Только за прошлый год дотации на отрасль сократились в пять раз. Министр Демчишин обещает на этом не останавливаться
«Угольная отрасль должна стать самоокупаемой и не требующей дотаций из государственного бюджета», - так описали «Главкому» цель кардинального реформирования угольной промышленности в профильном министерстве. Эту цель чиновники от энергетики намерены достичь путем создания прозрачного рынка угольной продукции, установив равные условия ведения бизнеса для всех субъектов хозяйствования, включая и госпредприятия. Для этого министерство энергетики и угольной промышленность уже разработало концепцию Целевой комплексной программы развития угольной отрасли, предполагающую привлечение частных инвесторов с целью модернизации производственных процессов и увеличения добычи угля.
Чтобы понять, что скрывается за этими выхолощенными министерскими формулировками, нужно проанализировать ситуацию, в которой оказалась отрасль в последние год-два.
На подконтрольной Украине территории осталось 35 шахт, добывающих уголь газовой группы (марка «Г»). В министерстве утверждают, что в предыдущие годы миллиардные дотации в угольную отрасль использовались очень не эффективно. «Дотации сократились с 5 млрд грн до 1-го миллиарда в 2015 году. Устаревшее оборудование, не эффективное управление стало причиной убыточности шахт», - сообщили «Главкому».
По данным министерства, сейчас проводится системный анализ с целью выявления неперспективных шахт, отработавших свой ресурс. Министр Владимир Демчишин считает, что такие шахты должны быть закрыты. Об этом он заявил 5 февраля, выступая с отчетом о результатах первого года своей работы перед депутатами парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Совместно с Минфином и европейскими партнерами будут реализованы проекты поддержки и ресоциализации персонала, который будет уволен. На шахтах устанавливают контроль операционных процессов, усиливается охрана имущества угольных предприятий.
С целью установления правил торговли на рынке угольной продукции в условиях поэтапного разгосударствления энергетической отрасли, в министерстве также разработан проект Закона «О рынке угольной продукции». Сейчас этот документ проходит согласование с министерствами и ведомствами Украины, с профсоюзными организациями, после чего он будет подан в Кабинет министров.
Выше перечисленные меры обусловлены отсутствием рыночных механизмов ценообразования и стимулов для повышения эффективности угольных предприятий. В отрасли не решались вопросы прозрачного ценообразования, в частности, для определения цены на энергетический уголь в зависимости от его энергетической ценности. Требуют решения вопросы предупреждения введения ограничений на рынке угля в соответствии с требованиями Мировой организации торговли.
Устранить эти перекосы призван выше упомянутый Закона «О рынке угольной продукции». В частности, должны быть созданы условия для обеспечения экономики страны собственным углем в достаточных объемах, соответствующего качества и оптимальными ценами. Для этого должны быть созданы равноправные условия хозяйствования для всех участников рынка. Формирование цены на уголь должно осуществляться с помощью таких рыночных механизмов, как электронные биржевые торги, долгосрочные контракты без государственных посредников.
Шахты сокращают добычу угля: по итогам 2015 года падение составило 38,8% (на 25 млн т) по сравнению с 2014 годом – добыча упала до 39,76 млн т, - сообщает Минэнергоугля.
Угледобывающие предприятия, управляемые Минэнергоугля, в 2015-м снизили добычу на 62% (на 10 млн 984,1 тыс тонн) – до 6 млн 742,2 тыс тонн, в т.ч. добыча коксующегося угля сократилась на 57,6% (на 2,652 тонн) – до 1 млн 950,1 тыс тонн, энергетического – на 63,5% (на 8 млн 332,1 тыс тонн), до 4 млн 792,1 тыс тонн.
-- Как Украина пыталась стать энергетически независимым государством
За годы независимости Украины было принято три программы развития угледобывающей промышленности и два указа президента о структурной перестройке отрасли. Все они провалены, дотации из бюджета потрачены на обогащение посреднических структур, осуществляющих поставки оборудования для шахт.
Но самый большой урон угледобыче нанесен войной на Донбассе, тогда как этот регион мог бы стать энергетическим оплотом нашего государства: в структуре запасов органического топлива Украины доля угля занимает 95%, а запасы нефти и газа – всего лишь 5%. Однако добыча угля
Принятая в 2006-м году (и действующая ныне) Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предполагала наращивать добычу за счет введения в действие новых, а также реконструкции действующих шахт. Однако планы остались лишь на бумаге: количество забоев сокращалось, а зольность угля выросла до 40% (примерно в три раза выше нормы).
В 2006 году Министерство угольной промышленности планировало нарастить добычу угля к 2011-му году до 100 млн тонн – примерно столько нужно было Украине для обеспечения топливного баланса страны.
По итогам 2012-го года добычу увеличили до 86 млн т, а в 2013 сократили до 84 млн. В 2014-м году из-за военных действий добыча упала до 65 млн т, в 2015-м – до 39,76 млн.
-- Коррупция на дотациях
Среди стран СНГ в нашей стране самый старый шахтный фонд, уровень износа оборудования превысил 90%. Поэтому не удивительно, что большинство шахт убыточны - они существуют за счет государственных дотаций.
Угольная отрасль всегда была центром злоупотреблений. Дотационные средства из госбюджета уплывали на счета коммерческих посредников.
Себестоимость добытого угля для разных шахт – различная, она зависит от горно-геологических условий. Например, при крутом падении тонкого пласта (примерно полметра), где с целью добычи требуются большие затраты электроэнергии, себестоимость еще 10 лет назад превысила тысячу гривен. А там, где есть мощные пласты (толщиной 2 метра), более-менее равномерно залегающие, там себестоимость в 5 раз ниже. Такие шахты работали с прибылью, они давно приватизированы. Это шахты Западного Донбасса, «Павлоградуголь», «Краснодонуголь», «Комсомолец Донбасса».
-- Попытки создать рынок угля
Себестоимость угля на разных шахтах отличается в несколько раз, а значит, цена для многих потребителей неподъемная. С целью усреднения цены угля, в 2007-м году в Украине был запущен оптовый рынок угля – такие попытки были и раньше, но они были провалены приверженцами различных подходов к реформированию отрасли.
Роль оператора выполняло ГП «Уголь Украины» - компания закупала уголь на шахтах по различной цене. На оптовом рынке цена усреднялась, и все потребители покупали товар на равных условиях.
В 2007 году энергетические компании покупали уголь по 262 гривен за тонну, тогда как сейчас – по 1200 грн. Коксующийся уголь покупали на рынке по 500-600 гривен. Зачастую покупатели даже не подозревали, что себестоимость приобретенного товара иногда была в три раза выше.
Частные металлургические компании, приобретая на рынке дотируемый государством уголь, получали сверхприбыли на зарубежных рынках. Но при этом не приносили государственной казне пользы, адекватной получаемым прибылям. Процессом получения сверхприбылей всегда дирижировало представленное в парламенте металлургическое лобби.
-- Аукционы тоже запускали
Оптовый рынок угля был очень далек от рыночного совершенства. С целью его развития планировали отладить аукционную продажу угля во всех областях Украины. Однако не все потребители угля спешили за покупкой на аукцион. Многим было выгоднее приобретать товар по договорной цене, если она ниже рыночной.
С помощью аукционных торгов планировали запустить один из главных факторов рыночного регулирования – ценовой. В такой способ планировали создать стимул для частных инвесторов, якобы готовых привлечь в отрасль миллиарды требуемых инвестиций.
Следующим шагом планировали начать приватизацию шахт. Но выстраиваемые маяки гасли раньше, чем начинались реформы.
Конечная цель рыночных реформ - увеличить к 2030 году ежегодную добычу горючего ископаемого до 130 миллионов тонн. При этом планировали полностью обеспечить свои потребности в энергетическом угле, а импорт коксующегося угля уменьшить до 2,4 миллионов тонн в год. Экспорт угля не предусматривали.
На сегодня все начатые ранее реформы в угольной отрасли провалены. К тому же из-за военных действий в 2014-2015 годах наблюдается катастрофическое падение угледобычи. Привлечение инвесторов в район Донбасса вряд ли будет возможным до тех пор, пока там рвутся бомбы.
-- Данные: Минэнергоугля
Добыча угля предприятиями Украины в 2014/2015 гг., тыс. т.
Предприятия | 2014 | 2015 | изм., % |
ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» | 18 917,3 | 18 832,9 | -0,4 |
ПАО «ш/у «Покровское» | 5 187,6 | 4 353,3 | -16,1 |
ООО «ДТЭК Добропольеуголь» | 2 691,4 | 2 428,4 | -9,8 |
ГП «Львовуголь» | 1 622,2 | 1 754,4 | 8,1 |
ООО «Краснолиманская» | 1 064,5 | 1 747,3 | 64,1 |
ООО «ДТЭК Свердловантрацит» | 4 869,5 | 1 772,8 | -63,6 |
ООО «ДТЭК Ровенькиантрацит» | 5 172,8 | 1 551,5 | -70,0 |
ГП «Селидовуголь» | 1 283,9 | 1 248,1 | -2,8 |
ООО «ДТЭК Комсомолец Донбасса» | 2 540,8 | 1 218,8 | -52,0 |
ОДО «ш, Белозерская» | 773,2 | 910,6 | 17,8 |
ГП «Краснолиманская» | 929,2 | 641,7 | -30,9 |
ГП ш/у «Южнодонбасское №1» | 890,0 | 691,2 | -22,3 |
ПАО «Лисичанскуголь» | 643,5 | 545,8 | -15,2 |
ГП «Красноармейскуголь» | 648,5 | 406,6 | -37,3 |
ГП «Первомайскуголь» | 352,0 | 366,8 | 4,2 |
ГП «Южнодонбасская №3»* | 721,0 | 350,6 | -51,4 |
ГП «Дзержинскуголь» | 341,9 | 266,7 | -22,0 |
ГП «Волыньуголь» | 291,3 | 235,9 | -19,0 |
ПАО ш, «Надежда» | 194,0 | 228,2 | 17,6 |
ЧАО «Укрвуглебуд» | 225,3 | 104,4 | -53,7 |
ГП «Луганскуголь» | 1 115,1 | 96,9 | -91,3 |
ГП «Нововолынская №1»* * | --- | 7,3 | --- |
ПАО «Краснодонуголь» | 3 157,3 | --- | --- |
ГП «Макеевуголь» | 1 607,3 | --- | --- |
ГП «Антрацит» | 1 304,9 | --- | --- |
ПАО ш, «Ждановская» | 1 180,4 | --- | --- |
ПАО ш/у «Донбасс» | 1 169,3 | --- | --- |
ПАО ш, «им,З асядько» | 1 090,5 | --- | --- |
ГП «Торезантрацит» | 908,4 | --- | --- |
ГП «Донбассантрацит» | 784,4 | --- | --- |
ГП «ДУЭК» | 667,8 | --- | – |
ГП «Шахтерскантрацит» | 649,0 | --- | --- |
ГП «Снежноеантрацит» | 594,0 | --- | --- |
ГП «Артемуголь» | 357,5 | --- | --- |
ГП «Орджоникидзеуголь» | 340,8 | --- | --- |
ПАО ш, «Белореченская» | 259,5 | --- | --- |
ВСЕГО | 64 995,3 | 39 759,1 | -38,8 |
* - «Южнодонбасская №3» выделено из состава ГП «ДУЭК»
** - «Нововолынская №1» выделено из состава ГП «Волыньуголь»
Коментарі — 0