Бывшего президента задаривали третьесортными предметами искусства, а он умудрялся еще приторговывать этим богатством
«Главком» провел виртуальную экскурсию по резиденции Виктора Януковича и имению Виктора Пшонки с экспертами – известным коллекционером Александром Бреем и замдиректора по научной работе Национального музея Варвары и Богдана Ханенко Еленой Живковой.
Живкова в составе группы музейщиков две недели выискивала в Межигорье настоящие ценности. Вердикт однозначен: у нуворишей современности не было абсолютно никакого понимания художественной ценности. Главный принцип: пышно и дорого. Пытаясь казаться опытными коллекционерами, они вешали действительно редкие находки посреди огромного скопища некачественных копий и репродукций в пафосных золотых рамах.
-- Ценности Межигорья ждали в Крыму
На видео побега Виктора Януковича из Межигорья был запечатлен лесной пейзаж, который уже приписывают руке самого Ивана Шишкина. Стоимость такой картины – от миллиона долларов. Очевидно, бежавший президент пытался спасти хотя бы самое дорогое. По некоторым данным, еще одна вывезенная работа может принадлежать авторству Ивана Айвазовского. Сейчас достоверно определить, что увез с собой Янукович невозможно. Зато можно оценить «остатки».
После открытия Межигорья, кроме всех желающих насладиться видами резиденции «самого», туда, с целью предотвратить попытки мародерства, отправилась группа экспертов-музейщиков «Украинского голубого щита» - организации под эгидой ООН. При инвентаризации и оценке ценностей у Януковича были найдена первая украинская печатная книга «Апостол» Ивана Федорова 1574 года, несколько ценных старопечатных книг, старое оружие (качественные мушкеты XVII века), две настоящие античные амфоры, керамическая тарелка Пикассо, трипольский зерновик, подаренный Виктором Ющенко (об этом свидетельствовала прикрепленная карточка), пейзаж Петра Кончаловского.
Больше всего Елена Живкова, которая также занималась оценкой «ценностей» на месте, как эксперт, была изумлена двум находкам – картинам Василия Поленова «Кто из вас без греха?» и Хендрика ван Балена и Яна Брегеля Старшего «Сбор манны небесной».
«Когда я нашла Поленова, я не поверила своим глазам, - делится эксперт с «Главкомом». - Картина была подробно описана, выставлялась в Третьяковской галерее. Доказательством того, что это оригинал, должна была быть наклейка на обратной стороне с рукописным текстом жены Поленова, где указано настоящее название работы. Мы ее сняли, и нашли там наклейку». Ценность второй картины, по словам эксперта, заключается еще и в том, что она, начиная с XVII века, не тронута ни одним реставратором. Обе работы были проданы на аукционах. Поленов - на лондонском Бонамс – за 6 миллионов 338 тысяч долларов. «Возможно, это было такое капиталовложение», - допускает эксперт.
Музейщики также нашли в Межигорье икону XVII века итало-греческой школы. Но в ее сертификате значился XIV век. Ценность иконы, конечно, зависит не только от времени создания, но и от мастера, который ее создал, от сохранности. Однако человеку, который не разбирается в искусстве, продать ее с «бумажкой», подтверждающий более ранний период, можно было намного дороже.
На этом, пожалуй, список работ, имеющих художественную ценность, найденных в Межигорье, можно заканчивать. В Хонке было достаточно много вещей XIX века – но особого художественного достоинства они не несут. Современные, аляповато сделанные мозаики, взятые из книжных миниатюр, бетонные стилизации, копии с римских скульптур на фоне украинских пейзажей – все это, по мнению, Живковой могло бы «украсить» лишь интерьер попавшего в ад и грешившего при жизни дизайнера.
«Меня больше всего поразил Парфенон, который приютился в углу Хонки, - рассказала искусствовед. – Там колонны Парфенона, метопы Парфенона, знаменитая голова коня. Но все это отлито из какого-то жуткого бетона и приставлено к углу деревянного здания».
