Политолог Андрей Богатырев о том, кто стоит за днепропетровской «Самопомиччю», и почему в городе теперь много «зеленой ваты»
Днепропетровщина на этих местных выборах стала едва ли не форпостом борьбы нового со старым. В самом Днепропетровске против «вселенского зла» в виде одного из наиболее одиозных (оставшихся в Украине) персонажей команды Януковича Александра Вилкула боролся эксцентричный «укроповец» из «приватовской» команды Борис Филатов и довольно неожиданно победил. В Кривом Роге до сих пор под вопросом победа Вилкула-старшего. «Прогрессивная общественность» требует внеочередных выборов, поскольку Юрий Вилкул всего на 700 подозрительных голосов опередил ранее мало кому известного Юрия Милобога из «Самопомочи» – и теперь решение по Кривому Рогу должна принимать Верховная Рада, которая с первой попытки не смогла назначить там перевыборы.
Но одной победы в Днепропетровске для Филатова недостаточно, как было бы недостаточно и для Вилкула. Без поддержки горсовета, где у «Оппозиционного блока» самая крупная фракция, у нового мэра ничего не выйдет. А если учесть, что острый на язык Филатов и его одиозный патрон Игорь Коломойский в свое время многих успели настроить против себя, под сомнением оказалось сотрудничество с фракциями «Блока Порошенко» и «Самопомочи». Причем «Самопомич» выступала за то, чтобы не давать Филатову принести присягу мэра, пока Рада не лишит его депутатских полномочий. Присягу он, в итоге, все-таки принял, попутно призвав Андрея Садового распустить фракцию «Самопомочи» в днепропетровском горсовете. Сейчас вспыльчивый мэр стал более миролюбив, однако проблема клинча в горсовете пока не решена и голосов не хватает для избрания секретаря. Даже если все депутаты от «Укропа», «Блока Порошенко» и «Самопомочи», а также сам Филатов будут дисциплинированно ходить на заседания, голосов для принятия решений у них впритык. Поэтому остается либо перетягивать отдельные штыки из «Оппоблока», либо договариваться с «Громадськой силой» местного политика Загида Краснова. Но учитывая, какие выпады делает Филатов в адрес последнего, такие договоренности сейчас выглядят сомнительными.
Какие политические расклады будут превалировать на драйвовой Днепропетровщине в ближайшее время и сможет ли Вилкул отыграться за поражение в мэрской гонке в интервью с главным редактором местной «Популярной газеты» Андреем Богатыревым.
Вилкул-младший уже отошел от поражения, к которому, похоже, не был готов?
Команда Вилкула явно не ожидала такого результата – они были ошарашены уже первым туром. Социология, исходившая из близких к ним кругов, говорила о том, что в первом туре Вилкул – лидер, а во втором он выигрывает у любого конкурента с хорошим запасом. Но дело в том, что страна и люди изменились, а «регионалы» действовали в старой парадигме – старую собаку не выучишь новым фокусам. Они вроде бы делали все правильно, но одни и те же фокусы надоели. Тем более, первый звоночек для этой команды прозвенел ещё три года назад, на парламентских – в 24-м мажоритарном округе. Несмотря на весь концентрированный админресурс, протеже Вилкула тогда все-таки проиграл выдвиженцу Пинчука (Якову Безбаху), во многом благодаря телеканалам (подконтрольным Пинчуку, - «Главком») – трем национальным и местному 11-му. На этот раз у Вилкула была вся медиамашина – и «Интер», и каналы Пинчука… Но, угадав все буквы, они не смогли прочитать слово. Они боялись прямого контакта, думая, что у них сотый левел защиты, но этот расчет оказался ошибочным. В итоге, Вилкул забрал только свои голоса, в то время как Филатову было куда расти. Поражение особо болезненно для Вилкула еще и потому, что он проиграл свои первые прямые выборы, в которых ранее никогда не участвовал. Он трижды становился депутатом по списку, губернатором его назначали, вице-премьером назначали.
Тем не менее, Вилкул сейчас может отыграться в горсовете, где у «Оппоблока» самая большая фракция, а вот у «Укропа» могут возникнуть проблемы с союзниками.
Уже объявлено, что большинство будет «демократическим» (хотя на местном уровне применение такого термина очень сомнительно) – «Укроп», «Блок Порошенко» и «Самопомич». Пока у «Оппозиционного блока» самая большая фракция – 25 человек плюс у «Громадськой силы» Загида Краснова – 7. Учитывая, что в горсовете всего 64 депутата, получается ровно половина на половину. Притом что самая маленькая фракция «Самопомочи» временами ведет собственную игру, чтобы повысить свою значимость. Неоднократно проходила информация, что днепропетровская «Самопомич» очень сильно отличается по кадровому наполнению от того, что думают в Киеве или во Львове. На самом деле, это люди, в значительной степени связываемые с Вадимом Ермолаевым, который фактически являлся главным личным спонсором Вилкула. Ермолаев – олигарх регионального уровня, в сфере интересов которого строительство, торгово-развлекательные центры, производство алкоголя. Кстати, один из руководителей его «Алеф-Виналя» стал депутатом облсовета по списку «Укропа». Вы же понимаете – на местном уровне все со всеми «переспали» и все со всеми общаются, хотя людям никто в этом не будет признаваться.
У всех фракций в горсовете сейчас есть свои «пакеты акций»: «Укроп» и «Оппоблок» – мажоритарии, остальные – миноритарии. Планы «Укропа», о которых как-то проговорился в «фейсбуке» Святослав Олийник, простые: выбивать людей из фракции «регионалов» и привлекать их на свою сторону.
То есть речь о производстве «тушек», которым раньше увлекались как раз «регионалы». «Оппоблок» может посыпаться?
Теоретически да, но пока еще не побежали. Если бы Ермолаев вел игру в своей привычной манере, договариваясь с теми, кто при власти, то «на выход» из «Оппоблока» есть минимум два его человека. Но Ермолаев настолько вложился в Вилкула, что сейчас менять масть ему не с руки.
Филатову пришлось забыть свои старые прения с «Блоком Порошенко»?
Ну, конечно. Нельзя всех просто, грубо говоря, обзывать козлами – горсовет должен работать, а для этого нужно минимум 33 голоса, причем это на грани. А у «Укропа» всего 21 плюс голос мэра.
На назначение секретаря горсовета все-таки найдутся голоса?
Филатов официально объявил, что выдвигает руководителя городской организации БПП Камиля Примакова. И плоды коалиции «Укропа» с БПП уже есть – избраны председатели всех райсоветов Днепропетровска: четыре от «Укропа», два от БПП, один от «Видродження» (то есть фактически от «Укропа») и один – от «Громадськой силы». Между прочим, это единственный случай, когда коалиция «Укропа» с БПП дала осечку.
К кому сейчас склоняется Загид Краснов? Он так и будет держаться вне большинства или есть варианты?
Пока он вместе с «Оппоблоком» противостоит потенциальному большинству. И вряд ли войдет туда, ничего не получив взамен.
Насколько Филатов комфортно чувствует себя в новой должности? Надолго хватит его нынешнего запала?
Сложно сказать. Работа в Верховной Раде и даже в обладминистрации коренным образом отличаются от работы городского головы. В обладминистрации он работал, когда была самая непонятная и тревожная фаза фактически войны. Подавляющее большинство интересовало только, чтобы здесь не было русских, а все остальное как работало, так и работает. И когда угроза русских танков прошла, то оказалось, что и команда старая в значительной степени осталась, и финансовые потоки все те же. Чтобы быть хорошим мэром, надо работать каждый день – и не обязательно самому ходить и все инспектировать, достаточно, чтобы этим занимались люди, которые в этом разбираются и не нацелены пилить бюджет.
Филатову хватает людей для собственной команды?
Все замы уже уволены, и вместо них назначены новые и.о. Новый и.о. первого зама – очень интересный ресторатор Дмитрий Погребов; юрист Филатова, руководивший его штабом, Александр Санжара назначен и.о. управделами; наша коллега с ТВ Настя Староскольцева оглашена исполняющей обязанности вице-мэра по гуманитарно-социальному блоку. Это чисто его люди. Пока говорить, что кто-то где-то «накосячил», нельзя, потому что слишком мало времени прошло. Но далеко не все люди читают «фейсбук» – их интересует, чтобы ремонтировались дороги, нормально ходил транспорт и так далее.
Филатов начал свое мэрство с риторики против переименования Днепропетровска в рамках декоммунизации. Это такое заигрывание с консервативным электоратом?
Законные сроки для переименования города у мэра уже истекают, теперь дело за Верховной Радой. Ну, какой мэр добровольно возьмет на себя такую ответственность? К тому же, переименовать город – это же не переименовать переулок, о котором никто не знает. У нас до сих пор не переименованы знаковые проспект Карла Маркса, проспект Кирова, улица Ленина, причем последнюю планируется переименовать в Степана Бандеры.
При всей разношерстности тех, кого привычно относят к группе «Приват», Филатов был их консолидированной кандидатурой. Для Игоря Коломойского победа своего человека в Днепропетровске была принципиальной? Или ему из Женевы это не так важно?
Статус Коломойского уже давно – это «совет старейшин». Город – не его масштаб, и интересы Коломойского не привязаны только к Днепропетровску. Условно говоря, если бы мэром стал Вилкул, он что – смог бы расшатать «Приватбанк»? «Битва за Днепропетровск», конечно, преподносилась как сражение при Вердене в Первую мировую, но, на самом деле, это локальное событие для Украины. Поэтому участие в этих выборах Коломойского – все равно, что Кинг-Конг зашел бы погулять по городу. Его интересы и круг общения находятся на другом уровне – это не Вилкул, который вообще игрок другой весовой категории.
Как «ахметовские» переживут это поражение?
Младший Вилкул же не пошел в суд – он грозился, но разрыв очень большой. Если бы было нечто похожее на Кривой Рог, тогда да. Для «ахметовских» сейчас важно будет не развалиться. За них, на самом деле, проголосовало много людей, но результат, который они показали в базовом для себя Кривом Роге – это, конечно, провал. Вилкул-старший выиграл всего 700 с копейками голосов у еще полгода никому не известного человека – Милобог просто собрал все голоса против дедушки, который уже многим надоел.
А «Батькивщина» играет в свои игры там, где для нее удачный расклад, и ситуация по Кривому Рогу показала это очень четко. Все давно знали, что три года назад руководителем криворожской организации «Батькивщины» стала человек Вилкула, связанная с этим кланом по бизнес-вопросам. И что – это стало для Юли откровением? И после прозвучавших грозных заявлений из Киева непонятно, распущена ли фракция «Батькивщины» на самом деле или это были просто красивые слова на камеру.
Чем закончатся разбирательства вокруг Кривого Рога? Пока сигнальные голосования в Верховной Раде не позволяют провести перевыборы.
Пока вроде бы видим попытку спустить это на тормозах. Мы же не готовы наверняка сказать, какую партию в этой игре играет тот же Гройсман? Можно говорить, что все мы, конечно, «за», но при голосованиях неожиданно не будет хватать голосов.
Кстати, в преддверии местных выборов широко было распространено мнение, что Банковая будет в Днепропетровске работать на Вилкула, как меньшее для себя зло по сравнению с «приватовцами». Но перед вторым туром, судя по всему, что-то «поломалось»?
Наверно, даже перед первым. Конечно, и самому «Укропу» было выгодно раскручивать миф, что все против них. У них вообще был четкий водораздел – если ты нас не поддерживаешь, то ты враг. Сейчас в Днепропетровске, помимо «бело-голубой ваты» появилось много «зеленой ваты», для которой Филатов – это наше все, что бы он ни делал. «Вата» – это же не показатель пророссийскости, а неспособность критически воспринимать реальность.
Когда БПП выставлял кандидатом в мэры Курячего, его основной задачей было поработать на список в горсовет, что по факту получилось не очень. Однако «приватовцы» это по-своему воспринимали – вот, зачем его выставили, он же отбирает голоса у Филатова! Но с какой стати президентская партия не должна была выставлять своего кандидата, тем более, было два тура? Со своей стороны команда Вилкула заявляла, что если бы в выборах не участвовал Краснов, то Вилкул выиграл бы в первом туре.
Филатов уже успел поссориться с «Самопомиччю» в горсовете. Мол, мы вам так помогаем в Кривом Роге, а в Днепропетровске такие подставы. Правда, сейчас уже говорит, что на 90 % с «Самопомощью» договорился.
«Самопомощь» на первой же сессии обратила внимание, что Рада не проголосовала за снятие с Филатова депутатских полномочий, перед тем как он принял присягу мэра. Одни юристы говорят, что, на самом деле, достаточно было заявления о сложении им мандата, другие – что нет. Филатов все равно присягу зачитал, удостоверение получил, но при этом дальше было бессмысленно продолжать, потому что большинство депутатов просто покинули зал. Через неделю был второй акт «марлезонского балета», который даже не открылся, потому что не было кворума. Пришли «Укроп», «Солидарность», но не пришел один депутат из «Самопомочи» Мишалов-младший, причем была озвучена версия, что его забрала скорая. Это как раз тот депутат, про которого говорят, что он может быть прочной связкой с Ермолаевым. Поэтому сессию даже открыть не удалось.
Такое «пограничное состояние» в горсовете будет теперь постоянно?
Поведение Филатова должно меняться. Днепропетровск – не тот город, где можно всех послать в пешеходно-эротическое путешествие и при этом рассчитывать, что все тебя будут поддерживать. Сейчас задача номер один для городского головы – создать дееспособное большинство, в котором было бы как минимум 36–37 человек. Пока «Укроп», «Самопомич», БПП плюс голос мэра – это 33 из 65. В принципе, этого достаточно, но стоит кому-то одному не прийти – и уже ничего нет. Все равно, что 226 в Раде.
В парламенте кнопкодавить как бы нельзя, а у вас в горсовете можно? В Киевраде, например, установлена система, которая делает голосование за друга невозможным.
В старом, но пока действующем, регламенте нет нормы персонального голосования. В прошлом созыве «регионалы» в какой-то момент разболтались до крайности, многие перестали ходить и приходилось жать за себя и за соседнего парня. Но тогда же время было другое, а сейчас, когда все говорят, какие они другие и новые?
Ну, супруга главы президентской фракции в парламенте Ирина Луценко жмет за четверых и ничего.
На самом деле, я недавно был на прямом эфире с руководителем фракции «Укроп» в горсовете Михаилом Лысенко и прямо спросил – готовы ли они поменять регламент в части персонального голосования? Он уверил, что это одна из первых вещей, которые они сделают. Но в двух предыдущих созывах это не получилось.
В Днепропетровском облсовете создали «коалицию» шести партий без «Оппоблока», председателем избран представитель БПП Глеб Прыгунов. Насколько она будет прочной?
46 из 120 голосов у «Оппоблока», 25 у «Укропа», 14 у «Блока Порошенко», также прошли «Видродження», «Батькивщина», «Самопомич» и «радикалы». В облсовете есть влияние губернатора, и неудивительно, что председателем стал человек от БПП. Святослав Олийник из «Видродження» тоже хотел, но без БПП просто не получается собрать всех. Кстати, вероятность того, что «Оппоблок» посыплется, в области больше.
Коментарі — 0