасто признает собственные ошибки (да и то, как правило, у этих ошибок имеется конкретная фамилия – Тимошенко), делегаты отреагировали на такое признание одобрительным выдохом.
Впрочем, трагедии из своего поражения Ющенко делать не намеревался. «Каждое поражение если не убивает тебя, то делает сильнее», – описал он свое состояние фразой, которую чаще всего используют в своих профилях в сети «Вконтакте» законченные лузеры.
Что дает Виктору Андреевичу основания верить в лучшее? Во-первых, искренняя вера в то, что миллионы украинцев «рано или поздно во всем разберутся и не захотят жить в гестапо, в резервациях, под ногой оккупанта или в объятиях лжи» (Юлию Тимошенко и Виктора Януковича по фамилиям Ющенко называть не решился).
Во-вторых – такая же неисчерпаемая вера в оппозиционный потенциал «Нашей Украины». «Украинский человек не должен бояться пигмеев, лакеев, которые не стоят ни мизинца на его руке. Они суть пыль на нашей дороге», – под аплодисменты зала сказал Ющенко.
В-третьих – уверенность в том, что «Нашей Украине» таки удастся провести внутренние реформы. Сообщив, что все руководящие органы партии подали в отставку, экс-Президент очертил логику дальнейших шагов реформирования своей политсилы: «Мы должны сделать все, чтобы в партию пришли новые люди, не обязательно молодые. Новая команда должна организовать партию на новый диалог с обществом. И наше слово в этом разговоре должно быть весомым и содержательным… Мы должны предложить слово и дело, которые мобилизируют нашу украинскую громаду. Сегодня – новое начало в жизни партии».
«Я верю в победу. Все впереди!» – оптимистично закончил свою речь Ющенко.
Сказать, что все эти тезисы уже звучали на предыдущих съездах партии, – означало бы не сказать ничего. Однако рекомендация съезду избрать главой политсовета «Нашей Украины» Валентина Наливайченко оставляла делегатам надежду на то, что хоть что-то в их политсиле да изменится…
Затем съезд приступил к обсуждению спича Ющенко. Как и следовало ожидать, делегаты выражали поддержку услышанным тезисам и уверяли сами себя, что будущее Украины – действительно за их политсилой.
Особо понравилось делегатам выступление экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко. Он вступил в «Нашу Украину» всего две недели назад и теперь чувствовал себя вправе учить однопартийцев жизни. Огрызко посоветовал видным «нашеукраинцам» извиниться перед избирателями за свои просчеты на протяжении последних пяти лет, вылезти из своих мерседесов и поехать в райцентры – общаться с людьми, вникать в их проблемы. Видные нашеукраинцы обрадовались и похлопали Владимиру Станиславовичу.
Тут кто-то из зала выкрикнул, что с выступлениями пора заканчивать: мол, время поджимает. Возвражений вроде как не было, но поскольку через два человека в списке выступающих значился Валентин Наливайченко – уже практически руководитель партии, зал проголосовал за то, что все-таки выслушать своего без пяти минут лидера.
Валентин Александрович был краток – сразу же заявил, что партию ожидает реформирование. По его словам, Украина для партии – это не территория, а родная земля, и украинцы с нее ни за что не уйдут. «Наша Украина» имеет все возможности защищать каждого украинца, наш язык, историю, культуру и украинский бизнес», – поинформировал он собравшихся. «Понимая, кто является агрессором на нашей земле, мы четко понимаем, что надо делать», – заверил он нашеукраинцев и призвал их к активным общественным протестам против агрессивных действий власти. А в конце: призвал всех бороться с распространением так званого «русского мира». Все слова Валентина Александровича зал встречал овациями, и было понятно, что избрание его главой совета партии – дело решенное.
Однако «Наша Украина» не была бы «Нашей Украине» если бы выступления закончились на этой оптимистической ноте. На протяжении минут пятнадцати делегаты спорили, стоит ли давать слово представителям одной из уже упомянутых «нелегитимных» николаевских делегаций, а потом – примерно столько же выслушивали подробности конфликта в их рядах…
«Вера Ивановна, у нас поезд в 16.30, давайте как-то быстрее все решать», – в конце концов взмолился к президиуму представитель крымской делегации. Впрочем, после того, как эти же люди задержали работу съезда возражениями против членства в партии Владимира Вовкуна, пенять им было не на кого.
Впрочем, даже решение ознакомиться с отчетом Веры Ульянченко о работе политсовета за последние полтора года в письменной форме не спасло опаздывающих на поезд. Главная дискуссия этого дня только начиналась – речь зашла об избрании нового политсовета партии. Слово с места взял Ющенко и озвучил схему формирования главного органа «Нашей Украины»: по три представителя от каждой региональной организации, все народные депутаты, главы облсоветов, руководители облорганизаций и еще часть представителей верхушки партии, которых должна была быть треть. Всего состав политсовета партии должен составлять 140 человек.
Но, как известно, кадры решают все, и претендентов попасть в политсовет было больше, чем мест в ней. Первым на трибуну выбежал представитель Закарпатья и возмутился, почему это в тройке от их области есть нардеп Станислав Аржевитин, – ведь он должен идти по депутатской квоте. Короче говоря, катавася после этого поднялась страшная, ведь подобная ситуация была у Волынской, Ровненской, Львовской и Ивано-Франковской делегаций.
В разгар дискуссии свои пять копеек решил вставить Юрий Ехануров, руководитель киевских нашеукраинцев. Он поддержал идею дать областям с депутатами дополнительное место в политсовете и предложил исключить из него представителей центрального исполкома, которые получают за работу зарплату. Предложение было явно не по душе Уляьнченко, и она попыталась указать на его абсурдность Еханурову. Тот уже было отошел от микрофона, но при ее словах подбежал к нему, и нервно крикнул: «Вера Ивановна, а вас попрошу не комментировать мои предложения! И вообще, после результатов выборов вы вообще не имеете никакого права вести этот съезд!» В зале прокатилась волна оваций, а Ульянченко лишь отмахнулась: я, мол, здесь исполняю чисто технические функции.
Заявления Еханурова о том, что кто-то в этой партии все еще получает зарплату, еще больше взбудоражило зал. «Нам полгода не платят зарплату, и нам из-за этого в Совет партии нельзя?» – кричал представитель Днепропетровска. О том, где и кому столько не платят, зашептался весь зал.
Видя, что происходит, Вера Ивановна поставила на голосование первое предложение Еханурова: дать областям с депутатами по дополнительному члену в политсовете. Зал Еханурова поддержал.
Чтобы не нарываться на скандалы, Ульянченко было уже решила поставить на голосование и предложение убрать из Совета людей, получающих зарплату в исполкомах партии. Но тут в ситуацию вмешался Ющенко. «Я считаю, что это не правильно», – сказал он делегатам. Из зала послышалось: «Правильно, правильно!» Настолько откровенно перечить Ющенко съезд «Нашей Украины» не осмеливался еще никогда.
Слово снова взял Ехануров. Он пригрозил, что если пустить в раду функционеров, то партия так и останется там, где она находится сейчас. Ющенко в ответ тоже пошел на грубость: «Только вот не надо угрожать. В центральном аппарате два месяца зарплаты не видели». Ехануров с гордостью сообщил, что в киевской горорганизации задолженности нет.
Спор по финансовым вопросам затих, когда Виктор Ющенко предложил высказаться по этому поводу Валентину Наливайченко: «Это же ему партией руководить и работать с этими людьми». Без пяти минут глава совета партии, конечно же, встал на сторону Виктора Андреевича и призвал поддержать его позицию. Что, собственно, собравшиеся и сделали своим голосованием.
Но и на этом дебаты не окончились. На этот раз возник спор в днепропетровской делегации. Кто-то сообщил, что претендентом на членство в политсовете от этого региона является страшная бяка и коррупционер по имени Виктория Глушко. Вера Ивановна было собралась поставить на голосование вопрос о ее исключении с итогового списка, но тут расплаканная Виктория подбежала к микрофону и начала слезно убеждать Виктора Андреевич в своей честности и порядочности. Съезд сжалился над плачущей девушкой: в Совете партии ее оставили.
После этого Ульянченко таки поставила на утверждение состав политсовета и закрыла почти часовые дискуссии, на что зал с удовольствием дал свое добро.
Помня о страшных транспортных проблемах крымской делегации, Ульянченко ударными темпами вела съезд к закрытию. За пару минут делегаты одобрили официальные заявления «Нашей Украины» по церковным, языковым и другим острым проблемам современной Украины, осудив преступные действия власти в этих сферах. Повестка дня форума наконец-то была исчерпана.
На часах уже была половина четвертого, но народ все же требовал главного, для чего все они съехались в Киев: короновать Наливайченко. Несколько десятков делегатов встали со своих мест и начали требовать избрания Валентина Наливайченко главой совета «Нашей Украины» сейчас и здесь. Ульянченко, посоветовавшись с экс-министром юстиции Николаем Онищуком, постановила: «Согласно уставу, съезд выбирать главу совета партии не может, но может выразить совету партии политическую рекомендацию избрать Валентина Наливайченко ее главой». Зал взорвался возгласами «Конечно, давайте!» Вера Ивановна поставила это вопрос на голосование, и съезд практически единогласно (лишь три человека в зале были против), сделали это. После этого даже теоретической возможности иного лидера у «Нашей Украины» не предусматривалось. Делегаты бросились поздравлять Наливайченко, а оказавшийся рядом священник даже сумел всунуть ему в руки икону.
Если избрание Наливайченко главой политсовета не было секретом ни для кого до начала съезда, то имя нового главы исполкома партии стало для журналистов настоящим сюрпризом. Еще с самого утра источники «Главкома» поведали, что им станет бывший глава «Укрспецэкспорта», в прошлом литвиновец Сергей Бондарчук. И действительно, на съезде он сидел по левую руку Наливайченко (по правую – патриарх Филарет). Рядовые партийцы недоумевали от такого назначения, а видные функционеры «Нашей Украины» в кулуарах съезда признавались, что сами не понимали логики этого сюрприза: «На фига Бондарчуку это болото?»
{20}
Еще до избрания на свой новый пост «Главкому» удалось пообщаться с Сергеем Бондарчуком на предмет того, какими ветрами его занесло на руководящую должность в «Нашу Украину». И хоть до начала заседания политсовета он отказывался подтверждать свое назначение, однако охотно рассказал, почему вступил в «Нашу Украину», а также поведал об особенностях своих отношений с Сергеем Левочкиным...
Сергей Бондарчук: «Я принял решение вступить в «Нашу Украину» две недели назад»
Сергей Васильевич, почему вы вступили в «Нашу Украину»? Раньше вас связывали с Владимиром Литвином…
Я был народным депутатом четвертого созыва, и у меня хорошие отношения не только с Блоком Литвина. Хочу сказать, что долгое время я был вне политики и не был членом какой-то партии. Я вступал в «Нашу Украину» понимая, что, выбирая партию надо руководствоваться ее высокими целями. Мне надо делать все, чтобы у моих детей было надежное будущее. Поэтому считаю, что партия «Наша Украина», которая дала возможность показать Украине новый путь, новое качество политики, мне подходит. Я поддержу ее своими силами и возможностями, чтобы нынешнее разочарование у людей по поводу этой партии прошло, чтобы мы вернули доверие к ней. Это можно сделать только после качественных изменений принципов общения с людьми.
Кто вас привел в партию?
Это – мое решение. Я обратился к Президенту, что имею такое желание, и он меня рекомендовал.
Когда это было? Уже после увольнения с поста главы «Укрспецекспорта»?
Да, безусловно. Я принял решение вступить в «Нашу Украину» две недели назад.
Приходилось слышать о ваших близких отношениях с главой Администрации Президента Сергеем Левочкиным. Это так?
Я не понимаю термин «близкие отношения».
Вы друзья?
Мы с Сергеем Левочкиным – нормальные знакомые. Тот путь, который я прошел в политике, дал мне возможность общаться с разными людьми. Таким человеком был и Сергей Левочкин, с которым мы иногда общаемся – но как люди, как два молодых человека одного возраста – на разные темы. Но у нас с Сергеем Левочкиным нет общих политических и бизнес-проектов. Мы общаемся как люди, которые просто встречаются, пьют кофе и играют в карты.
Есть информация о ваших родственных связях с главой службы протокола Администрации Президента Юрием Ладным. Так ли это?
Юрий Ладный, который работает в Администрации Президента, – муж моей сестры, это правда. Они женаты, по-моему, с 2004 или 2005 года.
Коментарі — 0