В Межигорье также были изделия севрской, мейсенской и венской мануфактур, но все они были «поздние». «Они, как правило, зародились в XVIII веке, имели периоды расцвета и упадка. Упадок совпадал с эпохой историзма, когда вещи уже шли в тираж. Там было мало художественности и много пышности», - отметила Живкова.
Интересными, но по-своему, можно считать найденные в резиденции экс-президента «перепечатки» известных серебряных фигурок Фаберже конца XIX века. Их авторы просто пытаются подражать великому гению. Посему – ценность у изделий лишь материальная.
А преимущественное большинство картин в Межигорье вполне предсказуемо оказались копиями и так называемыми олеографиями (когда на холст делается репродукция масляной печатью, а сверху чуть прописывается краской). «Никакой художественной ценности они не имеют, но зато в золотых рамах могут служить украшением интерьера», - отметила эксперт.
Но человеку, для которого искусство определяется лишь критерием «мне нравится», продать их можно выдав за оригиналы. Были бы деньги.
«Там на 70% шедевров нет, - комментирует фото из резиденции коллекционер Александр Брей. – Копии известных вещей. А Януковичу же все равно. Он же абсолютно в этом не разбирается. Понравилось – купил. Подделка это или нет – его уже не интересует. Для меня тут все можно назвать словом «подделка». А для него – главное, чтоб было по богатому».
Хотя многие вещи для Януковича были лишь вложением денег. «Мы нашли журналы, которые вели хранители всех этих ценностей, напротив части работ была сделана пометка: «Продано», - рассказала эксперт. – То есть ему что-то дарили, а он еще и приторговывал».
Просматривались в Хонке места, где раньше висели картины – вполне возможно, как раз те, которые накануне отъезда Януковича так поспешно выносили из его резиденции. Немалое количество работ хранилось в неприспособленных для них помещениях и условиях. «Был ряд вещей приготовленных к вывозу, - рассказывает Живкова. – Они находились в гараже, были обернуты в пленку. Это для картин и икон очень опасно. Вот что такое икона? Дерево, несколько подготовительных слоев, а потом живопись. Все слои движутся, дышат. Под пленкой они начинают преть, испарять влагу, влага конденсируется на пленке, оседает на картине». По словам эксперта, еще бы немного такого «хранения», и они бы пропали. Многие уже нуждаются в реставрации – там появились трещины, вздутия с угрозами осыпи.
Интересно, что на всех этих упакованных в целлофан картинах в гараже висел самый обычный канцелярский стикер с надписью: «На Крым».
До событий в Крыму можно было бы предположить, что эти работы должны были украсить резиденцию Януковича на полуострове. Хотя степень ее готовности еще не позволяет заниматься интерьером. И что имел в виду, Виктор Федорович мы, наверняка, уже не узнаем.
-- У Пшонки все разграбили
Фотографии из имения экс-Генпрокурора Виктора Пшонки, расположенного в селе Гореничи, на время затмили даже кадры из Межигорья. В доме нашли большое количество древних икон, предметов роскоши, коллекции холодного оружия... Вкус Пшонки во многом был созвучен с эстетическими предпочтениями Виктора Федоровича. Те же каминные наборы, состоящие из часов и пары канделябров XIX века, повторяющихся бесконечное количество раз в так называемых «перепечатках», те же олеографические копии и та же бессмысленная пышность.
Однако тут еще возникла проблема с оценкой. Пока эксперты, занятые в Межигорье, добрались до имения Пшонки, оказалось, что работать там уже не с чем – все было разорено и разграблено. Потому довольствоваться искусствоведам остается лишь первыми фотоотчетами.
«Немецкая или австрийская живопись. Но олеография это или подлинник – нужно смотреть в реале. Во всяком случае, даже если это оригиналы, то живопись – третьесортная. Такие сладенькие немецкие картиночки», - комментирует Елена Живкова увиденное на фото убранство жилища Пшонки.
Большинство картин в доме Пшонки, по словам эксперта, представляют историзм XIX века: «Это стиль, который процветал в Европе в конце XIX века, и который почему-то полюбила бывшая правящая элита. Все очень пышно, смешение всего. Такая же каша, в общем, как и в головах. Много позолоты, все очень торжественно, но мало художественной ценности».
