Триумф Онопенко

Триумф Онопенко

Попытка уволить главу ВСУ больше похожа на фарс, чем реальную попытку сместить Василия Онопенко

Еще вчера «Главком» прогнозировал, что из инициативы уволить «оппозиционера» Василия Онопенко с поста главы Верховного Суда Украины мало что получится, да и сам он открыто рассказывал, что голосов для его отставки не наберется. Сегодняшний Пленум ВСУ только подтвердил наши предположения.

Опальный глава ВСУ тщательно подготовился к сегодняшнему заседанию Пленума. Во-первых, он вообще не прятался от журналистов, рассказывая им, что его позиции сильны как никогда. Он даже написал огромный талмуд и по полочкам рассказал, кто и почему не прав, пытаясь его уволить.

Сей документ он не поленился оперативно передать прессе. Во-вторых, Василий Васильевич очень основательно поработал с журналистами, разослал всем анонсы, и на сегодняшний увольнительный Пленум их пришла тьма.

О том, что планы главы оргкомитета по отставке Онопенко Лилия Григорьевой обречены на провал, стало понятно на первых же минутах работы Пленума. Лилия Ивановна зашла в зал заседаний, и откровенно удивилась, что журналистов там даже больше, чем самих судей. Причем, доступ им был открыт по всему залу заседаний, и фотографы стояли в нескольких метрах от ее места.

Она попыталась прогнать журналистов вон, но тут сразу же вскочил Онопенко и, ссылаясь на кучу статей и законов, потребовал проводить заседание открыто. Этот свой спич он смачно разбавил нравоучениями о свободе слова и праве общества знать, почему и кто его увольняет. И тут же он выпалил свою первую домашнюю ораторскую заготовку, которыми он сегодня бил оппонентов. «Сегодня не 19 столетие, а Верховный Суд - не мадридский двор королевы Изабеллы ІІ, хотя мы и заседаем в Кловском дворце», - блистал умом Онопенко, обосновывая присутствие журналистов. А лицо его светилось от счастья, вроде бы это не его здесь отставлять собираются.

Тут бы путчистам отстоять свою позицию, но, как оказалось, кроме невнятных доводов госпожи Григорьевой, практически никто полемизировать с Онопенко не стал. Напротив, целый ряд судей сразу же его поддержали. Соратники Онопенко, не теряя момента, пошли в контрнаступление – потребовали отстранить судей Самсина и Пинчука от работы Пленума. Эти два товарища работают в Высшей квалификационной комиссии судей, считаясь чуть ли не главными зачинщиками антионопенского движения. Но их защитить оказалось некому.

Лилия Григорьева вообще не была похожа на предводителя путча - сразу же соглашалась со всеми доводами оппонентов. Выглядела она, честно скажем, не очень - ни запала, ни блеска в глазах. Первые два голосования стали смертным приговором для путчистов. Только 19 судей согласились прогнать журналистов, а 29 выступили против. За отстранения двух самых активных путчистов проголосовали те самые 29 человек. Фактически, еще перед боем Онопенко легко отстранил двух главных своих обвинителей. Исход Пленума был предрешен. Перед телекамерами у путчистов вся смелость в мгновение улетучилась.

Понимая всю безысходность ситуации, Лилия Григорьева даже не выдвинула обвинений Онопенко. Лишь сообщила, что все написано в представлении, подписанному 19 судьями. Вместо того, чтобы организовать порку главе ВСУ, сами путчисты получили сокрушительный удар.

Один за другим сторонники Онопенко рассказывали о политической ангажированности «группы 19», о похабности написания представления и надуманности обвинений. Дошло до того, что Григорьевой открыто заявили: документ написан не в стенах Верховного Суда, и за это организаторы путча даже денег получили. На что она смогла лишь оправдаться, что не важно, где писали документ, и денег она не брала. Мол, подписи под представлением собирали два дня, и происходило это в кабинете судьи Самсина.

Игорь Самисн попытался вставить своих пять копеек в дискуссии, но ему вовремя закрыли рот, указав, что свои мысли он имеет право рассказать лишь журналистам. Но позже, уже после Пленума. Тот было попытался то ли вопрос задать Онопенку, то ли сделать какое-то сенсационное заявление. Но глава ВСУ уверенно его перебил, с ухмылкой пообещав все выслушать у себя в кабинете. За чаем.

