Обязательное автострахование может подорожать на 150—200 гривен

Обязательное автострахование может подорожать на 150—200 гривен

Страховые компании намерены через суд оспаривать слишком низкие тарифы на полисы гражданской ответственности водителей.

Страховые компании намерены через суд оспаривать слишком низкие тарифы на полисы гражданской ответственности водителей. Нынешняя цена «автогражданки», по их мнению, спровоцирует задержки выплат и банкротство компаний. Если суд станет на сторону участников страхового рынка, ОСАГО прибавит более чем треть.

В минувшем году обязательное страхование ответственности автовладельцев претерпело существенные изменения. Вместо трех видов полиса «автогражданки» появился один, который распространяется на всех водителей без исключения. Отменена доверенность на управление авто — теперь достаточно предъявить техпаспорт на автомобиль. Введен европротокол, позволяющий оформлять ДТП без вызова на место аварии сотрудников ГАИ. В результате для водителей жизнь значительно упростилась. И начались трудности у страховых компаний — они сетуют, что сбор премий по ОСАГО упал, но количество обращений за выплатами увеличилось. Пока деньги у компаний есть, но их ненадолго хватит. Причина этому — решение Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг. Были изменены коэффициенты, но именно от них зависит цена полисов ОСАГО для водителей.

В частности, был снижен коэффициент К4, который применяется к автовладельцам со стражем вождения от трех лет. Минимальную планку этого показателя Нацфинуслуг приравняла к единице, тогда как страховщики настаивали на цифре 1,35. «Сейчас это решение позволяет компаниям снижать стоимость полиса ОСАГО для водителей со стажем на 25—35%, — поясняет зампредседателя правления по страховой деятельности и перестрахованию СК «Добробут» Олег Корниюк. — К примеру, для автомобиля, зарегистрированного в Киеве, платеж уменьшается с 777 до 576 грн. Мало того, что это возможность для демпинга. Возникает риск уменьшения валовых поступлений для всего рынка».

В компаниях подсчитали: всего за год только из-за одного этого пункта страховщики могут недополучить по «автогражданке» порядка 300 млн грн. Правда, сами страховщики говорят, что стоимость полиса пока никто не снижал и снижать не будет. Дескать, компании понимают риски такого развития событий: сиюминутная выгода от притока клиентов может впоследствии обернуться банкротством. В ситуацию даже вмешалось Моторное (транспортное) бюро Украины. «Решением президиума МТСБУ было принято решение, что все страховщики должны определять коэффициент К4 не меньше, чем 1,35, — сообщила начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков АСК «ИНГО Украина» Ольга Погорелая. — Это решение вступило в силу 12 января». Фактически Моторное бюро откровенно игнорировало предписание регулятора.

Впрочем, обязательным для страховых компаний остается все-таки выполнение нормативных документов, а не решений отраслевого объединения в лице Бюро. Поэтому эксперты не исключают, что некоторые страховщики воспользуются (если уже не воспользовались) легальной возможностью для быстрой массовой продажи дешевых полисов без гарантий выплат при наступлении страховых случаев. «К сожалению, у нас плохо налажена борьба с недобросовестной конкуренцией, — говорит президент Украинской федерации страхования Александр Завада. — Часть компаний вряд ли устоит перед искушением снизить цену полиса ниже актуарно обоснованного уровня и таким образом нарастить клиентуру. Ведь разница в стоимости «автогражданки» по расчетам Моторного бюро и по решению Нацфинуслуг достаточно существенная. Можно сказать, что это предпосылка к переделу рынка».

Ситуация получается патовая: компании, которые не могли привлечь клиента качеством страхования, возьмут его низкой ценой. Остальные, более добросовестные страховщики потеряют объемы премий, из которых они осуществляют выплаты пострадавшим. В результате платить не смогут ни те, ни другие. «В Нацфинуслуг неправильно понимают ситуацию, — убежден Завада. — Регулятор считает, что своим решением воспрепятствовал необоснованному завышению цен. Однако на самом деле у страховщиков появилась возможность для их необоснованного занижения. Дело в том, что коэффициент «единица» раньше применялся только для полисов третьего типа, которых сейчас нет. Остались лишь полисы первого типа, а у них более высокие страховые риски — соответственно, более высокая цена, подтвержденная актуарно и утвержденная еще в 2009 году».

По словам Завады, действия регулятора не только безосновательны, но и противозаконны. Решение о понижении коэффициента принято без проведения актуарных расчетов, которые выполняет Моторное бюро. Проще говоря, Нацфинуслуг нарушила процедуру принятия регулятороного документа. А это уже достаточное основание для отмены новых нормативов через суд, который, скорее всего, примет сторону страховых компаний и обяжет тех, кто уже снизил стоимость полиса, пересчитать ее по коэффициенту 1,35.

Кстати, есть версия, что после этого цены на полисы «автогражданки» синхронно повысят все участники страхового рынка. «Шумиху вокруг одного из шести коэффициентов слишком раздули, — уверен генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. — Очевидно, что это делается неспроста. Ведь процесс расчета цены полиса в большинстве компаний непрозрачный, и против этого Нацфинуслуг пока не приняла никаких мер. А ведь водителям от разового снижения каких-то коэффициентов ни холодно, ни жарко. Им нужны понятные условия страхования и своевременные выплаты».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: