Зачем власти было переносить голосование в прифронтовом городе, если результат оказался хуже, чем предполагалось в октябре?
В условиях низкой явки (36,2%) на местных выборах в Мариуполе, убедительную победу одержал Оппозиционный блок, кандидаты от которого заняли в горсовете 45 мест из 54. Новым мэром стал самовыдвиженец Вадим Бойченко, директор по персоналу ММК им. Ильича (предприятие входит в «Метинвест» Рината Ахметова). За Бойченко проголосовали 88 тысяч мариупольцев (74%).
Ни одной из других парламентских партий, включая БПП «Солидарность», не удалось перешагнуть через 5% барьер. В горсовет удалось пройти лишь партиям «Сила Людей» и «Наш край», которые в совокупности заняли 9 мест в горсовете. Данные выборы были признаны почти прозрачными, а нарушения незначительными. Нужно учитывать, что вероятность фальсификации результатов голосования была минимальной, ибо на сей раз бюллетени печатали на полиграфкомбинате «Украина» за пределами Мариуполя. На бумаге были нанесены водяные знаки, чтобы предотвратить подделку. Не говоря о том, что в день выборов все въезды в город контролировались силовиками, а улицы города патрулировались правоохранителями.
-- Был ли вообще смысл переносить выборы?
Возможно, кандидаты-«демократы» могли набрать большее количество голосов, если бы выборы состоялись, как и положено, 25 октября. На тот, момент наиболее раскрученной темой в городе было разоблачение местными активистами и политиками нарушения процедуры проведения местных выборов отдельными членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) во главе с Ириной Юриной, экс-директором ООО «Марита» (Ринат Ахметов один из учредителей) от партии «Нова держава». Вопреки действующему законодательству, ТИК в неполном составе из 7 человек приняла решение печатать бюллетени в типографии газеты «Приазовский рабочий» (в собственности корпорации СКМ). Бюллетени пестрели неточностями и ошибками, а их точное количество так и не смогли определить. Тень подозрений в фальсификации выборов, с подачи кандидатов-«демократов», пала на Оппоблок. Вполне возможно, что на этой волне, сомневавшиеся мариупольцы в выборе между кандидатом от Оппоблока и альтернативными кандидатами могли отдать свой голос последним. Тем не менее, за месяц ожидания даты переноса выборов общественное недовольство улеглось, и мало кто вспоминал об инциденте с бюллетенями. А вот сторонники Оппоблока проявили активность 29 ноября, и дружно явились на выборы, дабы не допустить реванша «демократов».
-- Почему власть согласилась проводить голосование?
Проведение местных выборов в Мариуполе с имевшими место на конец октября нарушениями, отложило бы негативный отпечаток на имидже центральной власти, которая якобы закрыла глаза на нарушения. Также перенесение выборов в Мариуполе на более поздний срок, например на 2017 г. (как предлагал народный депутат Дмитрий Ярош) поставило бы под сомнение пункт Минских договорённостей о проведении досрочных местных выборах, в соответствии с законодательством Украины, в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Если «прозрачные» местные выборы не удалось провести проукраинском Мариуполе, то о каких выборах может идти речь на оккупированных российско-террористическими войсками территориях? Правящая коалиция могла оказаться под давлением ЕС, лидеры которого лелеяли, большие надежды на мир на Донбассе и выполнение Минских договорённостей. Создание в городе военно-гражданской администрации (ВГА), могло вызвать волну дезинформации со стороны боевиков. ВГА в Мариуполе и других городах Донбасса преподносилась бы в качестве «оккупации Мариуполя киевской хунтой».
-- Страх перед введением военно-гражданской администрации?
Поэтому местные выборы в Мариуполе, власть решила проводить вне зависимости от результатов, демонстративно, с привлечением международных наблюдателей, дабы подтвердить их прозрачность. Правящая коалиция стремилась преподнести Мариуполь в качестве проукраинского русскоязычного города Донбасса, где возможны свободные и прозрачные выборы, примеру которого может последовать любой населённый пункт ДНР и ЛНР в случае возвращения в правовое пространство Украины.
Нужно учитывать и тот факт, что идею переноса выборов на более поздний срок не поддерживала значительная часть кандидатов из демократического лагеря. Они были заинтересованы реализовать свои амбиции и пройти в городской совет, пользуясь симпатиями части электората. В случае создания в Мариуполе военно-гражданской администрации, набор на должности осуществлялся бы на основе конкурса, который нужно суметь пройти. Не говоря о том, что местные политики могли столкнуться с конкуренцией компетентных специалистов из других регионов Украины. Если учитывать то, что конкурс на отбор кадров в Одесскую ОГА имел всеукраинский характер, не исключено, что подобная участь могла постигнуть и отбор на вакантные должности в ВГА прифронтового Мариуполя.