Сам он вышел к трибуне и задвинул цицероновский спич о защите Родины, то есть Верховного Суда, от злодейских планов недоброжелателей. Онопенко много говорил о выборе между совестью и корыстными интересами, призвав присутствующих не поддаваться на искушения. Не исключено, что бабушек он своим ораторским искусством и до слез мог бы довести. Хотя в конце он явно перебрал, начав цитировать Гилеля. «Если не я за себя - то кто за меня? А если я только за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?», - внушал своим коллегам слова древнееврейского мудреца Онопенко.

Короче говоря, все это уже было больше похоже на издевательство с самих путчистов, нежели попытки кого-то склонить на свою сторону. Ну и, само собой, попытка покрасоваться перед журналистами. Когда же несколько судей все же задавали более-менее внятные критические вопросы, Василий Онопенко с улыбкой на лице отвечал: «Да, я не святой, но давайте исправлять систему вместе!»

После непродолжительных дискуссий Лилия Григорьева, дабы не мучить себя и судей, огласила переход к голосованию. Судьи сформировали счетную комиссию и отправили ее печатать бюллетени.

Судьи разошлись на перекур, а Онопенко и его соратники даже не скрывали, что готовятся праздновать победу. «Еще позавчера мы знали, что сбросить Василь Василича не получится», - рассказывал «Главкому» один его соратников. Его слова в курилке подтверждал и другой судья ВСУ: «Все, нормально, результат уже есть».

Внешний вид Лилии Григорьевой не позволял в этом усомниться. Вся поникшая, она молча сидела в президиуме. К ней даже подсел Онопенко и что-то долго, минут пять, ей по-отечески объяснял. Со стороны могло показаться, что между ними вообще нет никаких разногласий.

Счетная комиссия запустила процедуру голосовании, и судьи одни за другим удалялись в кабинку. Просто светясь от счастья, бросив бюллетень, вернулся на свое место и Онопенко. «Как настроение?», - обратились к нему журналисты. «Волнуюсь, как на первом свидании с девушкой», - с явной наигранностью ликовал глава ВСУ. Официальных данных голосования еще не было, но он уже делился своими планами на будущее. Мол, репрессий против оппонентов устраивать не будет, а о том, баллотироваться ли на новый срок полномочий, еще не решил. О Лилии Григорьевой не сказал ни единого кривого слова. «Ей сейчас нездоровится, плохо себя чувствует. Я ей сказал не переживать, ведь главное – это здоровье», - танцевал на костях побежденной глава Верховного Суда.

Подсчет бюллетеней показал абсолютно ожидаемый результат – лишь 17 голосов за отставку. Если учесть, что двоих из девятнадцати подписантов изгнали из Пленума, все сошлось.

Почему же путч против Онопенко с треском и позором провалился? Почему Лилия Григорьева внезапно заболела, и не делала ровным счетом ничего, чтобы сломить ход Пленума? Почему не удалось наскрести еще 7 судей, чтобы таки отставить Онопенко?

В частных беседах судьи ВСУ из табора Онопенко признавались «Главкому», что, на самом деле, никакого особого давления на них никто перед Пленумом и не оказывал. Все слухи о предложениях стать замом главы ВСУ или о 500 тысячах долларов за позитивное голосование – не больше, чем дурные инсинуации. А организация антионопенского путча вообще не выдерживает никакой критики. Судьи допускают, что инициатива отставки исходила из Администрации Президента, точнее, от одного из замов ее главы. Но этого самого господина (все намекали на Андрея Портнова вместе с Киваловым), Президент не поддержал, и снятие Онопенко было делом лишь отдельных активистов, а не всей президентской команды.

Похоже, что Онопенко таки сумел найти с Януковичем общий язык, и смог договорится, что доработает как минимум до конца своей каденции. Помогло ли в этом деле давление международных организаций, критика Венецианской комиссии или желание Януковича сбалансировать судебную систему, не дав некоторым своим юристам ее монополизировать, сказать пока сложно. Но факт остается фактом: пока Президент не захотел или не смог уволить Василия Онопенко. Да и зачем это Президенту за полгода до законных перевыборов главы ВСУ? Ведь полномочия главы ВСУ истекают уже в октябре этого года. Да и судьи Верховного Суда - не ровня депутатам-«тушкам», их пачками пока покупать не получается. По крайней мере, у названных личностей.

С другой стороны, что бы не помогло Онопенко остаться на посту – собственное интриганство, принципиальность судей или благосклонность Президента, - сегодня властная команда претерпела сокрушительное поражение. По крайней мере, в глазах избирателей. Мало кто сомневался, что отставку Онопенко готовила власть. И как не объясняй сегодняшние события, это выглядит, как слабость власти и ее неспособность побороть неугодного главу Верховного Суда. До сегодняшнего дня таких прецедентов еще не было.

Рисунок: forum.meta.ua

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: