Покушение на Харьков, или Кто стрелял в Кернеса?

Покушение на Харьков, или Кто стрелял в Кернеса?

Город, который является следующей мишенью в плане по дестабилизации Украины, остался без мэра

Покушение на мэра Харькова Геннадия Кернеса порядком запутало ситуацию в городе, который является для сепаратистов следующей мишенью в российском плане дестабилизации Украины. Ранее ситуация держалась хоть в каких-то правовых рамках, а Харьковский облсовет принимал вполне цивилизованные воззвания к Киеву о децентрализации власти, повышении роли местного самоуправления и втором государственном языке. Один из самых одиозных персонажей прошлого режима, как бы к нему ни относились, после бегства Янукович чуть ли не первым заявил, что бывший президент стал частью истории и призвал харьковчан к миру и спокойствию. Это было особенно показательно на фоне недавних «георгиевских» игрищ Кернеса и Добкина с созданием «Украинского фронта». Также харьковского мэра называли организатором поставки на киевский «антимайдан» полчищ «титушек». Но после кровавой развязки на Майдане и бегства Януковича, Кернес изменил риторику.

Предполагали, что на позицию Кернеса очень сильно повлиял его давний знакомый Игорь Коломойский, который активно противодействует сепаратизму в родной Днепропетровской области. Когда Россия начала раскачку ситуации на Юго-Востоке (в тех областях, которые Путин назвал Новороссией), а в Харькове началось перманентное противостояние «евромайдана» и «антимайдана», харьковский мэр пытался занимать позицию ни вашим, ни нашим. В нынешней ситуации такая позиция играла, скорее, на руку «евромайдановцам» и действующей власти. Так Кернес прямо заявил сторонникам федерализации к их неудовольствию, что не допустит никаких незаконных референдумов в области. В борьбе с зародышами сепаратизма он даже не воевал (во всяком случае открыто) с новоназначенным губернатором Балутой, который близок давнему недругу Кернеса, нынешнему главе МВД Арсену Авакову. Сговорчивость Кернеса может объясняться и заведенным на него при новой власти делом, причем не просто за сепаратизм, как в случае с Добкиным, а за похищения и пытки людей.

Сейчас, когда Харьков остался без мэра (а очевидно, что после такого ранения в лучшем случае пострадавший не обойдется без длительного периода реабилитации), влияние, которое имел в городе Кернес, будет заметно особенно отчетливо. То, что покушение произошло в преддверии майских праздников, во время которых ожидается неслабая эскалация ситуации, дает повод подозревать, что за ним стоят те, кто заинтересован, чтобы Харьков в эти дни впал в хаос. Жесткая схема управления, которую Кернес и Добкин долго создавали под себя, и когда в городе не происходило ничего без их ведома, как ни странно, играла на руку нынешней власти в плане контроля над ситуацией. К тому же, нужно понимать, что настроения в Харькове и на Донбассе достаточно серьезно различаются и разжечь страсти здесь исключительно за счет внутренних ресурсов сложнее.

За устранением Кернеса, конечно же, многие увидели «руку Москвы». Якобы как градоначальник он мешал Кремлю в его далеко идущих видах на Харьковскую область – помимо общей границы с Россией, в этом регионе находится Шебелинское газовое месторождение. Плюс такие немаловажные для России предприятия как «Хартрон» и «Турбоатом». К тому же, Харьковская область, в отличие от той же Донецкой, имеет положительное бюджетное сальдо, то есть сама себя кормит. Российские телеканалы получили очередной повод показать, что выборы в ситуации, когда расстреливают мэров городов, провести невозможно, причем наверняка сделают акцент на том, что Кернес был против Майдана, значит наверняка это дело рук неофашистов и «бандеровцев». Но помимо создания информационного фона нейтрализация Кернеса дает реальные рычаги для дестабилизации.

Учитывая специфическую биографию Кернеса и наличие у него массы недоброжелателей, нельзя исключать и то, что он стал жертвой бизнес-разборок и передела сфер влияния в городе. Кернес уже неоднократно становился объектом покушений – взрывов и поджогов, а в декабре прошлого года сгорел ресторан «Никас», владение которым приписывали харьковскому мэру. Близкие знакомые Кернеса отмечали его тягу к инсценировкам, но такое пулевое ранение для инсценировки – уж слишком.

Очевидно, даже те, кто недолюбливал Кернеса и воспринял инцидент с ним с изрядной долей злорадства, не могут не признавать, что на пользу ситуации в Харькове это точно не пойдет.

«Кернес был одной из ключевых фигур в регионе, – говорит политолог с харьковскими корнями Владимир Фесенко. – С одной стороны, у этого покушения на него могут быть какие-то личные мотивы, врагов у него хватало. С другой стороны, не исключаю, что это покушение могло иметь политическую подоплеку. То есть это был важный элемент – и тут я выскажу гипотезу – искусственной дестабилизации в регионе и в целом по стране. Потому что при выбивании такой ключевой в регионе фигуры там усиливается и нестабильность.

Также это могло быть формой жесткого давления на местные элиты. Такой себе сигнал мести, возможно. Мол, либо вы на нашей стороне, имеется в виду, сторона пророссийская, либо вы плохо закончите. Вот эта ситуация с условным нейтралитетом Кернеса и Ахметова в какой-то степени законсервировала развитие кризиса в этих регионах. Россия же стремится переломить ситуацию в свою пользу. Поэтому удар по таким фигурам, конечно же, может иметь символическое значение, может стать сигналом устрашения для части местных элит».

Фесенко прогнозирует, что жестко выстроенная Кернесом система без него рухнет и в Харькове возникнут тенденции к неуправляемости: «Самое главное, что может произойти, – нарастание определенных анархических тенденций. И дело не в том, что там может быть провозглашен какой-нибудь народный мэр. Кернес – жесткий авторитарный руководитель, который все держал в своих руках. А если он выпадает, система начинает расползаться. Кернес, как бы мы к нему не относились, был одним из относительных стабилизаторов у себя в городе. Нет Кернеса – и тенденции неуправляемости, ухудшения степени управляемости могут проявиться весьма отчетливо».

Политолог Вадим Карасев, который также в свое время переехал в Киев из Харькова, опасается, что после покушения на Кернеса, в городе может возникнуть кризис власти: «На Кернеса была заточена местная элита, он умел выстраивать элитные сети. Нынешний губернатор Игорь Балута в элитах популярностью не пользуется, у населения – тоже. В Харькове, в отличие от Славянска и других городов Донетчины, местная власть не провалилась. Харьков во всех этих сепаратистских настроениях был таким серьезным контрсепаратистским звеном. Теперь же, после покушения на Кернеса, местная власть может посыпаться и создать вакуум, который тут же займут разного рода народные и всенародные мэры и губернаторы».

Врачи заявляют, что угроза жизни Кернесу после операции будет существовать еще несколько дней, а обязанности главы города пока будет выполнять секретарь горсовета Александр Новак. Сумеет ли он при поддержке местных элит удержать обстановку в городе – вопрос, на который пока никто в Харькове не может дать ответ.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: