Сложная алгебра президента, или Как сформировать большинство в новом парламенте
Горячка выборов в значительной мере уже идет на спад, и Украина начинает входить в новый политический цикл. Предварительно, необходимо сделать два уточнения.
Уточнение первое – критика, и справедливая, избирательного процесса со стороны ряда развитых стародемократических стран и ряда наблюдающих миссий – оправдана. Настолько вульгарных методов добиться своего со стороны «выгодоприобретателей» видеть не приходилось.
Однако, нельзя сказать, чтобы Центральная избирательная комиссия или судебная система однозначно играли на стороне правящей партии. Ведь этими органами под вопрос был изначально поставлен результат выборов в семи округах.
У составляющих лагерь оппозиции партий позиция разнится. С одной стороны, оппозиционеры вроде бы отказались от плана не брать мандаты и сделать парламент нелегитимным немедленно. С другой, оппозиция, заняв гораздо больше мест, чем необходимо для роспуска Рады, оставила этот вариант открытым.
Дело в том, что наиболее крупная по итогам выборов будущая фракция оппозиции («Батькивщина», 25,54%, 101 место, лидер – Арсений Яценюк) сначала скоропалительно согласилась с предложением ЦИК провести перевыборы всего в пяти округах, но позже модифицировала своё отношение, поскольку перевыборы законодательно усложнены. Какая теперь позиция у главной партии оппозиции – честно говоря, неясно. Тут дело в том, что провал планов ПР по созданию однопартийного большинства сделал даже один мандат золотым.
Впрочем, оппозиционеры и так победили в этих пяти округах. И победят еще раз.
Вторая по численности будущая фракция оппозиции («Удар», 13,96%, лидер – Виталий Кличко) стоит на той позиции, что примерно в 13 округах произошла попытка путем фальсификации украсть победу у представителей оппозиции, и власти это просто следовало бы признать. Но ставки слишком высоки, и с тем, что череда увечий закрутится всенепременно – нынешней власти придется смириться, сегодня оппозиция может смолчать, но затем все это припомнить…
Судя по все новым и новым скандалам в сфере расходования средств налогоплательщиков, Банковая стала жить по тем же правилам, что и «папэрэдныки» на закате правления: «ты умри сегодня, а я завтра». Тем временем, Александр Ефремов как-то несмело заявил, что премьер может быть и не «регионалом», хотя сам он лично поддерживает в эти трудные времена Николая Азарова.
Это и неудивительно. На этого смелого неолиберального реформатора, украинского Джимми Картера, как аттестовал его Ларри Кинг – разгоняясь с горы долгов едет телега, груженная результатами «реформ». Но никому его не жаль, в том числе и соратникам.
Между тем, как и у «Свободы», интерес «Удара» к этим округам невелик – в основном, от подтасовок пострадали представители «Батькивщины».
Примечательно, что высший административный суд сначала запретил ЦИК публиковать результаты выборов в двух округах, а потом принял скандальное решение признать победителями представителей власти.
Таким образом, избранными считаются 445 членом парламента, из них 185 – от Партии Регионов, 101 от «Батькивщины», 43 – самовыдвиженцы, 40 от «Удара», 37 – от «Свободы» и 32 – от коммунистов, 3 – от партии «Единый центр» и 2 – от Народной партии и по одному – от Радикальной партии и Партии «Союз». На этот расклад и будем ориентироваться далее.
Уточнение второе – ни одна из старых демократий или их союзов, либо миссий наблюдения не заявляла о том, что будущий парламент 7-го созыва может быть признан нелегитимным. Для этого отсутствуют основания и в национальном законодательстве – речь ведь не идет о 151 проблемном мандате, то есть более одной трети, а максимум о 14-ти.
Дополнительно, партия «Удар» и партия «Свобода» заявляли о несовпадениях в 1,5% от всех проголосовавших, и о четверти миллиона голосов соответственно, по их мнению, у них украденных, путем порчи бюллетеней и другими способами.
Так это или нет, покажут судебные разбирательства, которые со всей неизбежностью дойдут до ЕСПЧ, в силу особой ситуации в украинском правосудии после так называемой «судебной реформы», которую вдохновлял начальник главного управления по вопросам судоустройства АП, советник президента Андрей Портнов. Впрочем, не совсем ясно, какие разбирательства идут и сколько их, и какая перспектива у них в отношении изменения расклада. Сергей Головатый заявил, что ЕСПЧ не занимается вопросами выборов, но ведь речь идет о массовом нарушении прав человека и как подать дело в таком ключе – зависит от мастерства юристов…
И все же фундаментально рассадка политиков в парламенте от этих перетягиваний каната не изменится, а призывы не брать мандаты и добиться новых выборов путем «не-избрания» 151 народного депутата были признаны рискованными.
Ведь в таком случае изменения в законе о выборах, ряд положений которого позволили создать управляемый хаос при установлении результатов голосования – будет рассматривать нынешний состав парламента, в котором доминирует Партия Регионов, ее союзники-коммунисты и группы перебежчиков из лагерей Тимошенко и Ющенко.
Так что можно гарантировать, что, пусть и не в полном составе, но парламент 7-го созыва в декабре приступит к работе.
Сегодня активно ведутся переговоры о формировании парламентского большинства, а «рваный» итог гонки превращает парламентскую арифметику чуть ли не в парламентскую алгебру с непростыми уравнениями.
Уравнение первое: так, в составе будущей фракции Партии Регионов (185 штыков) находятся три «народника» - не сомкнутся ли они в процесс торгов с двумя своими мажоритарщиками, один из которых нынешний спикер Владимир Литвин? Учтем, что и прочая фракция – это клубок интересов.
Тут и гвардия ныне самого богатого постсоветского магната (19 млрд. и 35-е место в мире, согласно Bloomberg) Рината Ахметова. И колонна «старых донецких» промышленников. И люди, обязанные лично президенту Януковичу. И представители так называемой группы «Росукрэнерго», которую СМИ представляют в виде триумвирата бизнесмена Дмитрия Фирташа, главы Администрации Президента Сергея Левочкина и министра топлива и энергетики Юрия Бойко.
Какая из этих групп станет доминировать, пока сказать сложно – за порогом присяги большинство тайных договоренностей испаряются как дым.
Уравнение второе: промежуточный план партии власти состоял в создании большинства из числа «регионалов» и самовыдвиженцев. Это было бы красиво, если бы немало фиктивных самовыдвиженцев не провалилось бы. Большинства ПР + самовыдвиженцы в 228 голосов не будет. Дело в том, что порядка дюжины самовыдвиженцев-победителей настроены откровенно оппозиционно к президенту Виктору Януковичу, его партии и его политике. А 216 мандатов – это далеко от большинства.
Тогда в игру необходимо допустить «миноритариев» – партию «Единый Центр», Народную Партию и партию «Союз». Но и это – всего 222 мандата. Более того…
Уравнение третье: из числа точно не-оппозиционных самовыдвиженцев (грубо – 31) примерно 15 являются представителями других финансово-промышленных группировок, а именно бензинового магната Игоря Еремеева, «короля банкиров» Игоря Коломойского (группа «Приват») и автомобильно-шоколадного олигарха Петра Порошенко.
Обязанными правящей партии, таким образом, можно считать от силы 20-25 «независимых».
Иными словами, Виктор Янукович и Николай Азаров, и руководитель партийной машины «регионалов» Андрей Клюев могут твердо рассчитывать лишь на 202-207 штыков в новой Раде. Десять мандатов «миноритариев» - центристов, радикалов, союзовцев и народников ничего не решают.
Уравнение четвертое: украинские коммунисты далеки от того топорного советского национал-патриотизма (или «советского национализма»), который демонстрируют их российские братья по вере.
Это хваткие политические предприниматели, хорошо освоившие буржуазную игру «Монополия», безукоризненно управляя своим сегментом с помощью ностальгического бренда. Сегодня в их руках не только пост первого вице-спикера и доступ к конфиденциальным данным в виде Государственной архивной службы, но и (буквально до недавнего) таможня, а также Фонд госимущества, и масса не столь заметных, но хлебных постов.
Заметно увеличив свою фракцию, и почти в 2,5 раза электоральный результат – коммунисты торгуются за больший кусок пирога. Начавшаяся рецессия к тому же повышает их имиджевые риски. На кону могут оказаться «жирные» министерские и парламентские посты, а возможно, и «голова» луганского губернатора, наиболее досаждавшего «красным» во время кампании.
Но и вместе с коммунистами – дефицит составит девять мандатов до простого большинства, и они резко вырастают в цене.
Сумм менее десяти миллионов в дорожающем долларе за одно голосование одного депутата, как говорится, не предлагать. А денег мало в казне «регионалов». Государственные – и те кончились.
Уравнение пятое: внесение изменений в Конституцию в шкурных интересах президента и его партии на данный момент заблокировано – в лагере оппозиции насчитывается до 195 штыков, как минимум, к весне. Поэтому разворачивается интрига вокруг законодательства о референдуме и выборах президента в один тур относительным большинством.
Уравнение шестое: если прочный олигархический консенсус не сложится, в любой момент к оппозиции могут присоединиться отряды общей численностью в 25 депутатов из числа «ненадежных» и семь из числа обязанных олигарху Дмитрию Фирташу (уже сделавшему странное, «не корпоративное», так сказать, заявление, о крахе инвестиционной политики правительства), а это приведет к переходу в оппозицию уже самой президентской партии.
Вероятность такого сценария пока невелика, но… именно это происходило с коалициями в 2000-м, 2001-м, 2004-м, 2006-м и 2009-м годах.
Угроза принципу политической и экономической конкуренции всегда сплачивала как украинских избирателей, так и группы крупных собственников, что, собственно, продемонстрировали и минувшие выборы.
И это седьмое уравнение оказалось неподвластным никому из украинских президентов.
Коментарі — 0