3 июня 2014 года состоялось два судебных заседания, которые прямо касались самого известного казахстанского оппозиционного политика и бизнесмена Мухтара Аблязова.
3 июня 2014 года состоялось два судебных заседания, которые прямо касались самого известного казахстанского оппозиционного политика и бизнесмена Мухтара Аблязова. При этом первое получило хорошую прессу в Казахстане и за его пределами, а второе осталось незамеченным. И зря.
Ирония заключается в том, что предметом обоих судебных заседаний был один и тот же вопрос — о праве юристов фирмы Winston & Strawn LLP участвовать в слушаниях по делу об экстрадиции Аблязова из Франции. Первое заседание прошло в Лионе, второе — в Киеве. И по их итогам были вынесены два взаимоисключающих решения.
Расскажем об этом подробнее.
Апелляционный суд Лиона принял решение, что представители Украины и России будут допущены на предстоящий осенью этого года судебный процесс, где будет рассматриваться запрос на экстрадицию Мухтара Аблязова, но у них не будет доступа к следственному досье и права что-либо в него добавлять.
Но если Россию на слушаниях в Лионе будет представлять официальное лицо от Генеральной прокуратуры РФ, то с Украиной дела обстоят иначе. Благодаря Генеральной прокуратуре Украины, не возражавшей против того, чтобы юристы Winston & Strawn LLP представляли украинские власти в Лионе, именно эта частная структура была допущена к участию в слушаниях.
Как и почему это не просто незаконное, но и антиконституционное решение было принято в первый раз, мы уже рассказывали читателям. В том числе о контакте казахстанского премьер-министрас исполнявшим обязанности руководителя администрации президента Украины Сергеем Пашинским, пролоббировавшим желания Астаны. Сейчас он уже отстранен от должности.
Напомним коротко суть дела. Еще в декабре 2013 года в ходе подготовки к судебному разбирательству по экстрадиции Мухтара Аблязова во французском городе Экс-ан-Прованс появился новый участник в лице французских юристов Жиля Биго и Гийома Фора, которые заявили, что представляют интересы Украины в данном процессе. Для демонстрации своего мандата они предоставили документ, озаглавленный «Разрешение явиться в суд», подписанный украинским следователем Максимом Мельником.
Этой бумагой Мельник уполномочил юридическую фирму W&S участвовать во всех слушаниях апелляционного суда Экс-эн-Провансапо рассмотрению запроса об экстрадиции Мухтара Аблязова. Через посольство Украины во Франции письмо было передано в Министерство юстиции Франции, и все выглядело вроде бы солидно и убедительно за исключением «незначительной детали»: документ этот по украинскому законодательству не имел никакой юридической силы.
Ведь согласно ст. 26 закона Украины «О прокуратуре», ГПУ принимает решения по всем вопросам, предусмотренным межгосударственными соглашениями в рамках взаимной правовой помощи, включая вопросы экстрадиции. А статья 52 этого закона устанавливает исключительный источник финансирования органов прокуратуры — за счет средств государственного бюджета Украины.
Поэтому, согласно указанным законодательным актам, предоставление юридических услуг государству Украина возможно только после осуществления следующих действий:
- ГПУ должна была обратиться в Министерство юстиции Украины (МЮУ) по поводу необходимости предоставления юридических услуг частной юридической компанией;
- МЮУ должно определить наличие средств, предусмотренных на указанные цели, в государственном бюджете;
- МЮУ должно определить объем расходов на оплату таких услуг;
- МЮУ должно заключить договор о предоставлении услуг с юридической компанией;
- ГПУ должна направить письменное уведомление суду другого государства о предоставлении соответствующей юридической компании полномочий представлять государство Украина в судебном процессе.
Однако на практике получилась совершенно другая схема. В своем письме в ГПУ компания «Ильяшев и партнеры», нанятая казахстанским «БТА Банком», выразила просьбу об участии в деле Аблязова юристов других государств (то есть французских). При этом «Ильяшев и партнеры» предложила ГПУ сценарий, по которому эти юристы будут представлять государство Украина без оплаты их услуг из госбюджета Украины. Понятно, что такой сценарий был недопустим в принципе.
Так вот, второй суд — Печерский районный суд города Киева признал действия следователя Мельника по выдаче частным юристам, представляющим БТА во Франции, разрешения явиться в суд незаконными, а само это «разрешение» — недействительным.
Если подробнее, то суд постановил: «отменить «Разрешение явиться в суд» от 18.11.2013 года №12/2—7446, выданное Юридической фирме «W & S SELARL», действующей через своих партнеров, Мэтра Жиля Биго и Мэтра Гийома-Дени Фора — адвокатов Парижской коллегии адвокатов, подписанное и переданное по дипломатическим каналам через посольство Украины во Франции в Министерство юстиции Франции следователем Следственного управления ГУ МВД Украины в г. Киеве Мельником Максимом Владимировичем в рамках совершения досудебного расследования в уголовном производстве № 12012110000000147».
Поскольку свое решение о допуске частных юристов апелляционная палата суда в Лионе приняла на основании этого самого «разрешения» следователя Мельника от 18 ноября 2013 года, то получается, что в один и тот же день в двух разных судах были приняты два взаимоисключающих решения. И если одно из этих решений не будет изменено, то решение будущего суда по делу об экстрадиции Мухтара Аблязова автоматически станет незаконным.
На судебное заседание приехали сотрудники прокуратуры г. Киева и Генеральной прокуратуры с целью представительства интересов и позицией по отказу в удовлетворении требований жалобы защиты Аблязова. А вот сам следователь Мельник, чей документ был обжалован, в заседание не явился — постеснялся?
Впрочем, громкий скандал, начавшийся после публикации переписки между украинским следователем и юристами, работающими на казахстанский «БТА Банк», и вышедший далеко за пределы республики, ничему не научил новые украинские власти.
Как стало известно на днях, на решение суда в Киеве подан протест казахским «БТА Банком» через юриста «Ильяшев и партнеры» и прокуратурой. Видимо, Кариму Масимову, кстати, вместо Назарбаева присутствовавшему на инаугурации нового главы Украины, в ходе двусторонних встреч в Киеве, в том числе с исполняющим обязанности премьер-министраАрсением Яценюком, снова удалось договориться по делу Мухтара Аблязова.
Новых украинских властей похоже, хватает только на борьбу с собственными диссидентами и инсургентами и противостояние с Россией, Кремлем и Владимиром Путиным. К давлению со стороны других государств СНГ, в частности Казахстана, они оказались весьма податливы.
В связи с чем нам остается задать только два вопроса: почему новые власти Украины, во-первых, так идут навстречу пожеланиям Акорды относительно самого важного и опасного политического оппонента Нурсултана Назарбаева и, во-вторых, позволяют себе нарушать Конституцию и законы Украины, причем в интересах авторитарного правителя — союзника Владимира Путина.
Коментарі — 0