Нашли способ «втихаря» дать любимой церкви налоговые льготы
Не сумев открыто провести финансовые преференции Московскому патриархату, регионалы решили протащить их без шума и пыли, замаскировав их в абсолютно «левом» законопроекте.
Лоббисты УПЦ Московского патриархата находят все более изощренные способы получить от власти кусок бюджетного пирога. Подыгрывает им и бизнес, который, судя по всему, любит Бога и церковь только если эта любовь конвертируется в абсолютно материальный денежный куш.
-- Первый заход
Похоже, ответственные товарищи в Партии регионов хорошо усвоили правило – не пускают в двери, надо лезть через окно и добиваться своего. «Главком» уже писал, как депутаты-регионалы задумали запустить грандиозную коррупционную схему при строительстве кафедрального собора УПЦ МП в Киеве.
Еще 9 декабря нардепы Александр Един и Михаил Зубец зарегистрировали законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс для предоставления льгот при строительстве Кафедрального собора в Киеве.
Документ предусматривал введение настолько откровенных и наглых схем разворовывания бюджета под прикрытием УПЦ Московского патриархата, что об этом напрямую указало в своем заключении научно-экспертное управление Верховной Рады.
Журналисты сразу же вспомнили опыт «материнской» Русской православной церкви, которая, добившись налоговых льгот для строительства храмов, развела огромный теневой бизнес. Не зря патриарха Кирилла тогда прозвали «Митрополитом из табакерки».
Короче говоря, получив такой вой в прессе, на фоне заявленной Президентом программы борьбы с коррупцией, власть не решилась в лоб продавливать коррупционные схемы. Тут еще «зафонили» и другие церкви, мол, почему это Московскому патриархату можно не платить налоги, а нам - нет.
-- Попытка номер два
По словам собеседников «Главкома» из тогда еще существовавшего парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, законопроект о церковных льготах даже побоялись внести на его рассмотрение. Прошел слушок, что всю эту тему попытаются подмарафетить, убрать самые коррупционные положения и попытаться продвинуть по-тихому. Так оно, на самом деле, и случилось.
На днях на сайте Верховной Рады появился совсем неприглядный законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты (об урегулировании некоторых спорных вопросов). Документ зарегистрировал глава недавно созданного объединенного комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной службы регионал Виталий Хомутынник.
На первый взгляд может показаться, что это технический документ, исправляющий спорные моменты в недавно принятом Налоговом кодексе. Вот и в объяснительной записке говорится, что его разработали «для урегулирования самых злободневных вопросов, которые возникают во время применения положений Налогового кодекса и негативно влияют на деятельность налогоплательщиков».
Действительно, открываем законопроект – 34 страницы сравнительной таблицы: множество уточнений терминов Кодекса и сроков расчетов, уточнение названий госорганов, правки в ряд других законопроектов, в том числе и в Кодекс об административных правонарушениях.
Но что же это? В самом конце сравнительной таблицы, на 26 страничке, куда очень редко доходят пытливые взгляды народных депутатов, вписаны пункты, которые ну ни как не назовешь «урегулированием проблемных вопросов Кодекса». Тут снова всплывают наши давно знакомые налоговые церковные льготы.
Господин Хомутынник предлагает записать в переходные положения Налогового кодекса, что на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 (на 4 года!!!) украинским церквям предоставляются налоговые льготы для строительства одного храма. В частности, от уплаты НДС освобождается предоставление строительно-монтажных работ и товаров, а также поставки на таможенную территорию Украины всего спектра материалов и оборудования для возведения храмов. Предприниматели также смогут списывать до 10% своей прибыли в качестве добровольного пожертвования церкви. Понятно, эта сумма налогом облагаться не будет.
-- 19 церковных офшоров
Справедливости ради надо сказать, что, по сравнению с первым законопроектом, в нынешнем «зашифрованном подарке для церкви» есть целый ряд позитивных новаций.