-- Кто платит, тот и заказывает музыку
Основной причиной победы Оппоблока на местных выборах в Мариуполе является индустриальная специфика приазовского города. Здесь всегда были сильны интересы крупного бизнеса, который на данном этапе представляет Оппоблок. На промышленные предприятия Мариуполя ежегодно приходится до 98% реализованной продукции. В непростые для металлургии времена, прибыль мариупольских металлургических заводов (в составе «Метинвест») за первое полугодие 2015-го составила 654,6 млн. грн. В то время как мелкий и средний бизнес, представители которого являются преимущественно электоратом кандидатов от парламентских партий, пополняют городской бюджет в среднем на 25 млн. грн.
В случае с Мариуполем, ситуация в местном самоуправлении выглядит так: кто платит, тот и заказывает музыку. Кандидаты от Оппоблока из заводской среды, как ранее от Партии регионов, имеют стабильный электорат. Работники промышленных предприятий, которые составляют 28% населения Мариуполя, привыкли голосовать за ту политическую силу, от которой баллотируются их руководители или коллеги. В этом году за депутатские кресла в горсовете от Оппоблока боролись Ирина Чомаева, начальник юридического управления ММК им. Ильича, Геннадий Бабек, заместитель главного энергетика МК «Азовсталь» и Ангелина Перерва, финансовый директор МК «Азовсталь». Идеология и предвыборная программа партий и кандидатов мало волнует работника промышленного предприятия, который привык голосовать за работодателя, который платит зарплату.
Отдельный момент - пенсионеры, которых в Мариуполе проживает 135 тыс. чел. Среди них достаточно бывших пролетариев. Они преемственны в своих политических взглядах и голосуют за руководителей своих детей, которые также работают на заводах. Оппоблок могли поддержать и сторонники бывшей КПУ, за неимением более приемлемой для их убеждений альтернативы. Во всяком случае, партия «Нова Держава», куда вошли бывшие члены КПУ, не прошла пятипроцентный барьер. Среди некоторых пенсионеров даже существует стереотип о том, что в случае если городская власть в Мариуполе не будет представлена топ-менеджментом металлургических заводов, то производство остановится, а предприятия будут закрыты, в связи с чем они лишатся пенсий. Учитывая то, что явка на местных выборах 2015 г. в Мариуполе составила всего лишь 36,2%, наиболее активным электоратом оказались именно пенсионеры. Результаты голосования это лишь подвтерждают.
-- Почему спасовала мариупольская молодежь
Большая часть мариупольцев проигнорировала местные выборы, будучи убеждёнными в том, что «за них уже всё решили и их голос ни на что не повлияет». Бытовала версия о том, что между Петром Порошенко и Ринатом Ахметовым существует договорённость: президент якобы дал карт-бланш Оппоблоку в Мариуполе. Несмотря на то, что подобные слухи были основаны на предположениях отдельных экспертов, некоторые мариупольцы сделали вывод, что идти на выборы и голосовать за других кандидатов нет смысла.
В итоге результаты выборов стали провалом для одного из фаворитов предвыборной гонки Юрия Тернавского, гендиректора пищевого холдинга ТМ «Азов продукт» и сети аптек «Азовфарм» (бывшая «Ильич Фарм»).
За Тернавского проголосовали 10,2% избирателей. Политические конкуренты считали его достаточно сильным кандидатом. Согласно ряду соцопросам Юрий Тернавский был даже лидером предвыборной гонки, опережая Бойченко, и ему пророчили 31% голосов избирателей. Кроме того, он попытался заработать имидж «человека президента» в Мариуполе: Тернавский присутствовал вместе с действующим мэром Юрием Хотлубеем во время награждения первой леди Мариной Порошенко украинских бойцов по случаю Дня защитника Украины. Однако негативный отпечаток на репутации кандидата в мэры оставил чёрный пиар. Речь идёт о недостоверной информации о том, что кандидат в мэры, якобы дал взятку в размере 5 миллионов долларов за то, чтобы выступить на выборах городского головы от президентской партии БПП «Солидарность». Недоверие у противников Оппоблока к Тернавскому также вызывало то, что в 2012 г. бизнесмен был доверенным лицом у депутата от Партии регионов Алексея Белого, экс-гендиректора ММК «Азовсталь».
-- «Сила людей» - кто эти люди?
