Министр образования и науки Дмитрий Табачник публично выразил несогласие с Президентом Виктором Януковичем.
Дело было в Донецке, где Дмитрий Табачник в местном университете проводил встречу с преподавателями и студентами. Во время общения с журналистами Дмитрий Владимирович высказался за сокращение количества сельских школ и их укрупнение для обеспечения высокого уровня образования.
«Если учитель пения в маленькой школе в остальное время преподает физику и математику, мы калечим психику маленького украинца. В Канаде ограничение от места жительства ученика до школы 70 километров, а это страна с достаточно высоким уровнем образования. У нас сейчас в маленьких школах ученикам на пальцах объясняют основы информатики. Так что нужно комплектовать школы хорошо, а проблему (расстояния до школы) решать за счет программы «Школьный автобус». Чтобы каждый украинец, живущий в городе или селе, имел доступ к качественному образованию», - рассказал о своем видении реформы сельской школы министр образования.
Идея на самом деле не нова. О том, что делать с малокомплектными школами на фоне вымирания сел, спорят многие годы. Одни настаивают, что закрытие сельской школы ставит крест на селе, а потому поступать так ни в коем случае нельзя. Ведь это еще больше усугубит демографическое положение украинской глубинки.
Другие полагают, что, укрупняя школы и закрывая малокомплектные, можно повысить уровень преподавания, ведь это дает возможность сельским детям получать конкурентоспособное образование. Транспортную проблему при закрытии школ предлагают решать просто – закупать автобусы и возить детей за государственные деньги. К слову, соответствующая программа «Школьный автобус» внедряется в жизнь уже более пяти лет.
За последние годы в Украине закрыли больше трехсот сельских школ, а учебные заведения остались лишь в половине сел. По закону об общем среднем образовании, решение о закрытии школы принимают местные органы самоуправления при согласии территориальных громад. Юридическое основание для расформирования класса в сельской школе – наличие в нем меньше пяти учеников. А потому приверженцы сохранения малокомплектных школ ратуют за минимальную норму наполняемости классов в три ребенка.
У обеих сторон дискуссии есть свои аргументы, и в том, что министр стал на одну из этих сторон, ничего плохого нет. Лишь бы стратегия реформы была продумана и разумно воплощалась в жизнь.
Но вот в чем загвоздка – программа реформирования сельского образования у Табачника противоположна позиции Президента. Вспомним широко разрекламированную программу Виктора Януковича «Украина для людей». Там теме возрождения села отведен отдельный раздел, равно как и вопросу развития украинского образования. Так вот, в программе, с которой Янукович исколесил всю страну и для выполнения которой народ Украины избрал Виктора Федоровича, черным по белому написано – «Прежде всего, будет обеспечено уменьшение показателя наполняемости школьных классов, что сохранит 2000 сельских школ». Но это в официальной версии, переданной в ЦИК. А в более развернутой, раздаваемой людям, формулировка была еще более радикальной: «сохранение более 2000 сельских школ путем отмены ограничения наполняемости учебных классов».
Виктор Янукович прямо обещал не закрывать сельские школы и делать все возможное, чтобы их сохранить. И выглядело это логично, ведь Президент серьезно собирался иметь 50 миллионов украинцев к 2020 году. Раз уж сейчас в 13,8 тысячи сельских школ Украины учится почти 1,7 миллиона детей, то к 2020 году нагрузка на них обязательно увеличится.
Тяжело сказать, является ли инициатива Дмитрия Табачника его личным мнением, или сам Виктор Федорович избрал новую стратегию реформирования сельского образования. Во втором случае Президент Украины должен честно сказать народу Украины, что во время избирательной кампании он ошибался, и сейчас стране лучше избрать путь закрытия малокомплектных школ. Так, по крайней мере, будет честно по отношению к сельскому избирателю.
Если же это все – личная инициатива министра образования и науки, то можно лишь посоветовать ему ознакомиться с избирательной программой кандидата в Президенты Украины Виктора Януковича. Когда регионалы хотят обязать детей старших классов учить программу «Украина для людей», не знать ее на зубок, и тем более не исполнять, министру образования не с руки. «Главком» даже может предложить Табачнику пройти экзамен по этому предмету.
Хотя Дмитрия Табачника сложно заподозрить в незнании избирательных обещаний Виктора Януковича, ведь перед выборами он сам подтверждал обещание своего кандидата. «К слову, весьма немаловажен в программе Януковича и пункт об уменьшении показателей наполняемости школьных классов, которое позволит сохранить преподавательские коллективы, спасти более 2 тысяч школ», - заявлял нынешний министр образования Дмитрий Табачник полгода назад в интервью журналистам. Может, позабыл просто?
Кстати, несостоявшийся министр образования и науки в Кабмине Николая Азарова Станислав Николаенко, которого туда как члена Союза левых сил активно сватал Петр Симоненко, был бы только рад отстаивать позицию Виктора Януковича в сфере сельского образования. Об этом экс-министр образования и науки Станислав Николаенко рассказал в комментарии «Главкому»:
Я поддерживаю позиции, которые Виктор Янукович указал в своей избирательной программе. На период демографического кризиса в Украине надо позволить местным советам содержать школы с наполнением меньше 5 человек в классе.
Скажу по своему опыту работы – если в селе нет среднего учебного заведения, то оно обречено на вымирание. Ни один специалист не поедет работать в село, где нет учебного заведения. Конечно, есть населенные пункты, где очень мало детей. Но я бы не ставил вопрос о закрытии школ. Это, кстати, право сельских и районных советов, а не министерства и правительства. Каждое село должно иметь хотя бы начальную школу. Представьте себе – ребенок с первого класса едет в автобусе вместе с одиннадцатиклассником в школу за 10 километров. Теоретически в той школе лучшие преподаватели и база. Но у первоклассника уроки закончились в 12 часов, а в старшеклассника в 15. Представьте, маленький ребенок будет столько времени сидеть голодным. Какое у него потом будет здоровье? А учтите нашу дисциплину – сегодня автобус едет, а завтра нет, а наши дороги… Это как в поговорке – «Теоретически лошадь, а практически не везет».
Конечно, старшие классы надо переводить в специализированные школы. Наша система образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. Профиль в малокомплектной школе не организуешь. Потому старшие классы возить в специализированные школы надо. Но идти на экономию и возить всех детей, закрывая малокомплектные школы, я считаю не правильным. К тому же, не будет огромного информационного разрыва, если мы проведем в каждую сельскую школу Интернет.
Что касается программы «Школьный автобус», то можно только поддержать ее возрождение. Но сегодняшние поставки школьных автобусов на уровне 200-300 в год никак проблему не решат. Нужно еще 5-6 тысяч автобусов, чтобы разрешить проблему подвоза сельских детей в школы. В этом году в бюджете выделены абсолютно неадекватные средства на «Школьный автобус» - всего 45 миллионов гривен. Причем один автобус стоит 400 тысяч гривен. Это мизер.
Коментарі — 0