Во-первых, льготы предоставляются всем, кто входит во всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций. А это 19 субъектов, фактически, все, кто только есть в Украине. На первый взгляд равенство вроде бы соблюдено. Но даже невооруженным глазом видно, что весь этот сыр-бор затевается только ради единственного Кафедрального собора УПЦ МП в Киеве.
Судите сами: Комплекс на 22 000 квадратных метров, в котором, кроме собора на 5000 прихожан, проектировщики заявили резиденцию митрополита, многочисленные офисы, гимназию, духовно-просветительский центр, гостиницу для паломников, телестудию, конференц-зал на тысячу человек, спорткомплекс и подземный паркинг на 126 мест. Рядом с храмом поставят 9-этажную колокольню.
Проектируемая высота Свято-Воскресенского собора – 120 метров. Для сравнения: Владимирский собор – 49 м, колокольня Софийского собора – 75 м, собор святого Петра в Риме – 136 м». Только вообразите, какие суммы денег там будут крутиться!
Другие проекты самых масштабных храмов всех церквей вместе взятых даже в подметки не будут годиться строительству «православного Ватикана», как уже успели окрестить проект УПЦ МП в прессе. Тем более, что объемы и перечень импортируемой продукции, а также все нюансы предоставления льгот для каждой церкви будет утверждать Кабмин. Зная нынешние религиозные предпочтения власти, не сложно догадаться, кто будет получать разрешения по- полной, а кто будет согласовывать документы годами.
Во-вторых, в проекте Хомутынника максимально учтены все замечания главного научно-экспертного управления. Даже убрали норму об освобождении от уплаты налогов, если 50% прибыли отдаешь церкви. Установили срок действия льгот и перечень продукции, которую можно ввозить на льготных условиях. Вроде бы, даже сигареты и алкоголь церковникам ввозить нельзя. Но, исходя из текста законопроекта, если эти товары таки власть позволит вписать в контракт, то и с ними можно будет «работать».
Также оставили коррупционную норму о 10% прибыли, которую можно списывать на церковь, не уплачивая налогов. Не надо быть финансовым гением, чтобы догадаться, какие таксы по откатам сразу же установят священнослужители. Не говоря уже об искусственном завышении стоимости жертвуемых стройматериалов или работ. В общем – поле для творчества умелых украинских комбинаторов создадут еще то.
Возможно, мы слишком уж придираемся к товарищам из Партии регионов, которые искренне хотят помочь церквям возводить святыни. Может, принятие законопроекта поможет греко-католикам достроить собор в Киеве, УПЦ КП построить свой собор во Льовое или УАПЦ в Тернополе. Да и крымские татары могли бы получить помощь в строительстве своей соборной Мечети в Симферополе. Есть вариант, что мы ошибаемся, и Кабмин не будет выборочно подходить к церквям, одинаково беспристрастно давать им разрешения на импорт и проверять их финансовые операции.
Но даже если так, то почему мы с вами из наших карманов должны оплачивать строительство громадных соборов? Ведь, предоставляя церкви налоговую льготу, мы забираем эти деньги у пенсионеров, учителей и врачей. Если бизнесмены так искренне верят в Бога и хотят помочь церкви, так пусть платят налоги, а не занимаются «богоугодным делом» за бюджетные деньги. Иначе это больше похоже на бизнес на церкви, а не помощь церкви со стороны бизнеса. Да и стоит ли поддавать таким коррупционным соблазнам наших священнослужителей…
Главный же вопрос в этой истории, который интересует автора – если все коррупционные схемы из законопроекта убрали, все церкви поставили в равные условия, тогда зачем прятать эту инициативу под грудой других технических правок в Налоговый кодекс? От такого подхода за версту несет душком лоббизма и коррупции. Складывается впечатление, что это сделано с расчетом на депутатскую лень, мол, они по привычке не станут вчитываться в законопроект. А журналисты даже не откроют документ со столь скучным названием, не то, чтобы дочитать его до конца.
Фото: offshorr.com
Коментарі — 0