Такие работы музеи не украсят. Хотя и, по оценкам коллекционера Александра Брея, подобная несерьезная живопись может стоить от 20 до 100 тысяч евро.
«Это настоящие вещи, декоративные ампирные вазы, Западная Европа, первая треть XIX века. Под ними столик, отделанный бронзовыми накладками, тоже хороший», - отметил наиболее интересные вещи коллекционер Александр Брей. Оценил он и еще одну работу – бюст Петра I из белого фарфора.
Елена Живкова отметила работу, на которой изображен Николай II с наследником: «Похоже, что это акварелька. Если да, то она может быть очень ценной».
В целом, в доме Пшонки чересчур много оказалось картин с изображением охоты и скачек.
«Интересно, что нувориши во все века предпочитают эти сцены, - отметила Елена Живкова. – Так было в Голландии, когда в конце XVII века голландские бюргеры разбогатели и стали подражать аристократии соседней Фландрии. И тоже стали вместо своих изумительных неповторимых голландских картинок заказывать огромные сцены охоты, с охотничьими трофеями. Сейчас охота, скачки, еще машины выражаются в пристрастиях таких людей».
Единственное, ради чего эксперт хотела попасть в имение Пшонки, вот эта картина.
«Это, безусловно, фламандская живопись начала XVII века, если это, конечно, оригинал… Но когда музейщики отправились туда, после Межигорья, полотна уже не обнаружили», - рассказала она.
Среди ценного можно отметить еще гравюру с видами Святой горы Афон второй половины XIX века (Западная Европа, Франция) и Евангелие напрестольное 1862 года печати.
Однако копий в «домашней галерее» Пшонки тоже оказалось достаточно. Причем, и очень простецких, таких, как эта репродукция на «Поцелуй» Густава Климпте.
И более изысканных.
Скорее всего, копией также является и якобы работа Михаила Скотти «Итальянка», 1840-е годы. Во всяком случае, некогда она числилась за Национальной галерей Республики Коми.
Просматривая фотографии из имения, обнаружили также, на первый взгляд, работу Жана-Батиста Грез «Женская головка в чепчике».
«Очень плохая копия по гравюре, - прокомментировала находку Елена Живкова. – Эти картиночки все очень слабенькие».
Даже на глаз видно, что картина в доме Пшонки отличается от оригинала. Тем более что последний находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Якобы яйца Фаберже, которых в доме Пшонки было запечатлено немало, Александр Брей тоже считает копиями - современными «штучками».
«Та какое Фаберже? – восклицает коллекционер. – Я сколько занимаюсь этим, за сорок лет настоящее Фаберже только один раз в руках держал. Это копии с Фаберже – все современное». Однако одно такое «яичко», по его словам, навскидку может стоить от 20-ти тысяч долларов – все зависит от камней, пробы, работы и так далее.
-- «Донецкий быкоко»
«Донецкий быкоко», «Безвкусица и китч», «Смесь французского с нижегородским», - такие определения «искусству» от Виктора Януковича и Виктора Пшонки дают эксперты.
Вещей, которые действительно могут украсить музей, в их резиденциях - считанное число. Большая часть имеет лишь материальную ценность. «Наш антикварный рынок дикий и не организованный, - отмечает Елена Живкова. – На нем все определяется критерием: «Мне нравицца и я плачу».
Специалисты приходят к выводу, что власть имущие мало разбираются в искусстве, но готовы тратить на него сумасшедшие деньги. Таким образом они пытаются предстать в образе настоящих коллекционеров. Но по факту добиваются совершенно противоположного эффекта.
«Они наполняли свой дом якобы произведениями искусства, сомнительного вкуса и сомнительной художественности. Если их дома посещали люди, имеющее образование, они могли полностью оценить безграмотность хозяев, - резюмирует эксперт. - Это лучше всего говорит, насколько чудовищно они были не образованны. Это все равно, что Джоконду в ванную повесить».
Коментарі — 0