«Турецькийа фронт» закритий в лічені дні
Розвиток відносин Москви і Анкари набуває сенсаційні риси
Мовою оригіналу:
Стремительно развивается сюжет с нормализацией отношений Москвы и Анкары. Москва охотно воспользовалась извинениями Эрдогана для формирования многочисленных ответных сигналов о готовности идти на сближение. После взрыва в аэропорту Стамбула, унесшего 42 жизни, российская сторона немедленно выразила свои соболезнования, состоялся первый за последние полгода телефонный разговор Путина и Эрдогана (вспомним, как последний жаловался в ноябре, после уничтожения российского бомбардировщика Су-24 на сирийской границе, что «не может дозвониться» в Кремль). 1 июля проходит встреча руководителей МИД двух стран в рамках саммита Черноморского экономического сотрудничества в Сочи. Обсуждаются перспективы личной встречи Путина и Эрдогана.
В российских медиа Турция превращается из злейшего врага россиян в нашего доброго соседа, страну, которая заслуживает сочувствия в связи с террористическими атаками. А кроме того, даже несмотря на растущую угрозу безопасности — как традиционное место отдыха россиян.
Политическое решение о закрытии «турецкого фронта», по всей видимости, уже принято. Сейчас идет выработка сценария нормализации, приемлемого для обеих сторон. Параллельно будет разработано пропагандистское оформление событий. В обеих странах граждане должны быть уверены, что именно их руководство поступило мужественно, решительно и не потеряло лица. И Москва, и Анкара назовут последние события своей победой — что, в сущности, лишь подтверждает старый тезис о том, что худой мир лучше доброй ссоры.
О причинах, толкнувших Эрдогана на переговоры с Россией, мы уже писали (см. «Турецкая дружба» в №69 от 29 июня). Турецкий президент старается укрепить свои позиции в переговорах с ЕС после «Брексита» за счет «российского поворота» — потенциальной готовности Турции видеть в качестве своего приоритетного партнера именно Москву. Осталось разобраться с тем, почему в Кремле с таким энтузиазмом воспользовались этой возможностью договориться. После всех ответных жестов вежливости складывается ощущение, что именно Москва сейчас становится основным агентом «новой дружбы», предлагая Турции все более выгодные форматы переговоров. Помимо телефонного звонка, соболезнований и прочего, стоит обратить внимание на то, как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков однозначно обнаружил в витиеватом послании Эрдогана извинения. При этом в оригинале текст этого письма так до сих пор не опубликован ни в России, ни в Турции — какие выражения в действительности использовал турецкий лидер, остается загадкой. Наши нашли то, что искали, а могли бы искать совсем другое.
Причины для новой российской любви к Турции вряд ли лежат в экономической плоскости. Бизнес, работающий в двух странах, утверждает, что за полгода мы просто не успели поссориться как следует: замороженные инфраструктурные проекты не были разорваны, турецкие строители готовы вернуться в Россию в считанные недели, поставки овощей и фруктов можно наладить еще быстрее. Массовые российские туристы могут оказаться на излюбленных пляжах в Турции еще до окончания сезона — туроператоры никогда не делали ставки на длительное закрытие этого рынка. Единственным препятствием для скорейшего налаживания старых экономических связей могут стать наши лоббисты, заинтересованные в том, чтобы у Крыма как туристического направления и у отечественной сельхозпродукции по-прежнему не было конкурентов.
Главная причина беспрецедентного прогресса в переговорах с Турцией связана с военно-стратегическими рисками Кремля в Ближневосточном и Черноморском регионах. Враждебная Турция ослабляет российское присутствие в Сирии — кроме Асада, у Москвы больше нет там союзников. Второй крупнейший региональный игрок, кроме Турции — Саудовская Аравия, — точно не станет в ближайшие годы близким партнером Кремля. Договориться с Анкарой сейчас — значит получить дополнительную страховку, которую можно использовать при любом развитии ситуации — от окончательного выхода России с Ближнего Востока до новой эскалации в противостоянии с исламистскими группировками. Но еще большую тревогу Кремля вызывает ситуация в Черноморском регионе, где у России есть непризнанная мировым сообществом территория крымского полуострова и совсем нет союзников. Турция как партнер нужна Москве для того, чтобы снизить возможные риски, связанные со статусом Крыма.
Нормализацию отношений с Анкарой стоит приветствовать. Похоже, российские стратеги приходят к выводу, что идея тотальной конфронтации со всеми соседями себя не оправдала. Общий градус пропагандистского угара будет неизбежно снижаться, когда мы вспомним, что к югу от России вместо «злого турка» расположены гостеприимные all-inclusive отели. Но для отечественной публики все будет обставлено как еще одна «геополитическая победа»: мы заняли жесткую позицию, продавили извинения, и вот справедливость восстановлена. Ну и пусть — суть ведь не в пропагандистских трюках.
Джерело: Новая газета
Коментарі — 0