В то же время, некоторые волонтёры смогли достаточно успешно продемонстрировать себя на этих мариупольских выборах. Это касается активистов Инициативной Группы (ИГ) «Вместе», включая кандидата в мэры Максима Бородина, кандидатов в депутаты Петра Андрющенко и Афины Хаджиновой. Мариупольские волонтёры ИГ «Вместе» влились в состав партии «Сила людей», которая отстаивает интересы среднего класса. Волонтёры наработали известность среди части мариупольцев благодаря организации экологических акций, ликвидации последствий обстрела микрорайона «Восточный» российско-террористическими войсками и обеспечению гражданского контроля над деятельностью местных органов власти. В ходе предвыборной гонки мариупольские представители «Силы людей» практиковали так называемую «пешую агитацию» – делали ставку на частые встречи с избирателями на своих участках и распространяли среди них информацию о своей политической силе, использовали наружную рекламу. Политический дебют оказался успешным и мариупольская ячейка партии «Сила людей» преодолела избирательный барьер.
«Силе людей» удалось переманить на свою сторону часть электората парламентских партий, включая БПП «Солидарность», «Батькивщину», «Самопомич», «Радикальную партию». Некоторые жители Мариуполя разочаровались в деятельности правящей коалиции из-за имевших место коррупционных скандалов и промедления в проведении реформ.
-- Будет ли оппозиция у Оппоблока
Говорить о взаимодействии малых фракций партий «Сила людей» и «Наш край» в горсовете сейчас сложно. С одной стороны, существует мнение, что «Наш Край» является
Возможно, что в горсовете миноритарии будут придерживаться ситуативного нейтралитета, поддерживая по мере необходимости позицию большинства Оппоблока. Кандидат в мэры Максим Бородин, который получил депутатский мандат от партии «Сила людей», сразу же после выборов заявил о готовности к «конструктивному диалогу, но только в тех вопросах, которые нацелены на решение городских проблем». Поэтому говорить о каких-то «парламентских баталиях» в мариупольском горсовете достаточно сложно. Все три политические силы находятся в разных «весовых категориях». Вряд ли 5 депутатов от «Силы людей» и 4 депутата от «Нашего края» смогут влиять на мнение мегафракции.
-- Последствия волеизъявления
Единого мнения относительно последствий минувших выборов для безопасности Мариуполя нет. Советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк считает, что в городе к власти пришла «антиукраинская деструктивная политическая сила», которая может поддержать сепаратизм. В таком случае, возникает вопрос, почему же центральная власть не отменила проведение местных выборов в Мариуполе и не создала ВГА.
Ситуация в отношениях Оппоблока и «ДНР» более сложная, и даже, можно сказать, выгодная для проукраинских сил. Дело в том, что среди руководства ДНР парламентская фракция Оппоблока воспринимается в качестве предателей. В отличие от бывших членов Партии регионов Олега Царёва и Нелли Штепа (бывший мэр Славянска), мариупольские регионалы, включая бывшего мэра Юрия Хотлубея, занимали достаточно сдержанную позицию по отношению к оккупантам. Руководство металлургических заводов «Метинвест», организовывало ночные патрули работников предприятий для контроля за правопорядком в городе, прилагало усилия в ликвидации последствий обстрелов микрорайона «Восточный» российско-террористическими войсками. Заигрывание Оппоблока с «ДНР» не выгодно для крупного бизнеса. Ахметов больше всех должен быть заинтересован в поддержании политической стабильности на территории, где расположены его активы. Практика показывает, что боевики вывозили в РФ оборудование промышленных предприятий Донбасса. Чтобы заниматься бизнесом в «ДНР» собственники вынуждены платить боевикам дань и доплачивать за то, чтобы предприятие не конфисковали и крышевали. Не исключено, что аналогичная участь могла постичь и мариупольские промышленные гиганты, если бы сепаратисты задержались в городе надолго.
Поэтому доминирование Оппоблока в горсовете Мариуполя не воспринимается действующей властью как угроза национальной безопасности.
Настораживает другой момент. Среди международных наблюдателей на местных выборах в Мариуполе присутствовал Шабо Балаш, входящий в верхушку венгерской партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию»). Данная политическая сила подвергает критике членство Венгрии в ЕС и НАТО и выступает за тесные отношения своей страны с Россией. Представители данной политсилы участвовали в съезде ультраправых партий Европы на территории России.
Можно предположить, что представитель венгерских симпатиков России, имел возможность не только понаблюдать за ходом местных выборов в Мариуполе, но и оценить общественные настроения в городе. Как показывают результаты местных выборов, подавляющая часть населения Мариуполя продемонстрировала пассивность, что является благоприятным фактором для провокаций и информационных диверсий Кремля.
Местные выборы в Мариуполе в очередной раз продемонстрировали, что залогом для активной политической конкуренции является не только авторитет и финансовые ресурсы кандидатов, но и гражданская активность, которая отсутствует у подавляющей части аполитичных мариупольцев.
Коментарі — 0